Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Своими словами

  Все выпуски  

Ведьма: взгляд психоаналитика



Своими словами

Рассылка для женщин
Ведьма: взгляд психоаналитика

Ведьма
Орлова М.И., Обухов Я.Л.

Проводя психотерапию по методу символдрамы, нами были разработаны специальные имагинативные упражнения, в ходе которых пациентка представляет себя ведьмой, совершает различные превращения, отправляется в воображаемые путешествия.

В начале сеанса, который в общей сложности длится около 50 минут, психотерапевт в течение 10-30 минут проводит с пациенткой предварительную беседу, в ходе которой он спрашивает о ее актуальном состоянии, самочувствии, волнующих ее проблемах. В качестве примера приведем сокращенный протокол одного из протагонистских сеансов.

Психотерапевт: Как Вы себя чувствуете?
Клиентка: Хорошо, расслабленно.
Психотерапевт: С чем бы Вам хотелось сейчас поработать?
Клиентка: Хотелось бы прояснить некоторые отношения с мужчинами.

Психотерапевт может спросить пациентку о том, как она представляет себе ведьму, как ведьма могла бы выглядеть, сколько ей примерно лет и т. п.

Психотерапевт: Вам приходилось сталкиваться с такими женщинами, которых можно было бы назвать ведьмами?
Клиентка: Были такие женщины, но больше внешне, чем по сути. Или я этого воздействия не ощущаю.
Психотерапевт: Какие ведьмы из сказок Вам сейчас представляются, вспоминаются?
Клиентка: Мачеха-ведьма из сказки «Волшебное зеркальце». Внешне она высокая, статная. У нее черные длинные волосы, белая кожа. Это красивая женщина с особой зимней холодной красотой.


Далее психотерапевт предлагает пациентке поработать с образом «ведьмы». Для этого ей нужно поудобнее сесть в кресло или лечь на диван, почувствовать опору под собой, закрыть глаза и расслабиться под сопровождающую инструкцию психотерапевта по технике, близкой к аутотренингу по Й. Шульцу (релаксация занимает обычно от 1 до 5 минут, в среднем около 3 минут). Затем психотерапевт предлагает пациентке представить образ: «Попробуйте представить себе сейчас какую-нибудь ведьму, волшебницу или колдунью. Все, что Вы представите, это хорошо. Мы можем работать с любым образом. И если Вы что-нибудь представите, то расскажите, что Вам представляется.»

Пациентка с закрытыми глазами рассказывает сидящему рядом психотерапевту о том, что он представляет. Психотерапевт же сопровождает пациентку в ее образе при помощи слов «да» и «угмм», уточняющих вопросов.

Клиентка: Представляю лиственный лес с густым подлеском. Солнце почти не пробивается… За спиной избушка, деревянный сруб…
Психотерапевт: Угмм.
Клиентка: Я вижу ведьму. На руке у нее серебряное кольцо с большим прозрачным камнем.
Психотерапевт: Попробуйте представить себя этой женщиной.
Клиентка: Я ощущаю себя этой ведьмой. Я много знаю и умею...
Психотерапевт: Что на Вас надето?
Клиентка: Одета белая рубашка с широкими рукавами и широкий крестьянский сарафан.
Психотерапевт: Подышите животом, как вы ощущаете свою одежду в области талии?
Клиентка: Хорошо и свободно.


Вопрос об одежде задается пациенту на каждом сеансе представления образов по технике символдрамы. Он помогает пациенту более ярко представить себя в образе, ощутить свое непосредственное присутствие в имагинативном пространстве. Психотерапевт расспрашивает о деталях одежды. Например, он просит подышать животом, чтобы почувствовать, как ощущается одежда в талии; он просит пошевелить плечами и почувствовать, как ощущается одежда в области плеч и груди; психотерапевт спрашивает, какая на пациенте обувь, и просит его пошевелить пальцами ног.

