Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Интеллект" интерактивный журнал


И Н Т Е Л Л Е К Т

Интерактивный журнал

Номер 3

 

Возможности сознания, творчество и гениальность

СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ:

Материалы интерактивного курса

Новости интеллектуальных сообществ

 

 

О НАШЕМ ЖУРНАЛЕ

Мы представляем Сообщество людей, развивающих свои творческие способности, людей, которым интересны лабиринты собственного мышления, тайны восприятия и богатства памяти.

 

Дорогие читатели!

Присылайте, пожалуйста, интересные ссылки по нашей теме, оригинальные статьи, материалы, поделитесь с нами своим опытом и размышлениями! Будем очень рады сотрудничеству. Мы готовы рассмотреть все партнерские предложения!

Восходящих потоков всем нам!

 

Интерактивный Клуб "ЧеловекИ" (Humans.Ru)

 

Возможности сознания, творчество и гениальность

 

Насколько мы можем быть эффективны в своей творческой деятельности?
Насколько наши возможности отличаются от возможностей признанных гениев в самых различных областях человеческой деятельности? Гений - это норма или отклонение от нормы? Возможно ли повторение озарений, случающихся в жизни каждого человека, и какие условия нам для этого необходимы?
Опыт, размышления, исследования

"Покорение внутреннего зрения" Роберт Дилтс
Физика и изобретателя Никола Тесла (1856--1943) называли "гением, который возвестил приход века электричества". Он бесспорно является одним из наиболее творческих и значительных изобретателей прошлого века и одним из наиболее плодовитых. 700 его изобретений включают электромагнитный двигатель, турбину, устройства беспроволочной передачи и дистанционного управления. Его открытие вращающегося магнитного поля в конце 1800-х годов является основой использования переменного тока, что сделало возможным передачу электроэнергии по всему земному шару. Именно Тесла составил проект первой электростанции на Ниагарском водопаде (его систему предпочли системе постоянного тока Томаса Эдисона). Он был известен как визионер-футурист, и его тетради до сих пор изучаются учеными и инженерами, поскольку ряд его идей и принципов до сих пор опережают современные технологии*.

Подобно гению Леонардо, гений Тесла лежит в его способности открывать в природе скрытые, невидимые принципы или глубинные структуры, а затем применять эти принципы на практике, в своих изобретениях. Используя инструменты психологического моделирования НЛП, мы обнаруживаем некоторые из ключевых когнитивных процессов, лежащих в основе его впечатляющих творческих способностей. Таким образом, мы можем понять некоторые из тех невидимых психических стратегий, которые Тесла использовал для того, чтобы совершать свои открытия и изобретения.

Говорят, что Тесла фактически придумал, как генерировать электроэнергию из магнитного поля Земли (создав таким образом бесплатный и безграничный источник электроэнергии). Однако, продемонстрировав свою работу, он отказался раскрыть секрет и унес его с собой в могилу.

 

ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО

Как оказалось, сам Тесла мог многое поведать о собственном мыслительном процессе. В интервью, которое у него взяли в 1919 году, Тесла дает некоторую замечательную информацию, проливающую свет на развитие его творческих мыслительных процессов.

"В детстве я страдал от необычного расстройства, связанного с появлением образов, часто сопровождавшихся вспышками света, которые искажали вид реальных объектов и вторгались в мои мысли и действия. Это были изображения предметов, сцены, которые я уже видел, и никогда - того, что воображал. Когда мне говорили что-либо, образ объекта, обозначенного этим словом, живо представал перед моим взором, и иногда я не мог отличить, было ли передо мной нечто такое, что я просто видел, или это можно было потрогать. Подобные видения вызывали у меня большой дискомфорт и тревогу...

Чтобы вы могли получить представление о моих огорчениях, представьте себе, что я видел похороны или что-то другое душераздирающее. Затем, неизбежно, в тишине ночи, живая картина этой сцены появлялась передо мной и оставалась перед моим взором, несмотря на все усилия ее убрать. Иногда она продолжала оставаться в пространстве, хотя я и мог проткнуть ее рукой" (Никола Тесла. Мои изобретения).

