Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Интеллект" интерактивный журнал


 

И Н Т Е Л Л Е К Т

Интерактивный журнал

№1

 

 

Что такое интеллект?

Возможности сознания, творчество и гениальность

СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ

Материалы интерактивного курса

Полезные ссылки: Тесты IQ

Новости

 

 

О НАШЕМ ЖУРНАЛЕ

 

Мы представляем Сообщество людей, развивающих свои творческие способности, людей, которым интересны лабиринты собственного мышления, тайны восприятия и богатства памяти.

В журнале будут публиковаться как теоретические материалы по интеллекту, восприятию, памяти, так и практические рекомендации и упражнения.

Дорогие читатели!

Присылайте, пожалуйста, интересные ссылки по нашей теме, оригинальные статьи, материалы, поделитесь с нами своим опытом и размышлениями! Будем очень рады сотрудничеству. Мы готовы рассмотреть все партнерские предложения!

Восходящих потоков всем нам!

 

 

Интерактивный Клуб "ЧеловекИ" (Humans.Ru)

 

 

 

Т Е О Р И Я

Что такое Интеллект?

Что такое Интеллект?

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

"Психологический словарь"

 

* * *

"Интеллект" - такое привычное и приятное слово!
Просмотрите все толковые, философские и прочие словари - чего Вы там только не найдете!
Например, интеллект - (лат. intellectus) - ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. Сюда же следует добавить и любимое народом: "интеллект - это то, что есть у меня и нет у другого".
Но если без шуток, то следует догадаться, что слово - это системное линейное образование, состоящее из малых первокорней (морфов).
Напишем так: ин - телл - лект. Берем в руки Латинско - Русский словарь и начинаем разбираться:
in - приставка, отвечающая на вопрос "куда, где", которая переводится -
в, в направлении, к, относительно, против, в пользу, на, до, для, в, у, среди, из, перед, при, в области, в зависимости, …;
tellus - земля, земной шар, твердая земля, суша, почва, (Tellus - богиня земли у древних римлян)…или то, на что можно опереться, на чем можно стоять надежно;
lectus - избранный, изысканный, отборный, отличный, превосходный, благородный, великолепный…

В том же словаре находим:
intellectio - понимание, истолкование смысла,
intellectus - ощущение, восприятие, разумение, представление, познание, понятие, рассудок, смысл, значение…."
В. К. Т о л к а ч е в

 

Что такое разум?
Отто ЭСТЕРЛЕ

 

Разум, интеллект обычно связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, находить выход из трудных ситуаций, а также с сообразительностью, изобретательностью, уменьем предвидеть будущие события. С появлением кибернетики делаются попытки создания искусственного, компьютерного интеллекта. При этом успешное моделирование каких-либо простых видов умственной деятельности человека приводило кибернетиков в восторг и они тут же назначали сроки окончательной замены человека компьютером. Но каждый раз эти сроки сдвигались в неопределенное будущее. И сегодня они не определены.

В последнее время разработаны системы количественной оценки интеллекта, так называемые IQ. Но и здесь не все удачно. Выясняется, например, что признанный гений по этим системам может получить меньше баллов, чем средний, но тренированный человек. Причина всех этих неудач, вероятно, одна: нет четкой формулировки понятия интеллект, нет глубокого понимания сути этого феномена. Что же такое интеллект, разум?

Зададим себе два вопроса: зачем нам нужен разум и возник ли он внезапно или развился из чего-либо? Типичный ответ типа: разум нужен, чтобы мыслить, не отвечает на вопрос, потому что тянет за собой новый вопрос: а зачем мыслить? Ответ: мыслить, чтобы быть человеком, уже вообще ошибочен, так как однозначно доказано, что и животные имеют зачатки мышления. Кстати, при анализе проявлений мышления у животных становится ясным его назначение: чтобы выжить. Разум как способность отражать окружающий мир, тоже требует ответа на вопрос: а зачем отражать?

