Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уловки и хитрости в нашей жизни - Укрощаем бюрократа!


Рассылка посвящена хитростям, интригам, уловкам применяемым в нашей жизни с целью манипулирования людьми. В ней мы раскроем законы, принципы, эффекты и феномены этой загадочной области межличностного общения. То, чего Вы ранее опасались, теперь будет служить Вам!
Укрощаем бюрократа!

Необъятных размеров тетя склонилась над бумагами, и вот судьба ваша уже висит на волоске. На волоске висит время, потраченное на сбор документов, нервы, средства, да мало ли что еще. У этой дамы вы уже были трижды. Сейчас, кажется, выверено было все — от размера бланков до цвета бумаги. Но вот, на исходе двадцатой минуты, раздается торжествующий возглас: «А почему справка черной ручкой заполнена? Можно только синей! Перепишите и принесите!» И вы, словно побитая собака, покидаете злосчастный кабинет.

Знакомые ощущения? Чиновничья волокита так же неизбежна, как ливни весной и темень ночью. Есть люди, способные «обмануть бдительность бюрократов» благодаря знанию всех «закорючек». Но таких — меньшинство. Простым смертным лучше с чиновниками не спорить. Но и выполнять прихоти самодура, по десять раз заставляющего переоформлять бумаги и в итоге так и не выполняющего вашу просьбу, не всякий станет. Что делать? Для начала попробуем заглянуть в чиновничью душу.

В России еще с царских времен чиновник был фигурой особой. Небольшая власть, предоставленная ему государством, в его руках разрасталась до необъятных размеров. И даже если от него зависело всего несколько человек, они в полной мере ощущали на себе тяжесть хозяйской длани. В наше время изменился разве что антураж. Тем более, что в дела чиновничьи все больше вмешивается фактор материальный. Это в сытой Америке «бюджетная» зарплата позволяет покупать машины и дома на Гавайях. В России чиновник получает чуть ли не меньше официанта в каком-нибудь частном ресторанчике. А потому, само собой, претендует на «чаевые» клиентов, которые эту самую зарплату порой превышают раз эдак в пять.

Хотя, ясное дело, любой бюрократ всегда бьет себя пяткой в грудь и кричит, что действует он исключительно «в интересах Государства». Он прямо-таки служитель высокого и благородного дела, защитник обиженных, олицетворение высшей справедливости, далее — по списку. Нечего смеяться! Откуда, вы думаете у людей, сидящих в тиши кабинетов, за дверями которых выстраиваются огромные очереди, такая бешеная самоуверенность? Все оттуда же. Государство вручило им Ее Величество Власть. И их дело эту власть продемонстрировать и показать, кто тут хозяин. Все остальное — второстепенно.

Но, прежде всего, просителя надо загнать в угол. А времена сейчас тяжелые, и просители пошли очень хитрые. Однако у чиновника есть страшное оружие: следование букве закона. Запомните: букве, а не духу! Инструкция — это все. А что может сделать проситель? А ничего он сделать не может.

Как-то я наблюдал любопытную сцену в ОВИРЕ. Из десяти человек документы удалось сдать лишь одному. Оставшиеся ушли не солоно хлебавши — при том, что практически у всех были собраны все необходимые бумаги. Но... Например, из кабинета раздавался громкий недовольный голос: «У нас русским языком написано — сдавать в скоросшивателе, а не в папке! Так я у вас их не приму». Спорить было бесполезно, и очередной несчастный покидал чиновничью обитель.

Замечу в скобках, что чисто теоретически чиновник сам должен заниматься оформлением и прочей канцелярской рутиной. Но в наше время на нем чаще всего лежит только священная обязанность приложения государственной печати. Он бы и ее с радостью вручил просителю (тяжело ведь!), да нельзя...

Случаев, когда пришлось полностью проделывать всю «чиновничью» работу самому да потом же еще и давать бюрократу «на лапу», у каждого из нас было миллион. За что подарки чиновнику делать? А чтоб он не мешал его же работу выполнять! Не слишком придирался и простил вам вашу в его делах неопытность. Ведь того, что один тупой чиновник придумает, не сделают и десять умников! А если документы надо оформить срочно? Если время не терпит? Если на карту поставлен серьезный и дорогостоящий проект? Тут, хочешь-не хочешь, расстелишься. И кучу денег в конверте отдашь в придачу...