Очевидно, что Тесла описывает свою очень ярко выраженную с самого раннего возраста и мощную способность визуализировать. Он подчеркивает, что эти образы "были картинами предметов и сцен, которые он уже видел, и никогда - того, что он воображал". Термин "эйдетическое воображение" используется для вспоминаемых внутренних образов, обладающих свойством быть настолько живыми, что они кажутся совершенно реальными. Такой тип зрительного воображения часто связан с правым, недоминантным полушарием головного мозга.

Хотя правдоподобие образов Тесла и кажется замечательным, очень часто дети пугаются образов и внутренних картин, которые не могут контролировать, а также часто с трудом отличают внешнюю реальность от своего внутреннего опыта. Большинство детей, однако, в процессе роста в конце концов учатся подавлять или уменьшать степень живости и, таким образом, более эффективно "справляются с реальностью". Тесла же, по-видимому, научился справляться с этой проблемой иным способом:

"Чтобы освободиться от этих мучительных явлений, я пытался сконцентрировать мой ум на чем-либо другом, что я видел, и таким образом добивался временного облегчения; но для того, чтобы его получить, мне приходилось постоянно вызывать в воображении новые образы. И вскоре я обнаружил, что запас тех образов, которые были в моем распоряжении, иссяк; мой источник, так сказать, иссох, потому что я мало видел мир. Я наблюдал лишь предметы в доме и в моем ближайшем окружении. Когда я делал эти умственные упражнения во второй или в третий раз, чтобы изгнать ужасные образы из моего воображения, это лекарство постепенно утратило свою силу.

Тогда я инстинктивно начал совершать воображаемые экскурсии за пределы того маленького мира, который знал, и стал видеть новые сцены. Они вначале были туманными и трудноразличимыми и сразу улетали, стоило мне сконцентрировать на них свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей. Вскоре я обнаружил, что добиваюсь наибольшего спокойствия, когда просто иду за моим воображением дальше и дальше, все время получая новые впечатления; и так я начал путешествовать, конечно, в мыслях. Каждую ночь (а иногда и днем), оставаясь один, я начинал мои путешествия; я видел новые места, города и страны, жил там, встречал людей и заводил друзей и знакомых, и, как бы невероятно это ни показалось, они были дороги мне так же, как и люди из реальной жизни, и их проявления были не менее интенсивными". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Тесла описывает, как, вместо того чтобы отключать процесс визуализации, он научился сознательно направлять свою способность визуализировать, "инстинктивно" применяя процесс подстройки и ведения. Вместо того, чтобы пытаться подавить тревожащие ум образы, Тесла постарался направить свои внутренние образы на "что-нибудь другое". Он рассказывает, как смог развить у себя навык конструирования образов, возникающих перед его мысленным взором, и "видеть новые сцены", выходящие "за пределы маленького мира", который был ему знаком. Все это позволило Тесла сдвигать свое внимание от тревожащих вспоминаемых образов (Vr) к сконструированным (Vc). Тесла указывал, что ему понадобилось время для развития этого навыка. Он упоминал, что сконструированные образы "вначале были очень туманными и трудноразличимыми и улетали, когда я пытался на них сконцентрировать свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей".

В этом замечании очень важным является тот момент, что Тесла практически сознательно научился использовать другую часть своего мозга. (В модели НЛП сконструированные образы обычно связываются с левым, доминантным полушарием мозга.) Тесла, по-видимому, развил до очень высокой степени свою способность видеть сны наяву; те внутренние образы, которые он наблюдал, очень похожи на то, что в гипнозе называется "позитивными галлюцинациями". Тот факт, что те, кого он видел в своих фантазиях, "были так же дороги, как и люди в реальной жизни", доказывает, что с этими зрительными фантазиями, по-видимому, были связаны определенные чувства. Такая тесная связь между образами и чувствами могла сыграть важную роль в формировании его позднее развившейся способности видеть в этих "снах наяву" конкретные изобретения.