Рискну навлечь на себя обвинения в примитивизации человека, но смею утверждать, что цель разума у человека та же: чтобы выжить, чтобы стабилизировать свое существование. Какой бы умственной деятельностью ни занимался человек: учился в школе или институте, выучился на астронома и наблюдает небо, изобретает ракетный двигатель или компьютер, сочиняет музыку или стихи, путешествует или копит деньги, его цель одна и та же: лучше понимать мир, чтобы защититься от его опасностей, сделать себе имя и достичь стабильной жизни.

Откуда же взялся разум? Возник ли он внезапно, как озарение или развился из какой-то более примитивной формы отражения внешнего мира? У всех видов материи есть одно универсальное свойство – инерция, т.е. сопротивление окружающим изменениям. Чтобы что-то изменить, нужно затратить энергию. Самое простое изменение является предметом механики. Это изменение скорости движения какого-либо тела. Чтобы, например, изменить скорость движения тела массой 1 кг с 50 до 100 км/час, нужно затратить энергию в 0,6 кДж. Чтобы изменить скорость движения молекул воды, т.е. температуру 1 кг воды на 1°С, нужно затратить уже 4,2 кДж (в 7 раз больше). Если же нагревать воду от –0,5°С до +0,5°С, т.е. растопить лед, нужно уже 330 кДж (т.е. в 550 раз больше), а от 99,5°С до 100,5°С – 2260 кДж (в 3767 раз больше). В последних случаях мы имеем дело с фазовыми превращениями вещества, которые сопровождаются изменением скоростей движения валентных электронов его атомов. Аналогичные изменения имеют место и при химических превращениях, при которых поглощается (или выделяется) в среднем около 400 кДж.

Химические системы тоже сопротивляются внешним воздействиям. При их нагревании, например, в них протекают такие превращения, которые поглощают энергию и охлаждают систему. При их охлаждении они, наоборот, выделяют тепло и «стараются не остывать». Такая «химическая инерция» называется принципом Ле Шателье-Брауна (каждая наука придумывает для одного и того же явления собственное название).

Живые организмы могут «включать» не только химические, в данном случае – биохимические процессы, но и активно передвигаться из освещенной Солнцем зоны в тень или наоборот, повышая таким путем «инерцию» своего организма или, другими словами: стабилизируя параметры своего организма. Биологи назвали этот вид инерции «гомеостаз». У теплокровных животных гомеостаз еще более совершенен, так как температура их тела регулируется автоматически и независима (вернее: почти независима) от окружающей температуры.

Еще один качественный скачок совершила инерция с появлением разума. Разумное существо пользуется дополнительно к теплокровности одеждой, жилищем, огнем, вентилятором, кондиционером и т.д.

В технических системах автоматического регулирования применяется так называемый коэффициент стабилизации. Это отношение величины внешнего изменения к величине изменения внутри системы. Возьмем для примера телевизор. В старых телевизорах еще не было стабилизаторов напряжения. И когда сосед включал у себя мощную нагрузку, например, электронагреватель, напряжение в электросети падало и изображение на экране телевизора становилось меньше и тусклее. Впоследствии конструкторы улучшили «гомеостаз» телевизора и теперь он менее зависим от мешающих воздействий соседей.

Приблизительные расчеты показывают, что коэффициент стабилизации за счет разума в тысячи раз выше, чем у химических систем и в миллионы раз выше, чем у механических. Этот коэффициент может служить объективной количественной оценкой разумности людей, например, решений политиков. Он может также показать, улучшает ли политик свой личный «гомеостаз» или своих избирателей.

Таким образом, разум можно схематически изобразить как верхний этаж четырехэтажного здания, нижним этажом которого является механическая инерция, вторым – принцип Лешателье-Брауна, а третьим – гомеостаз животных.

Можно представить себе это здание более детально в виде матрешки. В сердцевине матрешки находится самое ценное: наследственное вещество ДНК, которое защищено от вредных воздействий изменчивого окружающего мира большим числом химических и термодинамических стабилизаторов: мембранами клеток, многоклеточностью (дублированием генетической информации), кожей, волосяным покровом, теплокровностью, одеждой, жилищем, кондиционером, противоракетной системой и т.д.

