Интеллект: инструкция по применению Как человек познает мир
Выпуск 32
Интеллект
- инструкция по применению
17
марта 2009
Как человек познает мир
Здравствуйте
Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект -
инструкция по применению». Сегодня мы поговорим о том, как
именно человек получает знание и что такое знание.
Что узнал господин Журден?
Из книги в книгу ходит цитата о господине Журдене
из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Этот достойный гражданин до
зрелого возраста не знал, что говорит прозой. Но неожиданно узнал это.
Принято выражать радость по поводу столь примечательного события. До
этого не знал, а теперь узнал. А ведь мог и всю жизнь
прожить, так и не узнавши, что говорит прозой!
Но вот вопрос. А какой смысл в этом знании? Ведь
все, что он узнал – это некоторый термин. Но этот термин никак не
повлиял на его жизнь. Давать названия вещам и явлениям можно
бесконечно. Мы уже говорили, что слова имеют вспомогательное значение.
Если они не ведут к результату, то пользы от них нет.
Поэтому господин Журден должен был взять своего
«учителя» за шиворот и спустить с лестницы за бесполезное знание.
Путаница с тем, что имеет смысл знать, приводит к
распылению сил и топтанию на месте. Человек ежедневно узнает кучу
мусора, который захламляет его голову, но не приносит никакой пользы.
Как же определить реальное знание?
Папуас и калькулятор
Знание – это виртуальная модель реальности,
которая помогает ее изменять. Узнать что-то означает приобрести
возможность управлять этим.
Знать – это уметь управлять.
В этом и состоит цель знания. Проще говоря, узнать
– это найти те рычажки, управляя которыми мы можем получить желаемое.
Понять это можно на таком примере. Если папуасу
дать калькулятор и сказать: «Это калькулятор», то нельзя сказать, что
он что-то узнал. Пока папуас не научится считать бананы с помощью
калькулятора, он не узнает, что такое калькулятор.
Отрывочные знания бесплодны. Выучить умное слово,
но не понимать, куда его пристроить, – это верх глупости.
Отдельные термины не дают возможности управлять миром. Также
как отдельная шестеренка – это никому не нужная железка. Шестеренка
имеет смысл только при наличии механизма, в котором она будет
вращаться. Любое слово напоминает шестеренку. Только внутри умственной
конструкции оно приобретает смысл.
Красная шапочка или шапочка красная?
Приведем пример маленького кусочка знания, которое
вы сразу можете применять. Вот этот кусочек:
В русском языке порядок слов имеет смыслообразующее
значение. То есть изменив порядок слов вы измените смысл
фразы. Сравните:
Красная шапочка через лес идет к бабушке.
Красная шапочка идет к бабушке через лес.
Последнее слово акцентирует мысль, которую
передает фраза. Поэтому первое предложение говорит, что Шапочка идет к
бабушке. А второе говорит, что идет через лес.
А это страшно! Поэтому выбираем первое предложение.
Практический вывод. Поиграйте
порядком слов в предложении и вы легко повысите его выразительность.
Такое знание уже принесло бы пользу господину
Журдену. Но ему не повезло с учителем. Зато повезло вам. Пользуйтесь!
Источники реального знания
Откуда же брать реальное знание, если вокруг тонны
лишней информации? Ответ прост. Источником реального знания являются
люди, которое что-то предприняли и у них получилось. Вот у них-то и
можно вытащить реальное знание о мире.
Закончился тренинг. Грустно.
Две недели
интенсивной жизни: успеть скачать между делом, прослушать и
законспектировать, подумать, выразить себя, удивить однотренинговчан,
прочитать их мысли. Что это дало? Зачем это было нужно? Нет. Вопросы
эти совершенно неправильные и не нужные. Этот тренинг до конца, нет до
начала смерти можно будет слушать и в нём жить. Больше ничего не надо,
чтобы идти своей дорогой, а может и бежать. Одного теперь нельзя, опять
не правильное слово, невозможно – застыть или идти куда идётся с
попутным ветром или молча повиноваться людям, обстоятельствам,
исключительности.
Если отбросить в сторону всё
вышесказанное, то для себя я открыла следующее.
ПЕРВОЕ: зря я тратила деньги
и ЖИЗНЬ на
чтение всяких психологических опусов, научных и практических. Мне нужно
было знать только то, что я узнала за эти две недели: 7 опор, образ
Ледокола и замечательный термин «исключительность».
ВТОРОЕ: жить легко. Легко,
потому что
легко дышать, думать, делать. Потому что есть всё. Даже смерть есть,
как оказалось.
ТРЕТЬЕ: осталось чувство, что
есть над
чем думать ещё, есть к чему и кому возвращаться в случаях
катастрофического зашкаливания исключительности в обе стороны.
ЧЕТВЁРТОЕ: тренер забыл
упомянуть ещё об
одной опоре, которая бесценна и незаслуженно не упомянута никем. Эта
восьмая опора – сам тренинг.
Так получилось, что я успела
попасть в те
сто счастливчиков, которым дана была возможность участвовать в тренинге
бесплатно. Если вам выпадет такая же возможность поучаствовать в
тренинге Константина Шереметьева бесплатно, не обольщайтесь. Вам же
хуже потом будет. Меня сейчас мучают угрызения совести. Я заплатила за
качественную работу тренера только своим временем и вниманием. А он
заслуживает большего.
Цена
на Ледокол растет
Цена тренинга Ледокол сейчас
составляет 2000 руб.
С 21 марта цена тренинга составит 3000 рублей. Подробнее о тренинге
здесь: http://www.sheremetev.info/ledokol/
Все товары по интеллектике в
одной
коробке с огромной скидкой.
Вы можете приобрести все инфотовары по
интеллектике со всеми бонусами и дополнительными материалами со скидкой
25%. Подробности здесь: http://www.sheremetev.info/bundle