Уловки и хитрости в нашей жизни Феномен «БЛИЗКОГО РАССТОЯНИЯ»
Рассылка посвящена хитростям, интригам, уловкам применяемым в нашей жизни с целью манипулирования людьми. В ней мы раскроем законы, принципы, эффекты и феномены этой загадочной области межличностного общения. То, чего Вы ранее опасались, теперь будет служить Вам!
Феномен «БЛИЗКОГО РАССТОЯНИЯ»
Следует учитывать такой важный фактор в общении, как межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу. Исследователи определяют предел допустимого расстояния между собеседниками следующим образом: межличностное расстояние (для разговора друзей) — 0,5—1,2 м; социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений)
— 1,2—3,7 м; публичное расстояние — 3,7 м и более. В зависимости от вида взаимодействия выбирается то или иное расстояние, наиболее благоприятное для контакта.
Стэнли Мильгрем, профессор Нью-Йоркского университета, провел интересный психологический эксперимент. Он попросил своих студентов, чтобы они в часы пик вошли в вагон метро и обратились к сидящим пассажирам с просьбой уступить им место. Казалось бы, что здесь такого?
Но в такой ситуации почему-то берут верх силы, педалирующие и умножающие неловкость и страх. Примечательным было уже то, что почти все студенты отказались участвовать в таком эксперименте.
/Я вспоминаю, как в одной из набранных мною групп-команд мне надо было ввести ребят в необходимый, диктовавшийся какими-то срочными организационными обстоятельствами, коммуникативный тонус. Под угрозой бить отчисленными за невыполнение каждому из молодых людей (возраст 17—19 лет) предписывалось выполнить два «простейших» задания. Надо было подойти на улице к любому встречному прохожему и предложить почесать ему его спину. А еще надо было утром в переполненном автобусе
очень громко и «не стесняясь» рассказать свой сон.
Престижной была работа, на которую ориентировалась их подготовка, все без исключения были раскованны и талантливы в общении, стандартные комплексы стеснительности и робости также напрочь отсутствовали, но от заданий «сон» и «спина» категорически и бесповоротно, пряча глаза, и даже как-то странно стыдливо отказались все./
Подойти близко мы можем, а вот обратиться к близко стоящему чужому — уже едва ли.
Так вот об эксперименте Мильгрема. Студенты полагали, что для того, чтобы сидящие добровольно перешли в категорию вставших, нужны какие-то очень веские аргументы. Однако симуляция головокружения, зубной боли и тому подобного для них оказалась неприемлемой. Но иначе никто не уступит место — считали они.
Наконец нашелся один доброволец, который согласился на предложение профессора. Как же он был удивлен, когда люди по первому его слову уступали ему место! Это было сверх всякого ожидания. В общем по правилам эксперимента он должен был попросить 20 человек уступить ему место, но уже после 14-ти успешных попыток отказался продолжать этот эксперимент. Он сказал: «Это было одним из самых тяжелых заданий в моей жизни. Представьте себе, что вы абсолютно незнакомому человеку скажете: «Извините, но
не разрешите ли вы мне сесть на ваше место?»
Что, собственно, произошло? Да ничего, не считая разве того, что если у вас нет серьезных причин просить кого-то освободить для вас место в переполненном вагоне метро (в автобусе, трамвае, троллейбусе), то бывает очень трудно выдавить из себя вразумительную фразу, а то и просто слово. Горло сдавливает что-то. Вы оказываетесь в состоянии абсолютной депрессии. Наступает оцепенение.
Если же это состояние удастся преодолеть и все-таки произнести нужные слова, то вы будете удивлены — вам уступят место. Но ваше преодоление самих себя на этом не кончится. Вы сядете и начнете оправдывать свое поведение. Но по условиям эксперимента вы этого делать не должны. Опускаете голову и радуетесь, что на следующей остановке сойдете. Только тогда вы выйдете из состояния крайнего напряжения.
С кем бы человек ни сближался, к кому бы ни приближался, он всегда вступает на дорогу для себя проблем.
Природа, как могла, защитила нас, но «фактор райского яблока» неистребим в нас: нарушать запрет — сладчайшее из мучений. И что здесь первое — тяга к мучениям или наслаждение от убегания — поди разберись!
Из копилки восточных историй.
Саид всегда старался вести себя примерно. Настолько, насколько это было возможно. Благодаря своему достойному поведению он приобрел такую репутацию, что некий купец, вынужденный отправиться в путешествие, предпочел доверить ему, как человеку безупречному, благополучие своей прекрасной рабыни.
Однако Сайд /в полном соответствии с «синдромом Абеляра», средневекового ученейшего человека, не устоявшего перед чарами своей ученицы, доверенной ему ее родственниками на попечение и воспитание/ страстно влюбился в девушку. Он отправился к Хабиру, своему наставнику, и попросил совета. Хабир сказал: «Ступай к Юсуфу, сыну Хуссейна».
Когда Сайд подошел к тому месту, где проживал Юсуф, ему сказали: «Не приближайся к сыну Хуссейна, благочестивый человек, ибо он имеет скверную репутацию еретика и пьяницы».
Не поверив этому, Сайд подошел к дверям Юсуфова дома, за которыми он действительно увидел Юсуфа, сидящего с юношей и бутылью вина. Сайд тут же спросил Юсуфа: «Что означает это поведение?»
Прочитав его мысли, Юсуф ответил: «Внешне я веду себя так, потому что это препятствует людям оставлять своих прекрасных рабынь на мое попечение».
П.С.Таранов
Если Вам есть что рассказать, чем поделиться по данной теме пишите на адрес: intriga@mail.ru Задавайте вопросы! Будем рады Вашим письмам!