Наследственное вещество хорошо изолировано от изменчивой внешней среды и поэтому к нему применимы законы классической термодинамики. Один из них – минимизация свободной энергии наследственного вещества, ведущая к росту «апериодического кристалла» (Э. Шредингер), т.е. к усложнению и совершенствованию организмов вплоть до возникновения разума (и дальше). Это и есть причина биологической эволюции и ее продолжения – развития человеческого общества. Существуют детально разработанные гипотезы, показывающие, что и само наследственное вещество возникло путем эволюции углеродного вещества (нитевидного кристалла графита), находящегося в потоке энергии и вещества со случайным составом и играющего роль катализатора (А.П. Руденко, В.Я. Савенков и др.). Мной показано, что из всей Периодической системы в такой открытой проточной системе «застрянут» именно те вещества, которые определяют химический состав тела человека (см. мою книгу "Goldene Mitte...", 1997). Если эти представления верны, то во Вселенной разум возникает автоматически при подходящих условиях и разумные существа должны быть в принципе похожими на землян (см. также «Почему жизнь концентрируется при 37°С?»).

Источники информации:

Эстерле О.В. Почему жизнь концентрируется при 37°С?
Oesterle, Otto. Goldene Mitte – unser einziger Ausweg. Vom zersplitterten zum ganzheitlichen Wissen. Schweiz, 1997, ISBN 3-9520261-9-0.

Электронная версия:

© НиТ

 

 

 

 

Возможности сознания, творчество и гениальность

 

Насколько мы можем быть эффективны в своей творческой деятельности?
Насколько наши возможности отличаются от возможностей признанных гениев в самых различных областях человеческой деятельности? Гений - это норма или отклонение от нормы? Возможно ли повторение озарений, случающихся в жизни каждого человека, и какие условия нам для этого необходимы?
Опыт, размышления, исследования

Некоторые свойства (паттерны) гениев (по Р. Дилтсу)


1. Хорошо развитая способность к визуализации.