Как с бюрократами бороться? Для начала запомнить: главная цель деятельности любого чиновника — ничегонеделание. Это не так глупо, как кажется на первый взгляд. «Государственные интересы» для большинства бюрократов сосредоточены в родном учреждении. Чиновник это самое учреждение бережет как зеницу ока — ведь оно его кормит. И всячески стремится доказать его нужность и полезность... Путем беспрестанных придирок, проволочек, проверок и перепроверок. Логично? Логично, никто не станет рубить сук, на котором сидит.

Поработав в родном учреждении хотя бы год, чиновник легко усваивает десятилетиями проверенные приемы отфутболивания посетителей. Ваша же цель, как просителя: прорваться сквозь колючую проволоку, которую выстроит бюрократ. Главное — терпение, уверенность в себе и немного везения. Итак, что конкретно следует делать?

Будьте аккуратны! Любимая игра чиновников: послать вас туда, не знаю куда. Мол, все сделано неверно, оформлено неправильно, и без полной переделки всех бумаг не обойтись. И вообще, лучше бы сначала посмотрели, как другие делают, и только потом шли сюда. После чего бюрократ выставит вас из кабинета, довольно потирая руки: знает, гад, что на «переделку» уйдет не меньше пары месяцев. При этом все реплики по поводу «никуда не годных» документов произносятся на повышенных тонах, голосом, полным искреннего возмущения. Не поддавайтесь! И не сдавайтесь. В следующий раз заявите с порога: «Я учел все ваши замечания! Вы просто молодец, благодаря вам я все до последней буковки теперь проверил». Спорим, что бюрократ ни слова из своих замечаний не помнит? Чиновники слегка побаиваются чересчур упрямых просителей и... обычно принимают-таки их бумаги, от греха подальше...

Ищите правду и будьте обаятельны! Чиновники любят командные игры. Например, «волейбол просителем». Вас будут перебрасывать из одной инстанции в другую, пока вы не вернетесь к тому, с чего начали. И каждый бюрократ будет четко и ясно объяснять, почему именно ваш вопрос его не касается. В итоге, вы поймете, что данная проблема вообще никого, кроме вас, не волнует, и не стоило всю эту возню даже начинать. «Забастовка по правилам» (это когда все начинают работать в строгом соответствии с инструкцией, и в результате всякая деятельность парализуется) — лучшее занятие для всякого уважающего себя чиновника. Найти параграф, чтобы услать вас в другое место, — всегда проще простого. И совесть бюрократа при этом будет чиста как снег. Не надо отчаиваться! Ищите ту самую волшебную инструкцию, которая четко укажет, кто именно должен заниматься вашей проблемой. Немного упрямства, и вы ее обнаружите. Одновременно постарайтесь... чиновников развлекать. Будьте веселы, остроумны, рассказывайте анекдоты и прибаутки. Сидеть в кабинете и ругаться с просителями скучно. А с приятным человеком и о гнусной жизни можно позабыть. Можно отвести душу, поболтать, развеяться. И желание отфутболить весельчака тоже пропадет...

Кажитесь глупее, чем вы есть на самом деле! Иной раз даже самый бессовестный бюрократ не может найти, к чему придраться в документе. Тогда он хвалит просителя за аккуратность, и добавляет: «Вот только есть тут одна сущая ерунда... здесь и здесь подправить...» И впрямь ведь ерунда, но сколько времени уйдет на исправление! Иногда чиновник заявляет с обезоруживающей откровенностью: «Все оформлено правильно, но в настоящий момент ничем помочь не могу. Зайдите через пару недель». Прямо как в магазине: извините, товар не подвезли. Сделайте вид, что не понимаете, о чем речь идет: «Я женщина слабая, беззащитная, на вас вся надежда». Столкнувшись со случаем «хронического слабоумия», чиновник, скорее всего, растеряется. И... возможно, решит, что дешевле будет исполнить свои прямые обязанности и рассмотреть вашу просьбу.