Интересно отметить, что описания Тесла своей способности фантазировать весьма напоминают такую же способность другого знаменитого ученого и гения, Альберта Эйнштейна, который говорил, что всегда мыслил образами, а не словами или математическими формулами. Эйнштейн утверждал: теория относительности выросла из его подростковой фантазии, когда он пытался зрительно представить себе, на что была бы похожа реальность, если бы "он ехал на конце светового луча".

Попытки Тесла управлять внутренними образами привели к развитию еще одной важной стороны его творческой стратегии.

"Моя первоначальная тревога, однако, была некоторым образом компенсирована. Непрерывные умственные усилия развили мои способности к наблюдению и дали возможность открыть очень важную истину. Я заметил, что появлению образов обычно предшествовало реальное видение сцен при необычных или исключительных обстоятельствах, и в каждом отдельном случае они побуждали меня обнаружить первоначальный импульс. Через некоторое время это усилие стало почти автоматическим, и я научился очень легко соединять причину и следствие. Вскоре я понял, к моему величайшему удивлению, что каждая мысль, у меня возникающая, вызывалась некоторым впечатлением извне. Не только это, но и все мои действия направлялись подобным образом". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Научившись прослеживать свои психические процессы обратно по отношению к внешним событиям (Ve<->Vi), Тесла мог устанавливать бесценную практическую связь между своими мыслями и реальностью. Эта связь, без сомнения, удерживала его невероятное воображение от того, чтобы оно не стало просто формой "ухода". Наоборот, эта связь дала ему возможность превращать свою собственную научную фантастику в изобретения, которые преобразовали мир.

Озабоченность Тесла своими внутренними образами также привела его к развитию в высокой степени того, что можно назвать "метазнанием". В результате своих наблюдений за тем, как его собственный мозг получал, обрабатывал и реагировал на "внешние впечатления", Тесла сформировал идею о машине, которая могла бы делать то же самое. Он был первым человеком, который придумал и понял то, что мы сейчас называем "робототехникой". Подумайте о его провидческом описании "самоуправляемых автоматов", которые будут "вести себя так, как будто они обладают разумом" и "вызовут революцию во многих отраслях торговли и производства".

"С течением времени мне стало совершенно ясно, что я был просто автоматом, наделенным способностью двигаться, автоматом, отвечающим на стимулы своих органов чувств и думающим и действующим соответственно. Практическим результатом этого стало искусство телеавтоматики, которое до сих пор исполнялось весьма несовершенным образом. Однако, рано или поздно, ее скрытые возможности будут доказаны. В течение многих лет я планировал создание самоуправляемых автоматов, и я верю, что можно делать такие механизмы, которые до некоторой степени будут вести себя так, как будто они обладают разумом, и вызовут революцию во многих отраслях торговли и производства". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Именно способность Тесла соединять свои психические процессы и внутренние карты с физической реальностью, наряду с обширной практикой по стабилизации и усилению сконструированных образов, привела его в зрелые годы к изобретательским успехам. Он объяснял это так:

"Мне было около семнадцати лет, когда я стал серьезно думать об изобретениях. Тогда, к моему огромному удовольствию, я заметил, что могу очень легко визуализировать. Мне были не нужны модели, рисунки или эксперименты. Я мог рисовать их в моем сознании. Так, бессознательно я пришел к тому, чтобы разработать новый метод материализации изобретательских идей и концепций, полностью противоположный чисто экспериментальному и, по моему убеждению, столь же быстрый и эффективный. В тот момент, когда некто конструирует устройство для проверки на практике сырой идеи, он неизбежно оказывается погрязшим в деталях и дефектах такого аппарата. По мере того, как он занимается его усовершенствованием и реконструкцией, способность к концентрации уменьшается, и он теряет представление о принципе, лежащем в его основе. Результатов можно достичь, но всегда за счет потери качества.

