Возрастная психология Древней Греции – теории Гераклита и Протагора
Впервые вопрос о развитии личности детей и формировании у них
нравственного, социально одобряемого поведения был поставлен греческим
ученым Протагором, одним из основателей школы софистов. Именно ему
принадлежит знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Это
изречение предполагает относительность и субъективность человеческих
знаний, невозможность выработать общее для всех понятие, в том числе и
понятие добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного
человека, то по мерке другого может быть злом.
Протагор говорил о том, что, с точки зрения
общества, существует понятие блага и зла, понятие о хорошем и плохом
поведении. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли человека
путем планомерного воздействия на него в личном общении сделать лучше в
нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. Целью такого
воздействия он считал не только совершенствование человека с точки
зрения объективных критериев нравственности, но и помощь в его адаптации
к тем социальным условиям, в которых он живет. С точки зрения
Протагора, естественное развитие души ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации.
Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие
условия являются оптимальными для формирования социально активной и
адаптированной личности ребенка. Протагор пришел к выводу, что, с точки
зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние,
которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других.
В условиях греческой демократии одним из способов такого воздействия
было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать
их в своей правоте. Поэтому именно обучение приемам ораторского
искусства считал Протагор главным при воспитании детей....................