Зрение было основным "навигационным" инструментов гениев. "Мыслящее мыслит формы в образах" (Аристотель). Эйнштейн определил свою способность формировать образы и зрительные конструкции как источник продуктивного мышления. Визуальный канал восприятия является самым быстрым, синтетичным и емким, через него проходит около 80% обрабатываемой информации.
2. Создание и использование множественных связей между органами чувств (синестезия).
Независимо от того, лежала ли способность к визуализации в центре их гениальности, гениальные личности склонны использовать все остальные чувства и образовывать синестетические связи между ощущениями. Эта способность позволяет максимально целостно воспринимать и преобразовывать образы нашего сознания. Она возвращает нас к истокам восприятия, свойственного детям, к истокам формирования понятий. Одновременно результат нашего творчества проходит предварительную "апробацию" на соответствие реальности.
3. Использование множественности перспектив.
Важной характеристикой гения является его способность использовать несколько различных перспектив при рассмотрении конкретного предмета или процесса. Гений нередко рождается из обнаружения новой перспективы, которую до него никто еще не использовал. Теория относительности Эйнштейна - по своей сути описание взаимодействия различных перспектив. Поиск деталей, не вписывающихся в привычные картины мира и нахождение новой точки зрения - общая стратегия гениев.
4. Высокоразвитая способность постоянно переключаться с одной позиции восприятия на другую.
Помимо способности принимать различные точки зрения, гении обладают способностью идентифицироваться с различными позициями восприятия: первой (я сам, моя точка зрения, мои чувства), второй (другой, объект исследования, его точка зрения и чувства) и третьей (позиция стороннего наблюдателя за взаимодействием нашего "Я" и объекта). Они выходят за пределы своих убеждений и предположений, идентифицируют себя с объектом, затем рассматривают ситуацию беспристрастно и оценочно. Способность Диснея идентифицироваться с героями своих мультфильмов (он даже сам озвучивал некоторых из них), а также со своими зрителями, посетителями парков отдыха является хорошей демонстрацией этого навыка.
5. Способность легко переходить с одного уровня мышления на другой и пользоваться "кусками информации" разного размера.
Это способность быстрого перехода от широкого видения к более узким составляющим и конкретным действиям, необходимым для воссоздания более масштабной картины. Гении умели работать с мелочами ("Мелочи создают*совершенство, а совершенство - не мелочь" Микеланджело)* и одновременно не тонули в деталях; могли видеть картину целиком, не теряя из виду ее мельчайшие компоненты, обладали уникальной способностью находить равновесие между большим и малым. Единая теория поля Эйнштейна была направлена на установление связей между всеми физическими явлениями во Вселенной - от космоса до атома.
6. Поддержание обратной связи между абстрактным и конкретным.
Гении способны переходить от абстрактных моделей и принципов к конкретным воплощениям этих абстракций и обратно. Они создают свои произведения благодаря постоянному процессу обмена между психическими конструкциями и физической реальностью (синестезия используемых при этом__каналов восприятия обеспечивает полноту переходов). При этом формируется стойкая и динамичная петля обратной связи между абстрактными образами и их реальным выражением, позволяющая постоянно корректировать и совершенствовать и то, и другое.__Согласно Эйнштейну, единственным оправданием теории является "мера обозрения опыта, полученного от наших органов чувств, которой мы можем достичь с ее помощью"
7. Баланс мыслительных функций: Мечтатель, Реалист, Критик.
Это основная составляющая гениальности. Гении не только обладают развитой способностью мечтать, но и способностями и умениями воплощать свои мечты в конкретные формы и критически относиться к своим идеям и их воплощениям. Способность мыслить критически имеет такое же важное значение для гения, как и способность мечтать. Ключевой момент состоит в том, чтобы не дать Критику подавить мечты. И, разумеется, гения отличает способность произвести на свет некое творение, воплощающее эти мечты и идеи. Если бы Моцарт, Леонардо или Дисней просто хранили свои идеи у себя в голове, мир никогда бы не узнал об их гениальности. Леонардо оставил нам не только стратегии, обучающие мечтать, но и ряд стратегий, обучающих рисовать и оценивать свою работу. Между фрейдовскими "Ид", "Эго" и "Супер-Эго" имеется много параллелей с мечтателем, реалистом и критиком. Тесла утверждал, что способность быть "тщательным" мечтателем облегчала реализацию идей и изобретений.
8. Постановка фундаментальных вопросов.
Гениям свойственно придавать большее значение вопросам, нежели ответам. Ключевой характеристикой всех гениев является их неукротимая любознательность и восторженность. Гений больше задает прямых вопросов, чем ищет "правильных" ответов. Частью гения, по-видимому, является убеждение, что в конечном итоге правильных ответов и быть не может. Гении ищут области, в которых их знание не полно. Собственные неудачи они воспринимают не как "злую судьбу", а как область дальнейшего поиска. Как сказал один изобретатель: "Неудача - это просто иное решение проблемы, чем то, над которым я работаю в данный момент". Неудача - трамплин для успешного решения. Дисней по этому поводу выразился так: "Я должен исследовать и экспериментировать... У меня вызывает досаду ограниченность собственного воображения". Музыка Моцарта является результатом его постоянной озабоченности тем, действительно ли это те самые "две ноты, которые влюблены друг в друга".
9. Употребление метафор и аналогий.
Гении постоянно прибегают к метафорам и латеральным, или нелинейным, стратегиям мышления. Метафора или аналогия лежит в основе каждого гениального действия. Использование метафоры позволяет сфокусироваться на наиболее важных глубинных структурах объекта, не сводимых к словесному описанию. Эйнштейн широко использовал метафорические конструкции: плоский мир двумерных созданий, жук, ползущий по мячику и т.д. Тесла сформулировал свою идею создания роботов, проведя аналогию с работой собственной нервной системы. Может показаться, что употребление метафор позволяет гению заострить свое внимание на "общих свойствах" (Аристотель) и более глубинных началах как окружающего, так и своего внутреннего мира, и избежать опасности оказаться в слишком большой зависимости от реального содержания или ограничений, налагаемых действительностью.
10. Предназначение помимо собственной личности (Миссия).
Всех гениев объединяет то, что они воспринимают свою работу как происходящую из чего-то и служащую чему-то большему, чем они сами. Во введении к своей анатомии Леонардо смело заметил: "Я хочу делать чудеса..., даже если я буду иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется долгое время жить в крайней бедности". Тесла развил свои способности визуализации для того, чтобы "совершать экскурсии за пределы малого мира". "Все методы являются лишь тупым инструментом, если за ними не стоит живой дух" (Эйнштейн). Может быть, именно эта связь с чем-то большим и является тем, что отделяет "гениев" от тех, кто просто "творчески одарен" или "изобретателен". О причинах своих занятий физикой Эйнштейн писал: "Я хочу знать мысли Бога, все остальное - детали".
(В последующих выпусках мы познакомим вас с дополнительными паттернами гениальности.)