Мой метод иной. Я не спешу приступать к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу в воображении начинаю строить прибор. Я изменяю конструкцию, произвожу усовершенствования и у себя в мозгу привожу в действие этот прибор. И мне абсолютно безразлично, запускаю ли я свою турбину у себя в мыслях или испытываю в моей мастерской. Я даже могу заметить, что нарушилась ее балансировка. При этом не существует никакой разницы в результатах. Таким образом, я быстро развиваю новую концепцию и могу усовершенствовать ее, ни до чего при этом не дотрагиваясь. И как только я дойду до такой стадии, когда произведу в изобретении все возможные улучшения, которые я мог придумать, и когда больше не увижу нигде никаких недостатков, только тогда я воплощаю в конкретной форме продукт своего воображения. Мое устройство неизменно будет работать так, как я и рассчитывал, и результат эксперимента всегда получается таким, каким я его запланировал. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения. Почему должно быть по-другому? Инженерная работа, электрическая и механическая, приносила позитивные результаты. Почти не существует проблем, которые не поддаются математической обработке и результаты которых не могут быть рассчитаны или определены заранее на основе имеющихся теоретических и практических данных. Я утверждаю, что воплощение на практике сырой идеи, как это обычно делается, является ничем иным, как потерей энергии, денег и времени". (Никола Тесла. Мои изобретения).

Стратегия Тесла имеет поразительное сходство со стратегией, описанной Моцартом, утверждавшим, что сначала он сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто "переписывал" ее на бумагу (см. "Стратегии гениев", том 1). Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что она была "почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую... Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении". (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку).

С другой стороны, стратегия изобретательства Тесла во многом отличалась от стратегии его современника и человека, который некоторое время был его коллегой, Томаса Эдисона, чьи методы Тесла, вероятно, и имеет в виду в своей критике. Эдисон, утверждавший, что "изобретение - это 1% вдохновения и 99% - пота", стремился к немедленному воплощению своих идей в материальные формы и к работе с ними. Эдисон, например, провел целых четырнадцать месяцев, испытывая различные материалы для того, чтобы найти такой, который был бы наилучшим для нити в электрической лампочке. Тесла называл подход испытаний и ошибок Эдисона методом "поиска иголки в стоге сена" и в конце концов стал его главным соперником. Хотя обе стратегии были очевидно эффективными, стратегия внутренней визуализации Тесла, вероятно, позволяла ему работать более эффективно с неосязаемыми вещами (такими, как магнитные поля), находящимися за пределами достижения нашего непосредственного сенсорного восприятия и, следовательно, вне нашей способности физически взаимодействовать с ними.

Существует интересный анекдот. Однажды Тесла пытались поймать на его утверждении, что он мог создавать свои машины в воображении и что для него "не было никакой разницы", запускать ли свою турбину "в мыслях" или испытывать в мастерской. Для того, чтобы доказать это, Тесла "построил" одну воображаемую турбину в своем мозгу, а другую заказал по-настоящему. Обе машины были запущены одновременно. Через месяц после этого Тесла разобрал свою воображаемую турбину и точно указал те детали, которые износились или разрушились. Когда разобрали и осмотрели реальную машину, оказалось, что описание Тесла каждой детали точно совпадало с тем, что обнаружилось в реальной машине!

В замечательном описании своих собственных субъективных процессов Тесла описывает в мельчайших деталях характеристики внутренней работы своего воображения во время процесса создания изобретения:

"Когда я закрываю глаза, то всегда сначала вижу фон очень темного и ровного синего цвета, близкого к цвету ясного неба без звезд. Через несколько секунд это поле оживляется бесчисленными мерцающими вспышками зеленого, расположенными в виде нескольких слоев и приближающимися ко мне. После этого справа появляется прекрасный узор из двух систем параллельных и близко расположенных линий, находящихся под прямым углом друг к другу, окрашенных во всевозможные цвета при преобладании желтовато-зеленого и золотого. Немедленно после этого линии становятся ярче, и все это начинает светиться мерцающими искрами света. Картина медленно движется через поле моего зрения и примерно через десять секунд исчезает слева, оставляя за собой фон довольно неприятного и инертного серого цвета, который быстро уступает место вздымающемуся морю облаков, видимо, пытающихся организоваться в живые формы. Любопытно, что я не могу проецировать формы на этот серый фон до тех пор, пока не будет достигнута вторая фаза". (Никола Тесла. Мои изобретения)