Ссылайтесь на связи и не бойтесь скандалить! Если у чиновника плохое настроение, он с вами церемониться не станет. Несколько мелких недочетов в документе раздует до размера непоправимых ошибок. Почему не те бланки? Почему не тот скоросшиватель? Почему подпись слева, а не справа? И так далее, все сдобренное порцией благородного негодования. Даже очень уверенный в себе человек после такого разноса обычно выходит из кабинета пристыженным, глубоко осознавая свое убожество.
Нечего у бюрократов на поводу идти! У вас тоже есть право поскандалить и пригрозить жалобой в вышестоящую инстанцию. Вы, мол, скандалист со стажем и своего добьетесь! Попутно можно сослаться на некие «связи наверху», свой богатый опыт борьбы с чинушами, а также на начальников, которые будут очень недовольны поведением бюрократа...

Просите о помощи и прикидывайтесь дураком! Иные любители подержать просителей в коридоре умеют создавать иллюзию кипучей деятельности буквально на пустом месте. Пейджер пищит, мобильный звонит, аппараты на столе тоже тренькают в такт, а сам хозяин кабинета со скорбным видом погружен в бумаги. На лице его написан немой упрек: «Как же можно меня, занятого такого, от работы отрывать?» А вы не обращайте внимания. Сделайте вид, что просто не заметили, как сильно он занят. И вообще, молите о помощи, сострадании, апеллируйте к чувству вины... Причем так искренне, чтобы даже каменное сердце бюрократа не выдержало.

Будьте упорны и не теряйте оптимизма! Очень часто чиновник вновь и вновь повторяет вам одни и те же замечания, надеясь, что вам это рано или поздно надоест и вы благополучно оставите его в покое. Терпение и еще раз терпение! Переломите чиновника своим упрямством, и вам воздастся. Еще вариант: прикинуться этаким фанатиком-энтузиастом, болеющим за дело. Любой бюрократ знает, что таким ненормальным легче все сделать, чем часами объяснять, что они ничего не получат.

Маскируйтесь! Помните: иной раз лучше казаться беднее, чем вы есть на самом деле. Не провоцируйте бюрократа! Ничто так не злит чиновников, как вызывающий вид, одежда, манера поведения. Будьте нищим, глупым, жалким, провинциальным, если того требуют обстоятельства. Помните: дело прежде всего!

Создайте свой имидж! Связи, связи и еще раз связи — ваша путеводная нить в мире бюрократии. Раньше достаточно было волшебных слов «ЦК» или «КГБ», и все двери широко распахивались. Сегодняшнее заклинание а ля «Сезам, откройся!» звучит как «прокуратура», «банк», «Администрация Президента», «Налоговая полиция», «РУБОП» и тому подобное. Постарайтесь выставить себя в выгодном свете, и здесь важно все: от речи до одежды. Кто вы: академик, а может быть, директор фирмы? В любом случае, ведите себя соответственно. Но одеваться лучше все-таки скромно и со вкусом. И помните: иной раз один звонок от важного человека дает больше, чем кипа бумаг. Не медлите, если есть возможность привлечь «высокого покровителя».

Умейте вести разговор! Четко излагайте суть вопроса. Используйте блеф. Эффективно убеждайте и аргументированно возражайте. Это лишь несколько слагаемых вашего успеха в чиновничьем кабинете. Покажите значимость проекта, докажите, что он необходим именно здесь и сейчас, и без него организация просто пропадет. Попутно постарайтесь четко вписаться в рамки данной конторы, учесть все ее правила. И заинтересовать бюрократа...

Будьте привлекательны! Намекните бюрократу, что и вы можете быть ему чем-либо полезны: информацией, деньгами, связями, помощью в решении его, чиновника, проблемы. А может быть, ваша фирма может помочь самой госструктуре? Например, оргтехникой, товарами со скидкой и тому подобным. Будьте доброжелательны, улыбайтесь, говорите приятным голосом. И вы победите!

Будьте терпеливы! Чиновник должен к вам привыкнуть. Поэтому на мгновенный успех рассчитывать не приходится. Лишь на четвертую-пятую встречу бюрократ начнет проникаться к вам доверием. А без доверия успех невозможен... Помните: все преграды вполне преодолимы. Только не надо отчаиваться! Верьте, что ваши мытарства по инстанциям рано или поздно закончатся, и учитесь убеждать чиновников. А психоподавление станет вашим верным помощником.

И.Вагин


Если Вам есть что рассказать, чем поделиться по данной теме пишите на адрес: intriga@mail.ru
Задавайте вопросы! Будем рады Вашим письмам!

В избранное