 

 

 

 

СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ

Материалы интерактивного к урса

О Курсе

Интерактивный курс "СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ"


Интенсивная программа для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал, расширить возможности памяти и восприятия, овладеть техниками скорочтения. Формирует навыки эффективного взаимодействия с потоком информации любого объема.

Курс проводится дистанционно. Участникам курса предоставляются необходимые материалы, программное обеспечение, консультации тренера, возможность участия в очных встречах группы. На Форуме и в Чате Вы можете задать любой вопрос преподавателю, поделиться своими результатами. С помощью автоматизированной системы подписки на обновления и ответы на Ваши реплики, процесс обучения максимально облегчен технически.

 

Шугалей Елена "Скорочтение: необходимые и достаточные условия"

 

Потребность в быстром восприятии и обработке информации растет, современные условия предъявляют требования осознанности и управляемости этим процессом. Каждый массив информации требует своей скорости чтения, своей стратегии в соответствии с субъективным опытом воспринимающего информацию - оптимальная скорость обработки должна совпадать со скоростью мышления.

Навыки "вертикального чтения, подавления артикуляции, выделения ключевых слов, развития периферического зрения", о которых мы все слышали, являются необходимыми, но не достаточными условиями динамического чтения. Необходимо сформировать не только базовые физиологические стратегии быстрого чтения, восприятия, запоминания, но и когнитивные стратегии управления этими процессами. Приобрести не только инструменты для улучшения индивидуальной динамики, но и способ оценки их соответствия воспринимаемой информации и гибкость в применении. Многие люди заканчивали курсы скорочтения, но впечатляющих результатов достигли только те, которые смогли перевести свои навыки на новый уровень осознанности.

Какова оптимальная стратегия овладения навыками динамического чтения? В моей методике я придерживаюсь следующей (нелинейной) последовательности: формирование необходимых физиологических навыков, обучение эффективным стратегиям чтения, восприятия и запоминания (невозможно говорить о быстром чтении, если нет стратегий быстрого восприятия, концентрации внимания и не расширен объем оперативной памяти), формирование навыков автоматического поиска и взаимодействия с информацией, стратегии оценки и выделения смысловых уровней и блоков информации. Выделение ключевых слов соответсвует только начальному уровню обучения работы со смысловой структурой текста. Аналогично переходу от чтения словами к чтению блоками скорость восприятия качественно улучшается при переходе к работе со смысловыми структурами. Умение вычленять эту логическую структуру (или эмоциональный сценарий) и укрупнять смысловые единицы воспринимаемой информации, соотносить их с целями чтения является основой личной динамики.

Следующий этап - формирование строго индивиндуальной стратегии динамичного взаимодействия с информацией (вы уже заметили, что я не разделяю отдельно "чтение", "восприятие", "запоминание", "обдумывание", поскольку это составляющие целостного процесса). Этот этап наиболее важен, поскольку обусловлен системой личных ограничений разного уровня, начиная с физиологии и заканчивая убеждениями, ценностями. Успешные на определенном этапе стратегии ("Читай медленно, внимательно!" "Вслух!" "Повтори!" "Перечитай заново, вслух и медленно!"), часто автоматически переносятся в другие контексты без учета их соответствия. Недостаток осознанности компенсируется системой ограничивающих убеждений. Работа с динамикой восприятия - это работа с личными ограничениями, поддерживаемыми системой убеждений, сформировавшейся как целесообразный, позитивный навык в процессе учебы. Не бороться, а утилизировать навыки и стратегии, расширять их диапазон, подбирать их в соответствии с контекстом, целями, проявляя при этом гибкость, сформировать метастратегию (стратегию выбора стратегии) - единственный способ перехода на новый уровень динамики обучения.