Это интригующее описание имеет несколько довольно интересных параллелей с описанием Леонардо своего метода "стимулирования и побуждения мозга к разного рода изобретениям". В своем объяснении этой техники Леонардо да Винчи утверждал: если вы _"...__посмотрите на любую стену с различными пятнами или стену, сделанную из смеси камней разного рода... вы сможете увидеть сходство с различными ландшафтами, украшенными горами, реками, скалами... фигурами в быстром движении и странные выражения лиц... бесконечное число вещей, которые вы сможете затем свести к отдельным и ясно воспринимаемым формам"._ (Эвард Мак Керди, Джордж Брэлиллер. Записные книжки Леонардо да Винчи). По-видимому, Леонардо описывает внешнюю зрительную опору, которая может быть использована для достижения "фона инертного серого цвета", который Тесла удерживал внутри себя.

 

Развитие способности к визуализации

НЛП утверждает, что критическим фактором в работе гения является способ использования нашей нервной системы, обучение других людей стратегиям работы мозга конкретного гения и то, что эти стратегии могут с успехам применяться в ином контексте. Получив представление о мыслительных процессах таких выдающихся людей, как Никола Тесла, мы можем научиться идентифицировать эти необычайные способности, когда они естественным образом проявляются у других людей. И что еще более важно, мы можем развить такие способности у самих себя. Когнитивным навыкам, подобным тем, что описывал Тесла, можно учить детей. Тесла говорил о том, что был ребенком, когда развил у себя ключевые мыслительные стратегии, которые позднее использовал как физик и изобретатель. Он описывает, как мысленным взором видел образы и картины настолько ясно, что они пугали его.

Как я уже упоминал ранее, такие способности не являются чем-то необычным для многих детей (у меня двое детей - трех и шести лет, - и мне подобные фантазии хорошо знакомы). Родители обычно говорят: "Это просто твое воображение" или "Это плохое воспоминание, которое в конце концов пройдет", - и пытаются переключить внимание детей на "реальность", насколько это возможно. Однако, вместо того, чтобы подавлять свою память или воображение, Тесла научился подстраиваться к внутренним образам и направлять их; для этого он стимулировал и усиливал свою способность к визуализации. Путем наблюдения и развития "метапозиции" по отношению к собственным мыслительным процессам и их отношению к "внешним ощущениям" Тесла научился направлять работу своей памяти и воображения ("левого" и "правого" полушария) до такой степени, которая кажется совершенно необычайной.

Очень часто детям запрещают видеть сны наяву. В школе они должны думать только о том, что им говорит учитель. Их направляют к тому, чтобы обуздывать воображение и воспоминания и концентрировать внимание только на непосредственно стоящей перед ними задаче. И все же, если бы Эйнштейн последовал этим советам, мы бы так никогда и не узнали результатов великих открытий, которые были сделаны в результате его "снов наяву".

К сожалению, в противоположность Тесла, Эйнштейну, Моцарту и Леонардо, большинство из нас научилось не давать воли своей способности визуализировать и использовать внутренние репрезентативные системы. Нам остается только смотреть с благоговением на кажущиеся нам невероятными способности таких людей, как они, как будто бы эти способности являются чем-то совершенно "сверхъестественным".

Я убежден, что каждый человек рождается с такими способностями. Почти каждый ребенок, которого я встречал, имел необычайно сильный контакт со своим внутренним взором, слухом и чувствами. Люди часто задают вопрос: "Как вы используете НЛП с детьми, которые ничего не знают о когнитивной психологии и органах чувств?" Я отвечаю, что дети как раз и являются настоящими мастерами НЛП! Обычно они находятся в контакте со своими органами чувств и со своим воображением в гораздо большей степени, чем взрослые. И действительно, один из способов помощи взрослым оживить некоторые из этих способностей состоит в том, чтобы помочь им снова обрести контакт со своими детскими воспоминаниями.

