Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Своими словами

  Все выпуски  

Ведьма: взгляд психоаналитика



Своими словами

Рассылка для женщин
Ведьма: взгляд психоаналитика

Ведьма
Орлова М.И., Обухов Я.Л.

Высоко-высоко, выше гор, ниже звезд, над рекой, над прудом, над дорогой летела Сеси. Невидимая, как юные весенние ветры, свежая, как дыхание клевера на сумеречных лугах… Она парила в горловинах, мягких, как белый горностай, отдыхала в деревьях и жила в цветах, улетая с лепестками от самого легкого дуновения. Она сидела в прохладной, как мята, лимонно-зеленой лягушке рядом с блестящей лужей. Она бежала в косматом псе и громко лаяла, чтобы услышать, как между амбарами вдалеке мечется эхо. Она жила в нежной апрельской травке, в чистой, как слеза, влаге, которая испарялась из пахнущей мускусом почвы.

Рей Брэдбери, Апрельское колдовство

Каждая женщина рождается с тайной: силой созидания, очарования и магнетизма. Эта сила естественна и столь же природна, как и сила земли. Многие женщины не чувствуют ее в себе в достаточной мере и не используют ее потенциал. Отсюда – неуверенность в своей привлекательности, неудачи в любви, навязчивое сравнение себя с мужчинами, неумение пользоваться своей интуицией, подавление сексуальности. Такие женщины недовольны собой, своей внешностью, постоянно пытаются найти образ идеальной красавицы в модных журналах.

Привлекательной женщине не обязательно быть молодой и худой, если она в контакте со своей женственностью. Наоборот, чем старше становится женщина, тем больше в ней шарма и очарования.

Издавна люди связывали секрет женского обаяния с колдовством ведьм. В сказках именно ведьма помогает русалочке обрести ноги (и, соответственно, промежность и женские гениталии), указывает девушке путь к своему любимому, помогает вернуть суженого, стать красивой и искусной. Так кто же она - ведьма? Злая колдунья, вселяющая ужас в маленьких детей, или мудрая женщина, ВЕДУЮЩАЯ (не от этого ли происходит слово «ведьма»!) тайны леса, природы, законы жизни человека, животных и растений?

Австрийский психолог Трауде Эберманн утверждает, что «в современном феминистическом движении ведьма считается позитивным символом самостоятельной, автономной и потентной женщины, имеющей доступ к тайному знанию о соках и силах природы (а это значит и сексуальности), которая колдует, заколдовывает и околдовывает с удовольствием».

Сексуальную, обвораживающую женщину народная молва связывает с ведьмой, с демоническим, чертовским началом. «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» - характеризует привлекательную женщину Н.В. Гоголь в повести «Ночь перед рождеством».

А.Н. Афанасьев так исторически объясняет феномен ведьм: «Мало-помалу, путем чисто фактическим, начинают выделяться из народа люди, одаренные бóльшими способностями и пользующиеся потому бóльшим влиянием. Действуя более или менее под религиозным увлечением, они являются народными учителями и предвещателями: им понятен смысл древних мифов и религиозного языка, они в силах разгадывать и объяснять всякие приметы и гадания, они знают таинственную силу трав и очищений, они могут совершать все чародейною силою заговора. … К подобным вещим людям и начинает прибегать народ в нужде, для испрошения помощи и совета.»

В Средние века сотни тысяч женщин были жестоко замучены только за то, что они владели знаниями о воздействии на человека того, чем сегодня занимается психология, медицина, фармакология, биология. Этому способствовало широко распространенное христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха. Психоаналитик Сузан Бордо объясняет это тем, что мужчина, мальчик, неизбежно переживая фрустрацию в наиболее ранних отношениях с матерью, боится своих желаний, направленных на мать, боится идентифицироваться с ней. Он бежит от матери, спасаясь в мире мужских ценностей. Именно поэтому мальчик заявляет: «Не буду надевать девчачьи колготки, не буду делать ничего как девчонки, не буду пользоваться женской логикой». Мужская идентификация развивается не автоматически, благодаря обусловленности мужским биологическим полом. Она проходит долгий путь становления с многочисленными кризисами и проблемами. В результате получается, что во многом мужская идентификация – это результат ранних фрустраций в отношениях с матерью. Ее можно считать реактивным образованием, созданным для защиты от угрозы слияния с матерью.

