Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Назад в Будущее

  Все выпуски  

Назад в Будущее


Информационный Канал Subscribe.Ru


Назад в Будущее (Back to the Future): восстановление утраченных способностей!
Назад в Будущее. №03
У Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА)

ЛУЧИКИ ВНИМАНИЯ МИРА

(или "Переключая каналы")

Что есть внимание?

Если просто и коротко, то ВНИМАНИЕ - это особым образом наработанный способ восприятия информации, со свойствами сосредоточенности, избирательности и направленности.

Примером внимания на практике может быть "взгляд" (уточняем: не "зрение", а именно "взгляд"!). Из всей зрительной информации мы взглядом выделяем значимую для нас часть этой информации. А значимость той или иной информации для себя мы усваиваем с детства в ходе так называемых "воспитания" и "обучения".

Поэтому и нельзя говорить о восприятии "реальности вообще". Так не бывает.
Мы воспринимаем не реальность, а отфильтрованную нашим ВНИМАНИЕМ информацию об этой реальности. При этом часть информации становится сознательной, часть уходит как бы в фон, в сферу нашего бессознательного. А все остальное, чего наше внимание и вовсе не касается, хотя и присутствует в реальности, но для нас его как бы и не существует. Теперь понятно, какое большое расстояние от нашего ВЗГЛЯДА на реальность до самой реальности, которая скрыта от нас за нашим вниманием и его фильтрами восприятия?

Отсюда и разница между "смотреть" и "видеть". А также разница во внимании и видении между разными людьми. У одного это огромный и мощный "луч внимания", подобный лучу прожектора. У другого - слабенький "лучик" как от свечки или карманного фонарика со старыми батарейками (кстати, в наше время большинству населения свойственен именно маленький "лучик", со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Отсюда и разница между людьми в скорости ментального освоения мира, качестве познания и глубине проникновения в загадки реальности.

Да-да, следует делать и такую разницу: реальность - это территория, а восприятие нами реальности - это карта территории. Разные восприятия и рисуют карты различной точности.

Поэтому мы говорим не просто о внимании, а о "луче внимания", с учетом направленности, сосредоточенности и избирательности его восприятия, или "пропускной способности".

* * *

Ну и, в качестве закрепления вот этого знания, рассмотрим то же самое на примере восприятия СЛУХОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Потому что и здесь "слушать" и "слышать" - это, как должно быть понятно из сказанного, не одно и то же.

С самого начала каждый из нас "отправляется" в этот мир с гениальными способностями. Но уже в перинатальный период (от зачатия до родов) начинается искажение нашей информационной матрицы, а следовательно, и будущих способностей и особенностей восприятия мира человеком. Однако и после рождения всевозможные воспитатели так берутся воспитывать нас, что от гениальных способностей ребенка остаются рожки да ножки. И вот такими, как только можно было, ограниченными в способностях и возможностях большинство из нас и начинает свое пребывание в этом из миров. В общем, люди здесь в основном имеют маленькие, слабенькие и несовершенные "лучики внимания" мира. В чем это выражается, сейчас посмотрим.

Нам мешают слушать мир те самые искусственные ФИЛЬТРЫ, которые у нас получились в ходе воспитания и социализации (иначе мы их еще называем "установками" и даже "плохими привычками").

Например, ум не хочет ждать. И убегает вперед от остальных, более медлительных, процессов. Даже у нетренированных людей скорость мысли на порядок больше скорости речи, т.е. озвучивания слов в общении. А ведь по своей природе Человек Разумный способен мыслить, на самом деле, быстрее всех современных самых мощных компьютеров. Вот только его пропускная способность сейчас многократно ограничивается фильтрами, внедренными в ходе воспитания и социализации.
Один из таких фильтров - это "мышление словами" (иначе "вербальное"), сравнимая разве что с передвижением антилопы или гепарда на протезах. Как видно, скорость мысли и скорость речи даже в простом (нетренированном) случае сильно отличаются. Внимание разлажено. Ум то включается, то отключается. В общем, дохлое дело. Такой человек вроде бы и слушает, но слышит только отдельные слова говорящего, как бы с пятого на десятое. А между словами говорящего вставлены уже некоторые собственные мысли слушающего за время звучания слов. Поэтому получается "каша" и трудно бывает из этой "каши" выделить те слова, которые услышаны, и собрать их в осмысленную фразу. Часто это происходит только приблизительно.

Так же обстоят дела и во время чтения.

Люди совершенно забыли природу настоящего мышления и думают, что им нужно мыслить словами. Но словами передается только код (знак, формула) мысли, да и он людьми применяется уже невпопад, с огромными искажениями и пробелами…

Еще одна "плохая привычка" слушания заключается в том, что мы как бы "слушаем вполуха", невнимательно, думая о чем-то своем. Потому что нам кажется, что мы это знаем. И, между прочим, правильно кажется, так как общение происходит опять же согласно древней природе человека разумного. Изначально человеческий ум был связан со всей информацией вселенной. Поэтому все обо всем "знают". Поэтому для взаимопонимания люди раньше обменивались не "новостями", а способами ориентации (каналами) в информации, типа: "посмотри вот так". А теперь что? Инерция прежнего восприятия осталась (ощущение знания обо всем), а вот ограничивающие фильтры дают ложную ориентацию вниманию… Продолжение следует. (ЦСкА. 19.01.2003г.)

До следующих встреч! Пишите нам: zovu@baza-r.ru . Сайт рассылки "Назад в Будущее" (Back to the Future) будет формироваться по адресу: http://www.zovu.ru/1b .

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное