Перед вами следующий выпуск рассылки
«Интеллект -
инструкция по применению». Мы продолжаем разговор о том, как человек
получает знание о мире.
От беспомощности к мастерству
Извилины
должны
быть
достаточно прямыми,
чтобы мысли не путались.
Легко заметить, что переход от диффузного
понятия
к стереотипному происходит только в одном направлении. Если начинающий
шахматист научился отличать коня от ладьи, то, становясь
перворазрядником или гроссмейстером, он их никогда не перепутает.
Отсюда следует важный вывод самообучения:
Один
раз потратив
время на выработку
стереотипа,
вы можете пользоваться им всю жизнь.
И наоборот. Если вы чего-то не поняли, то вы
все
время будете спотыкаться на одних и тех же ошибках. Но ошибки,
воспринимаемые диффузно, ничему не учат. Если, наступив на грабли, вы
внимательно разберетесь, что произошло, то больше наступать не будете.
А если вы отнесетесь к этому, как к собственной «невезучести», плохой
«карме» или «порче», то эти диффузные понятия так и будут подводить вас
к этим граблям.
Именно в этом кроется секрет беспомощности
людей в
различных вопросах. Кто-то не может в незнакомом городе
ориентироваться, кто-то на сцене выступать, кто-то компьютер освоить. И
думает, что это навсегда. Если так думать, то так и будет.
Как только человек в незнакомой обстановке
(а
первый раз обстановка всегда незнакомая) начинает приписывать свои
неудачи каким-то внешним обстоятельствам, то его ждет тупик. Научиться
чему-либо он уже не сможет.
И наоборот, если человек нормально
воспринимает
свою временную беспомощность и ищет точки опоры – стереотипы, то скоро
он начинает постепенно овладевать навыками и становиться мастером.
Путь мастера
- Вы - писатель ? - С
интересом спросил поэт.
Гость потемнел лицом и погрозил
Ивану кулаком, потом сказал:
- Я –
мастер.
Булгаков
«Мастер и
Маргарита»
Необратимость
получения знаний
имеет замечательное
следствие. Знания – это лучшая инвестиция вашего времени и ваших
усилий. Мастерство всегда остается с вами, его невозможно у вас украсть
и вы не можете его потерять.
Стереотипы
позволяют не пробовать и
обжигаться, а
сразу действовать эффективно. Можно заранее продумать свои действия и
затем их успешно выполнить. Этим стереотипы выгодно отличаются от
диффузных понятий.
Для
дикаря слово «бог» вполне
понятно, и он
пользуется этим словом очень часто. Все незнакомые ему отношения между
жизненными явлениями легко объясняются этим универсальным диффузным
понятием.
Для
обывателя такое размытое
понятие уже порождает
массу вопросов. Как зовут этого бога: Саваоф, Аллах или Иегова? Каких
обрядов требует этот бог? Что можно от него получить? И как называется
эта религия?
Как
и в случае с шахматами,
развитие понятия
однонаправлено – один раз поняв, чем мусульманин отличается от
христианина, а квакер от гугенота, обыватель уже не пользуется
диффузным понятием «бог», а переходит к конкретным стереотипам обрядов,
молитв, намазов и жертвоприношений.
Важно
только не останавливаться на
этом, а идти
дальше, смотреть на историю религий, кто, как и зачем их придумал и уже
скоро можно забыть про диффузные понятия и переходить к стереотипным:
материя, энергия, информация.
И
теперь, услышав фразу: «А бог его
знает…», вы
будете стереотипно отвечать: «Не тормози – яндексни».
Уход
в подсознание
При
стереотипизации понятия его
дальнейшее
развитие прекращается. Действует закон Клапареда: чем больше
мы пользуемся каким-либо понятием, тем меньше мы его осознаем.
Когда
мы в первый раз узнали, что
шнурки
завязываются бантиком, то это потребовало напряженной работы
сознания. Что такое узел, почему он называется «бантик». Как
завязывается, как развязывается. Но с каждым завязыванием шнурков
действие становилось все более автоматическим, уходя из сознания. Пока
не превратилось в полностью бессознательное действие, и мы можем
завязывать шнурки, думая о посторонних вещах.
Таких
действий в жизни человека
очень много. Мыть
руки, чистить зубы, одеваться, причесываться. Все это поначалу требует
сознательного обучения, но потом переходит в автоматический режим и
внимания не требует.
