Психологическая зависимость от определенного способа или образа жизни способствует развитию бедности. Люди с психологией бедности гордятся своей безупречной порядочностью, которая, якобы не позволяет им перейти черту и дойти до уровня бесстыжих богатых людей, которые «все украли». Заметьте, не заработали и добились, а именно украли у бедных и несчастных.
Такая жизненная позиция свидетельствует о сформированной психологической зависимости от бедности, которая остро проявилась в девяностых годах двадцатого столетия. В советские времена все были или казались одинаково бедными, но равными, а вот потом уже произошло слишком быстрое расслоение на бедных, очень бедных, богатых и очень богатых.
Переход от модели социализма к капитализму показал все трудности смены привычного типа мышления и поведения. Те, кто смог быстро приспособиться, начали неплохо зарабатывать, а вот остальные остались за чертой бедности.
В 90-х годах в странах постсоветского периода произошел кризис сознания, при котором в силу возникновения новых жизненных обстоятельств поменялись морально-этические ценности, пропала иллюзорная стабильность и уверенность не только в близком, но и в далеком будущем.
Проблемы психологии бедности существовали и в развитых странах Запада. В 1959 году американский социолог О. Льюис, после длительного изучения коллективной жизни бедных людей передающих свою модель поведения следующим поколениям ввел термин – «культура бедности». Он выделил два подхода в решении данной проблемы: социально-экономический (марксистський) известный своей концепцией эксплуатации богатыми бедных и психологический, заключающийся в том, что бедные люди вроде бы сами виноваты в своих несчастьях.
Если результатом социально-экономического подхода есть революция, то результатом психологического является – бедность. Как правило, люди, считающие себя бедными на самом деле более зависимые и пассивные, подчиняются обстоятельствам, они не целеустремленные и не умеют преодолевать трудности. Как правило, у них отсутствует желание побороть бедность, потому что для этого им придется много чего изменить в привычном стиле жизни и мышления.
Оказывается, что от условий формирования личности ребенка в раннем детстве зависит его успех или неуспех во взрослой жизни. До пяти лет у ребенка формируются психологические основы активности и пассивности, интеллекта, самостоятельности, зависимости и других психических процессов. Каждый человек став взрослым сам делает свой выбор в том или ином направлении своего развития. Исходя из этого, бедность выступает результатом ....................