Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уловки и хитрости в нашей жизни Что написано пером...


Рассылка посвящена хитростям, интригам, уловкам применяемым в нашей жизни с целью манипулирования людьми. В ней мы раскроем законы, принципы, эффекты и феномены этой загадочной области межличностного общения. То, чего Вы ранее опасались, теперь будет служить Вам!
Что написано пером...

Влиять на людей можно не только словом или делом. Нам кажется, что лишь грозные интонации и ехидные замечания действуют на психику. Ан нет! Не забывайте о своем умении читать. Каждый день мы поглощаем необъятный поток информации с газетных страниц. Читаем детективы и любовные романы. И ни на секунду не задумываемся о том, что письменное слово часто куда убедительнее устного. Человек по природе своей относится к написанному с меньшей критикой. Шансы попасть на крючок какого-нибудь писаки велики. И не стоит их недооценивать, особенно если вы имеете дело с профессионально написанным текстом.

Газеты и журналы «бреют» читателям мозги по определению. Они для того и существуют. Журналистский текст, который не воздействует на читателя, никому не нужен. Журналисту, по меньшей мере, надо заставить читателя купить его издание и в следующий раз. Нужно увлечь, убедить и развлечь. А без эффектного текста добиться этой цели нереально. Как говорил один матерый газетный деятель: «Журналист должен удовлетворить читателя на сто процентов. Это как половой акт — мощное начало, интригующая середина и достойный конец».

Кстати, «брить мозги» можно не только текстом, но и хорошими иллюстрациями. Одна популярная газета сделала себе имя удачными фотографиями: то у нее там мужик с бараньими рогами, то улитки в человеческий рост... А происходило примерно следующее: после того как монтажеры оканчивали работать над очередной «сенсационной» фотографией, она выносилась на редколлегию. Объявлялся конкурс на самую удачную байку к фотографии. Гонорары платили неплохие, так что все страницы просто изобиловали «необычными явлениями природы» и «мистическими превращениями».

Начинается все с заголовка. Он должен приковать взгляд, заворожить будущего покупателя. Без ярких и изобретательных заголовков свежий номер журнала благополучно «протухнет» на прилавках киосков. Какие только психокомплексы не используют для придумывания заглавий: страх читателя, его любопытство, жадность, интерес к эротике, комплекс превосходства и мало ли что еще. Здесь у журналиста есть шанс разгуляться! Подойдет все: от литературных ассоциаций до слэнговых словечек и крылатых фраз. Важно только не нарушать стилистические нормы: читатель нынче грамотный пошел. Пусть заголовок будет удачнее и смешнее фразы-прототипа. И дело в шляпе: «Не свои деньги — сочтемся», «Семь цветов измены», «Отелло из 11 -го «А». Заголовок — претензия на внимание. И он обязан это внимание оправдать. Так что название вроде «Кровавый урожай» вряд ли подойдет к статье о новом сорте помидоров. Читатель не идиот, в следующий раз он просто не купит обманувшую его газету. Если преувеличиваешь и блефуешь, значит, на это есть хоть какое-то основание.

Впрочем, и в разумных пределах журналисты используют все возможные «обманные» пути. Заголовок «Алсу больше не спит с плюшевым Мишей» вызовет у большинства читателей вполне понятные ассоциации. А что в статье-то говорится? Что в детстве Алсу любила класть к себе в кровать плюшевые игрушки...

Еще пример: огромные буквы заголовка «У Ельцина рак...» и мелкие под ними, повествующие о том, что этого рака Ельцин выловил в реке. А газета-то уже куплена, обыватель поплатился за любопытство. А журналист положил деньги в карман за тривиальную заметку.

Паршивый материал хорошим заголовком не спасешь. Вообще, надо заметить, что спецы по сочинению заголовков и среди профессионалов — редкость. Кое-где им даже деньги дополнительные платят. А что вы думаете? Тиражи того стоят! Грамотная, эстетичная и свежая фраза на первой полосе может порой вытянуть весь номер. Добавим сюда лаконичную и интересную рубрику, например: «Кошелек», «Ужас!» или «Ню», — и готово!

Как вам, например, такой вариант: статья под заголовком «От винта!» в рубрике «Игла»? Не захотят, а все равно купят. Любопытство вечно движет людьми.