При этом переживания пациента имеют также диагностическое значение. Например, если пациенту кажется, что в образе на нем неудобная обувь (тесная или, наоборот, болтающаяся), то это может означать, что человек ощущает внутреннюю несвободу, невозможность двигаться туда, куда ему вздумается.

Если воображаемая одежда жмет в талии, там, где, по представлениям древних японцев, находится центр жизни «ХАРА» (четыре пальца ниже пупка), это может означать, что сдерживается, ограничивается жизнь пациента. Живот – это символ жизни. Не случайно говорят: «Не жалея живота своего», т. е. не жалея своей жизни.

Если воображаемая одежда неудобна в плечах, это может означать, что человек взвалил на себя слишком много ответственности, работы, обязательств и его спина, его позвоночник не выдерживают.

Если в образе пациентка испытывает неприятные ощущения в области груди, это может означать, что субъективно она воспринимает себя как плохую мать, потому что грудь – это символ материнства. Причем сдавливание бюстгальтера в образе может ощущать и нерожавшая женщина. В этом случае неприятные ощущения в области груди могут символизировать страх, что «я буду плохой матерью».

Психотерапевт может задать и другие уточняющие вопросы. Например, какие у ведьмы волосы, какая прическа.

Психотерапевт: Вы ведьма. Какие у Вас волосы?
Клиентка: Хорошие, светлые и лохматые…
Психотерапевт: Как Вам кажется, сколько Вам лет?
Клиентка: На вид мне лет двадцать семь... Но мой настоящий возраст 350-400 лет.


На каждом сеансе символдрамы психотерапевт обязательно задает вопрос о погоде, времени года и времени суток. В культурно-лингвистическом контексте эти характеристики образа символизируют общий фон актуального настроения, эмоциональные отношения с матерью (и, прежде всего, на первом году жизни), а также возможное сопротивление пациента на прохождение психотерапии. В норме в образе обычно бывает хорошая солнечная погода, весеннее или летнее время года, утреннее или вечернее время суток. Если же на первом году жизни ребенок сталкивался с определенными проблемами (болезнь, физическое или психологическое отсутствие матери и пр.), а также в случае общего депрессивного или тревожного фона настроения, небо может быть серым и пасмурным, все вокруг может быть мрачным и угрюмым, может идти дождь или даже начаться буря. Осеннее или зимнее время года указывает на, возможно, еще более глубокую, прочнее укорененную базовую фрустрацию оральной потребности (потребности в любви, эмоциональном тепле, внимании со стороны матери, которую ребенок испытывает на первом году жизни). Осеннее время года часто связано с печальным, плохим настроением, весеннее - с оптимистическим ожиданием, а летнее - с удовлетворяющим чувством исполнения чего-то.

Психотерапевт: Какая сейчас погода?
Клиентка: Тепло и душно.
Психотерапевт: Какое время года, какой это месяц?
Клиентка: Начало июня.
Психотерапевт: Сколько примерно времени?
Клиентка: Полдень.


Психотерапевт спрашивает пациентку, как она себя чувствует и что ей хотелось бы сделать. Желания могут быть самые разные: в кого-нибудь превратиться, поколдовать, погадать, полетать на метле или в ступе. Психотерапевт предлагает пациентке сделать все, что ей хочется. Иногда желания пациентки несут в себе элементы агрессивного поведения, ведьме хочется пошкодить, попакостить. В этом отношении символдрама дает возможность социально приемлемым способом в безопасной для окружающих и для самого человека форме выразить, вылить вовне естественные агрессивные тенденции. Выходит наружу то, что уже давно накопилось, но сдерживалось в глубине души женщины. Иначе блокада агрессии, «ущемление аффекта», как это явление в своих ранних работах называл З. Фрейд, может стать причиной невротических депрессивных и психосоматических расстройств.