Важно, однако, понимать, что когнитивные способности необязательно легко возникают даже у таких исключительных людей, о которых я говорил выше. Тесла, например, указывал, что комбинация "инстинктивных" озарений и "непрекращающееся умственное напряжение" стали основой его способности к визуализации. В самом деле, лишь недавно такие познавательные технологии, как НЛП, вооружили нас пониманием и моделями, необходимыми для вынесения этих способностей нашего мозга на свет из сумрачного мира случайности и дали нам возможность учиться им сознательно и использовать их точно так же, как и любые другие навыки.

 


В последующих выпусках мы познакомим вас с дополнительными паттернами гениальности.

 

 

СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ

Материалы интерактивного к урса

Упражнение N1
Потренируемся в эффективном взаимодействии с самим собой

 

Вы уже поняли, что наше подсознание - гибкий и программируемый инструмент. Доступ к его ресурсам осуществляется с помощью четкой постановки задачи и не менее четкой ее формулировки. Даже компьютер не может одновременно решать задачи в двух приложениях. Наше подсознание подчиняется тем же законам последовательности действий - именно изучение этой его особенности позволило создать системы искусственного интеллекта.

Давайте потренируемся в эффективном взаимодействии с самим собой!

Для этого вам понадобится не очень легкий, но и не совершенно незнакомый текст (например, по психологии :-), минут 5-10 времени и ... соответствующий настрой. Процесс анализа и критики текста, упражнения и своих способностей к быстрому чтению мы пока отложим. Настройтесь на интенсивную работу в течение этих минут и на полное доверие к своим способностям. Читать вы умеете, движениями глаз руководить тоже умеете, судя по тому, что вы с нами. Думать тоже умеете! Этого достаточно :-).

Начнем с паузы. Перед каждым действием вы должны дать команду своему подсознанию. Маркируйте эту команду. Вспомните, как вы "подвигаете" себя на выполнение какой-то серьезной работы? Очень часто это выражается во внутреннем диалоге. Например, строгим и спокойным голосом вы себе приказываете: "Вперед!" или "Ну, начнем!" Вспомнили? Послушайте себя. Уловите это состояние и особенности общей команды. Обратите внимание на то, что команда должна быть КОМАНДОЙ, а не пожеланием. Есть громадная разница между "Сейчас я сделаю!" или "Делай!" и "Я должен сделать..." (это выражение несет в себе скрытое ограничение, чувствуете? Вы никому ничего не должны - вы играете!) или "Я попробую..." (попробую, но не съем).

Сперва прочтите целиком описание упражнения. Абзацы в тексте соответствуют паузам, во время которых вы в течение короткого времени должны дать уже выявленную энергичную команду самому себе. Приготовьте текст для работы (1-2 страницы, когда заканчиваете читать - возвращайтесь обратно, пусть мозг потренируется на знакомом материале).

"Вперед!"?

Максимально быстро, не вдумываясь в смысл текста специально, читайте текст, делая только три фиксации на каждую строчку, выбирая их произвольно. Вы решаете только одну задачу: три фиксации!

Дайте себе команду увеличивать скорость движения от строки к строке, чтобы к концу страницы она стала максимальной! Тот же текст в соответствии с этой командой!

Увеличьте скорость движения глаз. Делайте две фиксации.

Максимально увеличьте скорость скольжения!

Ведь это уже скольжение? При большой скорости вам хочется скользить, фиксации вам мешают? Разрешите себе это и получите удовольствие!

Скользите максимально быстро по уже знакомому тексту! Увеличивайте скорость от строки к строке!

Какую траекторию предпочитают ваши глаза? Это волнообразная линия? Зигзаг? Движение от одного угла страницы к другому? Это ваша личная эффективная траектория скольжения.

Обратите внимание - какие слова, смысловые единицы проникают в ваше сознание при быстром скольжении? Не ставьте перед собой задачу разобраться в деталях. Понять, что текст посвящен НЛП, а не проблемам свиноводства достаточно, но вы уже заметили гораздо больше!

Теперь переверните текст вверх ногами. Читайте не по слогам, а словами, предложениями. Мозг приспособится очень быстро. Дайте ему команду по-прежнему увеличивать скорость к концу текста и делать 2-3 фиксации. Когда вы почувствуете, что он перестает замечать, в каком виде текст ему "подсунули", не давайте ему расслабляться. Переверните в обычное положение и максимально увеличьте скорость скольжения! Чтоб не показалось сахаром :-). И опять переверните! И так далее!

Теперь последнее усилие. Вы читаете последний раз, максимально быстро скользя и улавливая суть текста. К концу чтения увеличьте скорость, насколько это только возможно!

А теперь, не делая паузы, позвольте своему мозгу перейти в обычный режим. Читайте, как хотите.

Как он себя чувствует? А Вы?

Похвалите себя! И его! Молодец!

Это важная часть упражнения. Сейчас, когда Вы потрудились, я хочу рассказать Вам, как Грегори Бейтсон наблюдал за дрессировщиком дельфинов. Тот обучал дельфина находить новые трюки. За каждый новый трюк дельфин получал рыбку. На следующий день, когда дельфин исполнял вчерашнее движение, рыбки не было. Дельфин начинал нервничать, часто от досады выкидывал новый переворот, и тут же получал рыбку. И так изо дня в день: ни одной рыбки за старый трюк, только за что-то новое. Дельфину хватило 14 дней, чтобы понять правила игры. Он стал буквально неуправляем и счастлив, за один день продемонстрировал целых восемь самых неожиданных "коленец". "Поднялся на новый качественный уровень обучения", - как сказали бы психологи.

И вот важный момент, очень важный. В течение этих 14 дней дрессировщик кормил дельфина рыбой в неучебное время. На вопрос Бейтсона он ответил: "Я делаю это для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с дельфином. Иначе он вообще не захочет учиться".

Мы должны поддерживать хорошие отношения с самими собой! Поощрять себя, хотя бы отмечать свои достижения и хвалить себя за них! Иначе зачем нам вообще учиться? Только для собственного счастья, которое формирует наша компетентность.

УСПЕХА ВСЕМ НАМ!

 

НОВОСТИ И РАССЫЛКИ

Константин Бравый "Законы и Процессы Гомеостатической Деятельности Мозга"

Абстракт: Показано, что гомеостатическая деятельность мозга – это особый вид деятельности мозга, который принципиально отличается от деятельности Сознания, Подсознания и Сверхсознания. Отмечается, что гомеостатическая деятельность мозга осуществляется по правилам правополушарной деятельности. Обсуждается свойство жизнеспособности сложных систем, которые подобно биологическим системам объективно стремятся к выживанию, самосохранению и устойчивому функционированию во внешнем мире. Сформулированы законы обеспечения жизнеспособности биологических систем («Законы Гомеостаза»). Показано, что процесс бессознательной деятельности мозга в области обеспечения жизнеспособности организма – это образец для сознательной деятельности человека в области управления процессами жизнедеятельности технических и организационно- технических систем. Отмечается, что открытие Законов Гомеостаза является основой для новых направлений в развитии системных исследований. Показано, что открытие Законов Гомеостаза является основой для развития Разумных Управляющих Систем (РУС), которые функционируют на основе формализации процесса бессознательной деятельности мозга в сфере обеспечения жизнеспособности организма. Обсуждается преимущество РУС по сравнению с Экспертными Системами, которые функционируют на основе формализации сознательной деятельности экспертов в различных сферах. Отмечается, что благодаря открытию Законов Гомеостаза человечество сегодня находится на завершающем этапе развития Интеллектуальной революции ХХ1 века, которая открывает новый этап в развитии мирового сообщества.

Рассылки Subscribe.Ru
Как развить интеллект, память, творческие способности?
Практическая психология - для Вас!
Метафоры
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line
Школа Добрых Волшебников
"Интеллект" интерактивный журнал
Игрушечное НЛП (практическая психология для детей)

 

 

Адрес проекта : http://www.humans.ru

Ведущая проекта:  Елена Шугалей


В избранное