Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Выпуск 11 Уверенное поведение и немного о милиции


В выпусках образовался перерыв связанный с  тем, что я писал материалы о школьных Службах  примирения в журнал «Вестник восстановительной ювенальной юстиции».  Поэтому  я напомню, что мы остановились на решении конфликтов методами:

1) Открытой коммуникации (будет продолжение)

2) Энергетики

3) Работы со своими страхами (Симорон)

4) Гармонизации пространства (Фен-шуй)

5) Через анализ ситуации на картах Таро.

Что изменилось в вашем взаимодействии после этого? Я уверен, что использование этих методов если не полностью решает ситуацию, то хотя бы улучшает ее.  В моей практике часто бывает достаточно раскрутить «шарик» (смотри  выпуск от 25 сентября), чтобы «агрессор» пришел  извиняться. Поэтому я несколько удивлен отсутствием писем с вашей стороны. Видимо, все конфликты уже улажены J, что хорошо. Напишите, что у вас получилось. Ваша информация может помочь кому-нибудь, находящемуся сейчас в огне конфликта.


Ладно, как говорят, вернемся к нашим баранам. Вот стоят они на мостике, упершись рогами,  и не хотят друг друга пропустить. Говорят, что конфликт есть столкновение противоположно направленных позиций оппонентов.  Но это столкновение может быть вызвано не только серьезными противоречиями, но и нежеланием понять другого, неумением точно донести свою мысль, ложными предположениями относительно мотивов и действий другого, и прочими коммуникативными  проблемами.

Поэтому кроме баранов на мосточке есть другой образ конфликта – как стены в человеческих отношениях.

И ее преодоление возможно, если люди ХОТЯТ и УМЕЮТ договариваться.

Умение договариваться предполагает:

     1. Умение понять  себя и  выразить собственные интересы, потребности, чувства, мысли.

     2. Умение услышать и понять ДРУГОГО.

      3. Овладение уверенным поведением.

 

УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В ответ на провоцирующее поведение  (агрессию или манипуляцию) мы  можем выбрать   Уверенное или Неуверенное поведение.

Неуверенное поведение выражается в покорности, пассивной агрессии (бурчание, крикнуть в спину, мечты о мести, хлопанье дверью и т.п.), ответном нападении, самооправдании, придумывании оправдания для агрессора.

«Внутренней опорой Уверенного поведения является понимание того, что у каждого человека есть личное пространство, границу которого он охраняет,  и это его неотъемлемое психологическое право. Понимание того, что признаваться в своих чувствах не стыдно,  поскольку не бывает «правильных и «неправильных» чувств. Что нередко поведением и восприятием правят стереотипы, которые далеки от истины,  и мы не обязаны им следовать. Что у любого человека могут быть недостатки, и он может совершать ошибки, а поэтому критика со стороны других – это нормально:  она означает, не то, что кто-то плохой,  а что ошибки надо исправлять.», – говорили мы на тренинге в колонии 1 .

 

Уверенное поведение предполагает:

-  спокойное выслушивание критики (без обиды),

-  спокойное заявление о том, что не нравится (можно использовать Я-высказывание),

-  отстаивание своих прав.

 

Можно потренироваться на представителях власти. Например, на милиции, когда она у вас пытается проверить документы. Если вы:

1)      Не совершили преступления,

2)      На вас не показывают свидетели, как на совершившего преступление

3)      У вас в руках нет орудия преступления

4)      У вас на одежде нет следов преступления

или же  в городе не объявлено Чрезвычайное Положение, то у милиции  НЕТ ОСНОВАНИЙ для требования предъявления документов (прописку может проверить только ВАШ участковый у вас дома, если вы его туда пустите).

Да, с милиции начальники могут требовать проверки документов, она может вас попросить показать паспорт  (вы тоже можете ходить по улице и спрашивать у прохожих паспорта), но это не означает ОБЯЗАТЕЛЬСТВА предъявить документы.

Поэтому, до каких либо иных разговоров вы  требуете милиционера представиться (ФИО, место службы, нагрудный номер), можно попросить его предъявить документы и направление дежурства на этот участок. ЗАПИСЫВАЕТЕ ИХ, а затем спрашиваете ОСНОВАНИЕ проверки документов. Поясняете, что под четыре вышеописанных категории не подходите, а желание его (или его начальства) проверять документы по своей прихоти не вызывает у вас сочувствия. Если милиционер не представляется, можно спокойно уходить: ведь если он действует по закону, то ему опасаться нечего, если он боится, значит, чего-то нарушает.

Описываемые действия не раз мной проверены на милиции, таможенниках с одинаковым результатом: если их не боишься, то они теряются и оставляют в покое (буквально, уходят «на минутку» к себе в будку и не возвращаются). Только не надо хамить, унижать воспринимать их как врагов (это тоже элементы Неуверенного поведения). На наезды и попытки «поддеть» – спокойно отвечать  «я слышу в ваших словах оскорбление, я чувствую в свой адрес угрозу» и т. п.

И еще: среди сотрудников милиции много честных людей.  Оцените ситуацию: возможно им реально нужна помощь. Или же наоборот: если это распоясавшиеся «оборотни»,  то не стоит лезть на рожон – здоровье важнее.

Дальнейшие тренировки проводятся с агрессивными учителями, начальниками и прочими «мелкими тиранчиками», встречающимися на вашем пути.

________________________________________________________________________________

 Пишите письма Konovalov-A@ yandex. ru

1 В этой рассылке использованы материалы семинара по медиации и открытой коммуникации, который мы проводили для сотрудников и осужденных женской колонии ИК-6 под Орлом.

В избранное