Далее профессионалы прежде всего стремятся избежать тягомотины. Каким бы аппетитным не был заголовок, читатель с раздражением отбросит газету, которая сходу начинает его поучать или соловьем разливаться по поводу красот природы и заходящего солнца. Газета — средство оперативной информации, а не пространный роман. Общие фразы никого не интересуют. Волнует то, как сам журналист относится к описываемому событию. Негодует ли он, или смеется, или ищет причины происшедшего. Только такой материал хорош, убедителен и эмоционален. А значит, он способен повлиять на читателя.

Хорошее начало, как известно, полдела. Брать читателя за горло надо сразу. Пусть у него с ходу отвиснет челюсть. Начинать надо с самого острого момента интриги, с яркого факта, необычной подачи известного события. Именно для того, чтобы этот взрывной момент выделить, и существует «врезка» — несколько первых строчек статьи, где кратко пересказывается суть статьи, которые набирают жирным шрифтом.

Как вам начало вроде «Свинья родила ребенка»? Волосы дыбом встают, и рука сама тянется к свежему номеру. А глаза уже бегут по строчкам: «В клинике немецкой столицы свинья по кличке Штем произвела на свет вполне здорового мальчика. Вес младенца... Рост...» Ничего себе, что у них там в Германии делается! И редактор издания может быть уверен, что читатель с удовольствием купит и несколько следующих номеров газеты, а может быть, даже и подпишется...

Ну а далее интригу следует развернуть. Чтобы волосы дыбом встали и дыхание перехватило. Все чин чином: факты, аргументы, неожиданные повороты сюжета, мысли автора. Обязательна и выигрышная тема, в которой журналист неплохо ориентируется. Сейчас у профессионала под рукой уйма «помощников»: начиная с личного досье и заканчивая Интернетом. Разумеется, ничто не заменит личного подхода и профессионального таланта. Но и дополнительные источники информации никогда не помешают.

Оперативность важна! События годичной давности вряд ли заинтересуют людей. Но если связать их с событиями дней сегодняшних, статью будут читать взахлеб.

Сколько сотен лет назад родился Нострадамус? Не так уж недавно, верно? Однако после известных терактов его имя упоминалось в газетах чуть ли не чаще, чем имя американского президента. Оперативность плюс наблюдательность плюс занимательность — вот формула успешного воздействия на читателя.

Выигрышные детали фиксируют внимание читателя и заставляют его поверить журналисту. Каждый хороший репортер найдет в событии что-то «свое», обратит внимание на определенные мелочи, и это-то и станет своеобразной творческой «подписью».

Когда происходит крупная катастрофа или иное событие мирового масштаба, легче всего сотрудникам отдела информации: взяли ленту ТАСС — и репортаж готов. А что делать аналитикам? Ведь они могут быть уверены, что одно и то же событие будет раскладываться по полочкам в десятках газет. Вот и стараются кто во что горазд. Кто в красках расписывает горе родственников погибших, кто катит бочку на власти, а кто-то даже пытается с юмором подойти — тут уж не до сантиментов, надо тиражи поднимать, пока ситуация благоприятная! Неприятно даже вспоминать, как некоторые газеты аккурат после взрыва под Пушкинской площадью публиковали фотографии полуприкрытых тел «с пылу, с жару». А что делать? Они были уверены, что тираж разойдется в полминуты...

То, что писать журналист должен коротко и метко, — аксиома. Читатель хочет получить информацию и не утонуть при этом в формальных рассуждениях и теориях. Профессионалы говорят, что не бывает скучных фактов, бывают неумелые репортеры. Даже о школьном уроке можно написать так, что статью не только прочтут, но еще и трижды перечитают. А иной умелец опишет разрушительное землетрясение так, что читателю будет грозить смерть от приступа зевоты. Отчасти в таких вещах виновато неумение пользоваться родным языком. Употребление штампов — это творческая смерть. Согласитесь, что при одном взгляде на словосочетание «Люди в белых халатах» челюсти сводить начинает. А как себя почувствует читатель, наткнувшись на целый «забор» подобных выражений?

Если перечитать иные газеты советских времен, можно в ужас прийти. Неужели людям удавалось разгрызать эти неудобоваримые тексты? Однако привычка — великая сила, других-то газет в те времена не предлагали. К счастью, сейчас любители «советской» манеры письма в редакциях долго не задерживаются. Писать надо живо, увлекательно и интересно. Скорее наблюдается иная крайность: в своем стремлении угодить читателю в иных изданиях пишут уж чересчур просто, разговорным языком, хорошо хоть, что пока не матерятся. Это, знаете ли, тоже не годится и быстро приедается...

Повторюсь: скучный текст на читателя не повлияет. А значит, и цель газетчика достигнута не будет. И если иного способа вытянуть материал нет, можно полностью сосредоточиться на концовке. Это — финальный аккорд, и пусть он прозвучит как можно громче. При этом стоит сделать конец коротким, емким и запоминающимся.

Если читатель материал запомнит, значит, он был написан не просто так. И оказал определенное влияние на людей.

Как известно, «не прессой единой жив человек». Книгочеи в наше время вовсе не перевелись. Хотя жизнь их стала не в пример тяжелее. На каждом лотке любителей чтения теперь поджидает не менее четырех десятков «бестселлеров». Причем тридцать девять из них, как правило, написаны по стандартной, в зубах навязшей схеме. Попробуй найди тот единственный, который действительно стоит прочитать! Писать ширпотреб легко. Берем одну из вечных тем: любовь (то есть любовный роман стряпаем), либо смерть (то есть ваяем детектив), добавляем драму и изрядную порцию юмора, гарантирующую, что «все закончится хорошо». Замешиваем достоверность на мистике, и бросаем в варево щепотку романтизма. Вот и все! Проглатывается такая книжка в полминуты, а еще через две минуты в памяти от нее ничегошеньки не остается. Какое уж тут влияние или психоподавление!

Чтобы в чем-то убедить человека, книга должна быть произведением искусства. Только так, а не иначе! Без знания психологии приличного романа не написать, это, по-моему, любому ясно. И не только для того, чтобы его герои вели себя достоверно, а не походили на картонных марионеток, покорно выполняющих указания автора. Знание психологических крючков обеспечивает внимание читателя. Особенное значение это имеет в России.

Итак, загадочная русская душа, как известно, широка и беспредельна. А значит, наибольшим спросом у нас пользуются общечеловеческие проблемы. Катастрофа, нависшая над планетой или как минимум, континентом. Герой, ревнующий любимую как минимум к президенту США (а не к дяде Васе с третьего этажа). А также пожары, наводнения, землетрясения и прочие стихийные бедствия. Не удивляйтесь! Ничто не доставляет человеку такого наслаждения, как, к примеру, наблюдение по телевизору за разрушающимся девятиэтажным домом...

Мы все хотим жить спокойно. Откуда же такая любовь к леденящим душу историям? Все дело в том, что люди — не ангелы. В каждом сидит этакий чертик, мечтающий рвать, метать, крушить, делать гадости и вообще толкающий человека на всякого рода асоциальное поведение. Нас с детства учат этого демона приструнять и законов общежития не нарушать. Но он все равно настойчиво требует к себе внимания. Вот отсюда интерес к отрицательным героям, к катастрофическим событиям и несчастливым концам. Зло будоражит, а стабильная добродетель внушает скуку. Нас привлекают герои, в которых добро и зло перемешано. Нам симпатичны остроумные злодеи, искренние в своем желании творить преступления и готовые совершать отчаянные поступки. А что такого? Ведь в каждом из нас таится немного зла.

Хороший бестселлер это свойство умело использует, и вводит живых и интересных героев с тем, чтобы донести до читателя основную идею, ради которой он, собственно, и пишется. Разумеется, важны не только действующие лица, но и общая атмосфера, колорит, наличие мистических явлений и множества сюжетных линий, увлекательная фабула, достойный сюжет. Такие книги создаются на одном дыхании, по вдохновению. Именно они сильнее всего захватывают воображение и убеждают читателя. А ведь именно этого и желает автор. Лучшие из этих книг рискуют остаться в веках. Так рождается настоящая литература. Да, она требует больших усилий, чем бестселлеры-однодневки. Но разве игра не стоит свеч?

И.Вагин


Если Вам есть что рассказать, чем поделиться по данной теме пишите на адрес:intriga-77@mail.ru
Задавайте вопросы! Будем рады Вашим письмам!

В избранное