Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Любить - это значит...

  Все выпуски  

Развитие наблюдательности и памяти у детей и взрослых


Информационный Канал Subscribe.Ru

Электронная рассылка

Развитие наблюдательности и памяти
у детей и взрослых.

Выпуск 19.

Привет!

Сегодня у нас День рождения. Рассылке исполнился ровно год. По этому случаю поздравляю всех читателей и себя в первую очередь. Особый привет и благодарность тем подписчикам, которые читают рассылку с самого её открытия.

По случаю дня рождения я решила обновить дизайн рассылки. Результат у Вас перед глазами. Надеюсь, он Вам нравится.

Годовщина рассылки подвигла меня ещё на один шаг. Я сделала наконец-то лист автора. Теперь все желающие могут на меня полюбоваться. Ссылка в конце рассылки.

Тема дня.

А сегодня, по случаю круглой даты, я предлагаю вернуться туда, откуда мы начали, и вспомнить, что называют памятью. Приведу определения Брокгауза и Ефрона и Владимира Даля.

Итак, память –способность человека сохранять раз пережитые состояния сознания и воспроизводить их вновь при известных условиях. (Брокгауз и Ефрон).

Или определение Даля: способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего противоположно памяти былого. Память внешняя - безотчетное знание наизусть затверженного; память слов, цифр, имен и событий. Память внутренняя - разумное пониманье научной связи узнанного, усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин.

Заметьте, и в том и в другом определении говорится о сознании. Мы не просто что-то запоминаем, мы запоминаем состояния нашего сознания. Это очень важный момент для понимания того, как работает наша память. Очень упрощённо этот процесс можно описать так: каждый момент времени наше восприятие-осознание окружающего откладывается где-то в недрах нашего организма и в нужный момент извлекается наружу. То есть первый этап запоминания – это осознание предмета (явления и т.д.). Чем лучше мы поймём, осознаем предмет запоминания, тем легче впоследствии будет его вспомнить.

По большому счёту все методики по улучшению памяти – это лишь способы помочь организму как можно лучше «осознать» предмет запоминания. Есть методы улучшения памяти «живые» – те, которые действительно помогают «вникнуть в суть», понять предмет запоминания. К этим методам можно отнести разного рода наблюдения, зарисовки, размышления и т.д.

И есть методы «абстрактные» – те, которые помогают просто «сфотографировать» предмет запоминания где-то в нашей памяти с помощью привязки к известным нам вещам. Сюда можно отнести метод ассоциаций, метод мест, метод крючков и т.д. Каждый метод уместен в определённых случаях. Какими способами пользоваться для улучшения памяти, каждый выбирает сам.

Вернёмся к определению памяти Даля, оно более глубоко. Он сравнивает память с ясновидением: «Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего противоположно памяти былого». В нашем обществе слово «ясновидение» употреблять, как-то не очень принято. У нас введено более популярное слово: «интуиция». Хотя обозначает оно совсем не то, что обычно под этим словом понимается.

Интуиция - (позднелат. intuitio, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. (определение БСЭ). Брокгауз и Ефронт расшифровывают интуицию, как философское понятие, означающее непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта.

Поэтому, то, что мы обычно понимаем под словом интуиция: «способность предугадывать будущее и делать правильный выбор», больше всё-таки относится к слову ясновидение.

Так вот, к чему весь этот разговор. Исходя из определения Даля, получается, что чем лучше развита память, тем лучше развито ясновидение. Потому что вещи эти взаимосвязаны. Кстати и интуиция тоже развивается при тренировке памяти. Отсюда делайте выводы…

На закуску.

Меглиабаци, великий флорентийский библиофил, обладал замечательной памятью в отношении книг и рукописей. Он знал место, полку и номер каждой книги в своей собственной громадной библиотеке и в других известных библиотеках. Однажды великий герцог Тосканский спросил его, где ему можно найти экземпляр одной известной редкой книги; он ответил, что существует только один экземпляр, который находится в «библиотеке великого патриарха в Константинополе, на седьмой полке третьего шкафа, направо от входа».

Детская комната. Парные картинки.

Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления).

Можно играть вдвоём с ребёнком, а можно группой детей и взрослых. Используются картинки из детского лото (можно из двух наборов). Картинки лото смешиваются и раздаются всем поровну. Раздающий должен проследить, чтобы одному участнику не выпало слишком много одинаковых картинок. Каждый из играющих по очереди описывает предмет, нарисованный на одной из имеющихся у него картинок, не показывая её. Тот участник, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый участник повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

До встречи в следующем выпуске!

Автор рассылки Елена Рахманова.

psychology.genii-owner@subscribe.ru

Страница автора

http://www.treningpamiati.narod.ru

Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.genii
Отписаться

В избранное