Со времен Р. Декарта и Ф. Бекона, во всяком случае, со времен И. Канта, принято делить логику на мужскую – рациональную - и на женскую - иррациональную. Было принято считать, что мужская логика отличается своей прямолинейностью, четкой связанностью причины и следствия, четкой направленностью в одну сторону, стремлением разложить пространство и время на четкие линейные категории. К так называемой женской логике существовало презрительное отношение как к чему-то бессистемному, ориентированному не на разум, а на чувства. Мужчины часто боятся, что их обвинят в отсутствии мужской логики. Однако развитие современной науки в любой области (как в области физики и точных наук, так и, безусловно, в гуманитарных науках) показывает, что сейчас фактически уже наступила эпоха женского подхода и женской мудрости, для которой в бóльшей степени характерны цикличность, сезонность, ритм, интуиция. Ведьма символизирует эмоционально глубокую женскую мудрость, согревающую и оживляющую духовность. Женская мудрость отличается от холодного мужского рационализма, режущего и острого. Это мудрость особого рода, включающая творческое начало и космическое единство.

С позиции психоаналитической теории объектных отношений, дети бояться ведьмы, прежде всего, потому, что она воплощает для них страшный образ «пожирающей матери». Эту метафору предложила Мелани Кляйн, характеризуя субъективно переживаемый ребенком страх преследования на параноидально-шизоидной позиции, когда происходит расщепление, раздвоение объекта (отсюда и название: «параноидально-шизоидная»). В первые недели после рождения младенец еще не может прочувствовать и принять, что мать, которую он во время фаз покоя столь высоко ценит, это тот же самый объект, на который он во время фаз возбуждения столь же беспощадно и безжалостно нападает. Для ребенка как бы существуют две матери – «хорошая» и «плохая», что находит отражение в детских сказках, например, в русской народной сказке «Волк и семеро козлят». Когда козлятам хорошо, мать для них – это добрая коза, которая «молочка принесла». Когда им плохо (в сказке коза уходит от козлят в лес), мать превращается в «пожирающего» волка.

Как считает В.Я. Пропп, сказки отражают реальную историческую практику ритуалов инициации в первобытно-общинном обществе. В форме сказок о ведьме и бабе-яге до нас дошел древний шаманский ритуал, который осуществлялся хранительницами перехода между миром жизни и миром мертвых, существовавший в родовом обществе. Позднее к ведьмам относили жриц и сторонников языческих культов, жрецы и божества которых снижались в христианском мировоззрении до уровня нечистой силы.

Выделялись три категории ведьм: «черные», творящие зло, «серые», которые могли совершать и злые и добрые дела, а также «белые», помогающие человеку: ведьмы владели даром целительства, занимались знахарством, знали секреты лечебных трав, помогали при родах. Считалось, что ведьмы могли предсказывать будущее, делать как лекарства, так и яды с приворотными зельями. Ведьмы лечили, выводили бородавки. В то же время они могли навредить, как говорят в народе, навести «порчу», наслать болезнь. Они наделялись способностью оборотничества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Их атрибутами были летучие мыши, черный кот, помело, кочерга, волшебные травы и т. п. Но особая внутренняя связь была, как считалось, у ведьм с кошками. В народных поверьях обычная внешность ведьм, как правило, воплощалась в безобразной старухе. Но ведьма могла принимать и облик молодой привлекательной женщины. В сказках и народных преданиях ведьмы могли летать верхом на помеле, на козле или свинье, в которых они могли превратить человека.

В германской мифологии было распространено поверье, что раз в год в Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы на метлах и вилах слетались на гору Броккен. Считалось, что в это время, когда травы обретали чудесную силу, устраивался шабаш ведьм. В средневековой европейской мифологии было широко распространено поверье о духовной и плотской связи ведьм с дьяволом. Мужские демоны, домогающиеся женской любви, назывались инкубами (от лат. «ложиться на»). От такой связи могла зачать спящая женщина и родить урода или полузверя. Женские демоны, соблазняющие мужчин, назывались суккубами (от лат. «ложиться под»).

В славянской мифологии ночь на Ивана Купалу считалась временем сборища ведьм. Кроме того, ведьмы собирались при солнцевороте на Коляду и при встрече весны, то есть в наиболее важные языческие праздники. На Украине было распространено поверье, что ведьмы собираются на Лысой горе, лежащей на левой стороне Днепра у древнего Киева, где некогда стояли кумиры и был центр языческого культа. Горы у славян-язычников были священными местами жертвоприношений и игрищ. Слетаясь на Лысую гору, ведьмы, как считалось, предаются дикому разгулу и любовным наслаждениям с чертями, объедаются, опиваются, поют песни и пляшут под звуки нестройной музыки. Активность ведьм приходится именно на ночь, когда светит луна, а не на день, когда светит солнце. Считается, что на луна символизирует глубину и тайну бессознательного; солнце – свет сознания. Таким образом, наше бессознательное имеет базовую женскую природу, которая в народном сознании связывается с ведьмами и нечистой силой.

На архетипическом уровне образ ведьмы связан в нашем коллективном бессознательном с архетипом Великой Матери, имеющим четыре основных проявления: «хорошая мать» - «ужасная мать», положительная анима («добрая юная фея») - отрицательная анима («роковая женщина», молодая ведьма А-). Образ ведьмы воплощает в себе демоническое начало в нашей душе, естественно и закономерно присутствующее в каждом из нас на уровне коллективного бессознательного. Прикасаясь к образу ведьмы в сказках и идентифицируясь с ней, мы проживаем эту важнейшую архетипическую составляющую нашей личности.

Архетипы открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образах богов, героев легенд и мифов. В славянской мифологии это, например, богиня жизни, прародительница Жива - иначе называемая Сива (отсюда, возможно, волшебная сила Сивки-Бурки) - и богиня судьбы и плодородия, охранительница богатства Мокошь, а в германской мифологии это богиня Фрейя - женская составляющая, госпожа, в паре богов вегетации брата и сестры Фрейра и Фрейи. В скандинавской мифологии Фрейр - это бог, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Его сестра Фрейя - богиня плодородия, любви и красоты. В семито-сирийской мифологии им соответствует пара Бааль - Баалат.

Древние германцы посвящали Фрейе (а славяне - Мокоше) один день недели - пятницу (нем. Freitag, англ. friday). Он считался счастливым днем. Так как Фрейя считалась богиней любви, пятница была наиболее благоприятным днем для заключения мира, для всех дел любви и брака. Позднее под влиянием римской мифологии, этот день связывался с Венерой, к символике пятницы и к Фрейе прибавился любовно-эротический аспект. Так как Фрейю часто отождествляли с супругой верховного бога германцев Вотана (Одина), она считалась также богиней облаков и погоды. К ее компетенции относили также рост и созревание посевов, и, прежде всего, льна. Считалось, что ей подчиняется и вода, а также водяные существа, эльфы, гномы, сильфы.

С утверждением христианства девственные и материнские черты богинь Фрейи и Мокоши перешли, с одной стороны, к Марии, а, с другой, к ведьмам. В результате многое из того, что в языческие времена считалось святым и целебным, после свержения Фрейи с престола в христианские времена стало считаться демоническим и приписывалось ведьмам. Например, пятница, которая до этого была счастливым и благословенным днем, стала днем несчастий, днем шабаша ведьм. Правда, в народе все еще считают, что в пятницу можно освободиться от болезней, а также, что в этот день лучше всего свататься и заключать браки.

Многое связывает ведьм с целебными растениями, которые, как считалось, использовались для приготовления колдовского зелья. Различные травы (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, иван-да-марья, чертополох, подорожник, полынь и др.) ведьмы собирали в ночь на Ивана Купалу. Считалось, что эти травы приобретали в руках ведьм особую силу. Из них ведьмы приготовляли различные мази, натирали ими свое тело и могли принимать таким образом облик различных животных. Чаще всего, как считалось, ведьмы принимали облик желтых кошек. У древних германцев богине Фрейе посвящались подмаренник, а также желтая хризантема. Как богиню погоды Фрейю связывали с коровяком. Если кто-нибудь осмеливался его сорвать, то в него могла ударить молния. Полагали, что именно в результате грома, посылаемого богиней погоды Фрейей или позднее ведьмой, на высокогорных лугах преобладали огромные пространства желтых цветов. Архетипический аспект красоты, который приписывали Фрейе и Венере, связывался на практике с настоем красоты из цветов первоцвета (примулы), окропленных вином. Негативный аспект владычицы плодовитости перешел от Фрейи к ведьмам, готовящим из цветущей полыни зелье, вызывающее импотенцию.

Архетипический, культурологический и исторический потенциал образа «ведьмы» позволяет использовать его в психотерапии и, прежде всего в работе с наиболее часто встречающимися психосоматическими нарушениями и сексуальными расстройствами у женщин, например, в случае аноргазмии.

Как известно, одна из главных психогенных причин общей аноргазмии – это страх женщины потерять во время сексуальной близости контроль над собой и предаться наслаждениям, связанным с чем-то запретным, с детства кажущимся плохим, греховным, «грязным» или опасным. Часто причина аноргазмии заключается также в недостаточной способности женщины довериться, отдаться своему сексуальному партнеру, что, в свою очередь, обусловлено кризисом идентификации. Например, в случае, если женщина отвергает диктуемую ей патриархально-доминирующим обществом роль пассивного следования за мужчиной. Открытые и скрытые агрессивные тенденции и переживания, направленные против мужчины, могут затем подрывать тот базис доверия, который необходим для способности позволить себе «провалиться» в наслаждение. В этой связи могут возникать другие конфликты, связанные со стремлением к эмансипации. Современная женщина часто испытывает противоположные, амбивалентные желания. С одной стороны, ей хочется быть самостоятельной и независимой, а с другой стороны, ей не дает покоя тоска по чувству, что «тебя берет сильный мужчина». Психотерапевтическое обращение к образу «ведьмы» дает возможность эффективно работать с перечисленными проблемами.

В избранное