Психотерапевт: Вы ведьма. Вам 350 лет. Вы можете сделать все, что вам хочется, стать тем, кем вам хочется. Что бы Вам сейчас хотелось?
Клиентка: Хочу стать лисой.
Психотерапевт: Сделайте это. Почувствуйте себя лисой.
Клиентка: Я рыжая, с пушистым хвостом… Приятно чувствовать его движения…
Психотерапевт: Что Вам сейчас хочется?
Клиентка: Прогуляться в сторону человеческого жилья. Я бегу по лесу. Под лапами хвоя, чувствуются уколы иголок.
Психотерапевт: Как выглядит человеческое жилье?
Клиентка: Это замок феодала из грубого камня. Ворота открыты. Ездят телеги.
Психотерапевт: Что сейчас происходит в замке?
Клиентка: Мне очень любопытно, но я не могу туда проникнуть в виде лисы. Я превращусь в мышку.
Психотерапевт: Какая Вы?
Клиентка: Я маленькая, серая, с розовыми ушками и розовым хвостиком. Глазки–бусинки и черный подвижный носик.
Психотерапевт: Как Вы проникаете в замок?
Клиентка: Я нашла небольшое отверстие между воротами и стеной.
Психотерапевт: Что Вам хочется сделать?
Клиентка: Я маленькая, а во дворе много домашнего скота. Они меня могут затоптать. Я хочу превратиться в лошадь, чтобы не привлекать к себе внимания и все рассмотреть.
Психотерапевт: Какая Вы лошадь?
Клиентка: Кирпично-красного цвета, с белой звездой во лбу.
Психотерапевт: Где Вы сейчас находитесь?
Клиентка: Я стою около перил первого этажа и, чтобы не привлекать внимания, привязалась к этим перилам.
Психотерапевт: Что происходит в замке?
Клиентка: Обычная жизнь, все заняты своими делами. Ездят телеги туда и обратно.
Психотерапевт: Как выглядит хозяин замка?
Клиентка: Высокий, крупный мужчина 40-45 лет. Черные волосы до плеч с проседью. Одет как богатый человек.
Психотерапевт: На каком расстоянии от Вас он находится?
Клиентка: Он стоит на втором этаже и внимательно на меня смотрит. Я боюсь, что он меня обнаружит, догадается, кто я есть на самом деле.
Психотерапевт: Вы ведьма и можете превратить его в кого захотите.
Клиентка: Я превращу его в коня.
Психотерапевт: Где он сейчас находится?
Клиентка: Он стоит на втором этаже замка и с недоумением себя оглядывает.
Психотерапевт: Как он выглядит?
Клиентка: Он черный, с белой грудью и белыми боками.
Психотерапевт: Что Вам хочется сделать?
Клиентка: Мне хочется поскакать вместе с ним по лугу. Мы скачем, трава высокая, сочная, приятное ощущение от движения. От коня исходит сильный, резкий запах пота.
Психотерапевт: Что Вам хочется сделать? Вы ведьма и можете наслаждаться властью и силой.
Клиентка: Я отвела его далеко от замка. Мне приятно его недоумение по поводу происходящего.
Психотерапевт: Теперь я хочу попросить Вас, чтобы Вы поискали место, где можно было бы сегодня попрощаться с образом и, может быть, что-нибудь сделать на прощание.
Клиентка: Я превращаю нас в людей, наслаждаюсь его недоумением, предвкушаю, как далеко ему добираться до замка и убегаю в лес.
Психотерапевт: Ну а теперь запомните все, что Вам представлялось, и попрощайтесь с образом. Когда будете готовы, сожмите руки в кулаках, сильно-сильно потянитесь как после сна и, если будете готовы, то медленно открывайте глаза……

Как свидетельствует опыт психотерапевтической работы с мотивом «ведьма», в образах пациенток часто появляется замок, куда ведьма нередко прилетает в ступе или на метле. На последующем после представления образа обсуждении женщины часто говорят о полете над лесом в ступе или на метле как о самом приятном переживании. Воображаемый полет на метле – это, безусловно, мощная ресурсная подпитка. С психоаналитической точки зрения, метла между ногами ведьмы – это фаллический символ, осуществление зависти к пенису. Но метла не обязательно находится между ног ведьмы. В финских сказаниях Калевалы ведьма Лоухи вместо крыльев подвязывает к рукам свои метлы. В русском языке слова метла и метель происходят от одного глагола мести, а в народной песне поется: «Как по улице метелица метет». Не от этого ли корня происходит также слово месть, неизменно присутствующая в переживаниях пациенток, как это будет показано далее? Народные сказки говорят, что Баба-Яга во время своего полета след помелом заметает (там же). Метла символизирует силу природной страсти – порывы ветра, вьюгу, метель, вихрь чувств. Имагинативный полет на метле на сеансе психотерапии может способствовать повышению самооценки, удовлетворению нарциссических потребностей, а также потребности в самоутверждении. М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает ощущения полета Маргариты и переживаемые ею при этом чувства: насладившись свободой парения над ночным городом, она устраивает погром в доме Драмлита, отомстив тем самым погубившему мастера критику Латунскому, а затем успокаивает расплакавшегося в другой квартире ребенка. «Невидима и свободна!» - вот главное переживание Маргариты.

Другой символ фаллоса – это хвост. Когда женщины на сеансе психотерапии представляют себя ведьмами, они часто в образе превращаются в животных, обладающих хвостом. Считается, что у ведьмы тоже есть хвост. С позиции психоанализа, это символ фаллической женщины, т. е. женщины, одновременно выполняющей и женские, и мужские функции, которую окружающие воспринимают как вселяющую страх мужеподобную и агрессивную силу. Частый спутник ведьмы – черный или желтый кот. Это тоже фаллический символ, а также воплощение дополняющего ведьму мужского колдовского начала. В повести-сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» дается такая характеристика сопровождающего ведьму существа: «…Черный кот вовсе не злобная тварь, а образованный молодой человек самого тонкого обращения и ее cousin germain (франц. - двоюродный брат)».

Иногда ведьма проникает в замок в образе мышки или какого-то другого существа. Оказавшись в замке, ведьма, как правило, хочет принять образ красивой молодой девушки. После этого она обычно встречает в замке его владельца – интересного, сексуального мужчину – и заставляет его влюбиться в себя. Затем происходит взаимодействие с хозяином замка. Нередко ведьма превращает его в какое-нибудь животное или существо. Иногда ей хочется его помучить. Например, одна пациентка, представив себя в образе ведьмой, превратила прекрасного хозяина замка в мышь, привязала к хвосту мыши ленту и стала опускать и поднимать мышь, стоя на балконе. Мышиный хвост символизирует при этом половой член мужчины, за который как на привязи его держит пациентка, а само действие «опускания» символизирует унижение мужчины, возможное торжество и месть за прежние обиды, нанесенные другими мужчинами в ее жизни.

Представление образа ведьмы всегда несет в себе сексуальный потенциал. В народных поверьях ведьма, превращая мужчину в какое-то животное или существо, часто садится на него затем верхом и катается, пока его не оставят силы, в чем явно прослеживается символика полового акта и сексуальных оргий. В имагинативном сценарии проигрывается желанный реванш за прежние поражения и унижения. В то же время демонический потенциал ведьмы помогает высвободить вовне накопившуюся и сдерживаемую агрессию. Кроме того, представляя себя ведьмой, женщина чувствует свою силу, свои возможности, повышается ее самооценка. Это наглядно показывает тот факт, что практически все пациентки, когда психотерапевт просит их посмотреть в образе ведьмы на свою ладонь, описывают глубокую и длинную, доходящую иногда до самого локтя линию жизни и глубокую, рельефную линию ума. Когда ведьма меняет свой облик, превращаясь, например, из старухи в молодую женщину или девушку, то линии на ладони неизменно остаются те же.

Особенно эффективно использование мотива «ведьма» в работе с женщинами, тяжело переживающими свое старение или свою полноту. Представление себя ведьмой помогает им обрести уверенность в себе и получить ресурсную подпитку.

Ведьма из сказок и народных поверий обретает новую жизнь в психотерапии, оказывая эффективную помощь современному человеку.

В избранное