Еще один аспект работы над собой - это осознанное управление субъективными состояниями. Состояние эффективного восприятия информации (например, чтения со скоростью выше 1000 слов в минуту с полным осознанием смысла прочитанного и возможностью его воспроизведения) полярно состоянию "мечтательного" чтения со скоростью 120 слов в минуту. Необходимо уметь калибровать (отслеживать и характеризовать по определенным параметрам) свои состояния и спонтанно генерировать ресурсные для данного вида деятельности. Условием такой спонтанности становится только богатый личный опыт осознанного самовосприятия.

Условное разделение процесса чтения и процесса мышления существует только в наших головах:-). "Мозг работает быстрее, чем мы думаем", говорил Бендлер, хочется добавить: "А наше сознание - медленнее, чем нам кажется".

В конце хочется немного сказать о некоторых ценностях, приобретаемых в процессе занятий по улучшению личной динамики восприятия информации. Динамика, скорость, интенсивность, высокий уровень осмысления информации, личная успешность и компетентность - именно такие ценности. Они становятся не только целью, но и инструментом, и критерием оценки, и мощным стимулом. Я заметила, что интенсивные тренинги, сравнительно небольшие по времени (3-5 дней), с последующим переходом на следующую ступень, представляющую собой такой же краткосрочный тренинг, но уже большей интенсивности, дают впечатляющий эффект по сравнению с продолжительным курсом (2,5 месяца) еженедельных занятий. Они как бы предоставляют эталон эффективного внутреннего поведения, включают общие ресурсные состояния повышенной восприимчивости к информации, которые затем генерируются спонтанно. И что крайне важно: доставляют много положительных интеллектуальных эмоций:-). Нам всем нравится испытывать состояние интеллектуальной силы, легкости, мгновенной восприимчивости, "расширения сознания" и управления. Это незабываемый ресурсный опыт.

Для тех, кому интересно будет узнать более подробно об особенностях моей методики, о ее связи с НЛП (нейро-лингвистическое программирование), могут обратиться к материалам конференции "Многомерный мир: НЛП методология и моделирование" - к моему докладу "Перспективы применения методологии НЛП к моделированию процессов динамического обучения ":

Шугалей Елена Викторовна, директор отдела динамического обучения Центра современных психотехнологий (г.С-Петербург, Дом ученых в Лесном).

Материалы конференции "Многомерный мир: НЛП методология и моделирование"

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ (в том числе и о себе самом) РАВНО УПРАВЛЕНИЮ СИТУАЦИЕЙ :-)!

УСПЕХОВ В ЭТОМ ВСЕМ НАМ!

ВСЕМ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!

 

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ТЕСТЫ на определение IQ

 

 

Тесты на английском языке IQTest.com

Тест IQ ( Айзенка )

Что такое коэффициент интеллектуальности? (Тестирование и результат теста iq на Куличках)

http://belmensa.narod.ru/tests.htm

 

 

НОВОСТИ И РАССЫЛКИ

 

Михаил Вартбург "Зеркальные нейроны"

«Человек один не может» — заклинал в предсмертном полузабытьи любимый герой Хемингуэя.
«Не может, не может» — вторят ему культурологи, социологи, психологи, нейрофизиологи. И вот — удивительная серия экспериментов по изучению так называемой зеркальной рефлексии.

Рассылки Subscribe.Ru
Как развить интеллект, память, творческие способности?
Практическая психология - для Вас!
Метафоры
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) по делу. Семинар on-line
Школа Добрых Волшебников
"Интеллект" интерактивный журнал
Игрушечное НЛП (практическая психология для детей)

 

 

Адрес проекта : http://www.humans.ru

Ведущая проекта:  Елена Шугалей

 


В избранное