В
результате поведение человека
начинает все в
большей степени управляться бессознательными стереотипами. Поведение
упрощается. Нет нужды каждый раз решать задачу завязывания шнурков.
Трудная операция переходит в разряд рядового действия. Обыватель
перестает задумываться о процессе.
Преимущества
такого взгляда на вещи
трудно
переоценить. Четко ориентируясь в обстоятельствах, человек может
эффективно применять свои навыки. Научился готовить - всегда может
вкусно поесть. Научился водить машину - всегда может доставить себя и
других в нужное место. Стереотип – это лучший способ достижения
привычных целей.
В
основе любой профессии лежит
набор стереотипов,
которые позволяют решать профессиональные задачи. Мастерство – это
бессознательное совершенство.
Но,
кроме этого, меняется и
внутреннее ощущение.
Эмоциональное восприятие сменяется чувственным. Мир становится
предсказуемым, а, следовательно, безопасным. Понятия становятся
однозначными и точными. Можно сказать, понятия становятся
«понятными». Многие стимулы в сознание даже не попадают. Как
только мозг обнаруживает, что стимул относится к стереотипу, то сразу
вызывается подсознательный стереотип и происходит автоматизированная
ответная реакция.
Одновременно
с этим запускаются
положительные
чувства. Мастерство дает чувство уверенности в себе и чувство контроля
над ситуацией, что весьма приятно.
Отзыв
о тренинге «Ледокол»
Автор:Роман
Глебов Блог:
screentube.ru
До
этого посещал несколько
тренингов
аналогичной направленности (оффлайновых). Но по-настоящему пробрало
именно на этом. На многие вещи открылись глаза, в том числе на
отношение к себе и другим. Также до "Ледокола" очень часто задумывался
о внутреннем стержне, которого в себе не ощущал, но знал, что его
необходимо в себе создать. Теперь знаю как это сделать. Инструкция
получена. В общем всем остался доволен. Тренеру Огромное Спасибо!
Цена
на Ледокол растет
Цена
тренинга Ледокол сейчас составляет 3000 руб. С 1 апреля цена тренинга
составит 4000 рублей. Подробнее о тренинге здесь: http://www.sheremetev.info/ledokol/
Подробности
о живом
тренинге «Извержение
вулкана. Раскрой свой талант»
Тренинг
пройдет в Москве, 16-17 мая
2009 г.
Количество участников ограничено. Всего 20 человек.
Почему
я решил провести этот
тренинг? Я очень
люблю талантливых людей. Есть что-то неуловимо прекрасное в том, когда
в человека загорается огонек таланта и начинается чудо творчества.
Когда я работал со студентами, то очень часто подсказывал им, что и как
им нужно делать, чтобы развить свой талант и они расцветали.
Проблема
в том, что человек свой
талант часто не
замечает, а когда он пытается проявиться, то давит его, пытаясь быть
похожим на всех и не высовываться. В результате получает скуку и
депрессию.
Один
раз ко мне пришел студент,
которого уже
подали на отчисление. Я с ним поговорил и вижу, что глаза умные,
светятся. Спрашиваю, что не так. Оказывается, ему очень скучно на
лекциях и жалеет, что поступил на эту специальность («автоматизация»).
Я его начинаю расспрашивать, чем он увлекается, оказывается, сидит
ночами в Интернете, но не в «аське», а делает сайты. Тут же
рассказал мне кучу своих планов. Я ему говорю:
-
Так что мешает делать это в ВУЗе?
-
У нас же другие предметы? –
удивился он.
-
Есть еще научная работа. - ответил я.
Через
некоторое время он уже
занимался научной
работой, писал статьи и поехал с докладом на Всероссийскую студенческую
конференцию. Там понравился спонсорам и после ВУЗа открыл свою фирму.
Главное
во всей этой истории то,
что он
теперь забегал ко мне на кафедру веселый и переполненный идеями. Вместо
противной и скучной учебы он теперь развивал свой талант.
Именно
это я и хочу сделать на
живом тренинге.
Показать, где и как люди делают ошибки при обращении со своим талантом,
и дать техники для его развития.
Приходите,
будет интересно! К тому
же я буду вести
тренинг не один. И мой соведущий гарантировано не даст превратить
веселый тренинг в скучную лекцию. Кто он? Вы это узнаете в следующем
выпуске.