Пленники самодисциплины. Как мы разучились отдыхать и почему это плохо
Когда
вы в последний раз валялись на диване? Просто лежали, а не смотрели
лекции TED, читали книгу, листали фейсбук, вели бесконечный монолог
и гоняли по кругу мысли о будущем? Почему мы перестали спокойно тупить?
Свободное время теперь идет в комплекте с чувством вины.
Считается хорошим тоном изобрести
свой патентованный способ борьбы с прокрастинацией: работать стоя, мерно
выдыхать через одну ноздрю, ставить таймер на время работы. Потом все
эти методы по дрессировке себя плавно переходят с рабочего на нерабочее
время. Коучи и разного рода мотивационная литература учат нас, как
работать на максимальный результат. Советы о том, как отдыхать с той же
отдачей что и работать, можно встретить гораздо реже. Ведь со свободным
временем все будто бы и так понятно.
С одной стороны, социальные сети
навсегда изменили наши представления о том, как теперь выглядит отдых.
Походы по музеям, спорт, путешествие в незаезженные места — практически
всегда это активность.
К какой бы социальной страте вы ни принадлежали, внутри нее
всегда есть четкое представление, как и насколько активно вы должны
тратить часы, не занятые трудом.
С другой стороны, посмотрите
на детей. Жизнь современного ребенка, начиная с детского сада, расписана
по минутам. Когда вы в последний раз видели ребенка, просто гуляющего
во дворе? Родители лихо распоряжаются свободным временем детей,
записывая их в десяток секций раннего развития: творчество, спорт,
иностранные языки. Марина Мелия, автор книги «Наши бедные богатые дети»
пишет, что три главных воспитательных принципа современных родителей —
«как можно больше, как можно раньше, как можно лучше». Никто не хочет,
чтобы их ребенок рос сорняком и просто болтался по улице после школы
с друзьями. Ведь стараются для его же блага.
Самодисциплина — это то, ценность чего никогда не ставится под сомнение. В ней видят панацею от самых разных проблем.
Не можешь завершить начатое? Выгоняют
с третьей работы за полгода? Родился в бедной семье за Полярным кругом,
но хочешь большего? «Тебе просто не хватает самодисциплины, чувак!»
«Маленькие привычки» Би Джей Фогга или популярная теория Анжелы Ли Дакворт о том, что успех учеников не связан с талантом и уровнем IQ, а только с твердостью характера,
сводят все следствия к одной причине: вам нужно больше самоконтроля.
Подобные идеи пользуются бешеным спросом, поскольку умело эксплуатируют
чувство вины и всеобщее помешательство на продуктивности — но
в большинстве случаев напоминают желание продать одну таблетку от всех
болезней.
Педагог и детский психолог Альфи Кон в своей работе «Почему самодисциплина переоценена»
пишет, что единственный положительный эффект самодисциплины в школьном
возрасте — это высокие оценки. Притом что учителя чаще ставят высокий
балл тем, кто говорит, что домашнее задание стоит для них выше
развлечений. По мнению Кона, ученики, ориентированные на оценки,
а не знания, менее заинтересованы в предмете и привыкают мыслить
поверхностно. К тому же высокая степень самоконтроля и ориентация
на внешние оценки часто провоцируют тревогу и внутренние конфликты.
Другой критик самодисциплины,
американский психолог Джек Блок, на протяжении 30 лет наблюдал
за взрослением ста человек и в целом негативно оценивал недостаток
самоконтроля. Но он же замечал и другое.
Склонные все контролировать подростки, начав употреблять
наркотики, быстро попадали в полную зависимость. А их необязательные
сверстники, попробовав один раз ради эксперимента, быстро теряли
к веществам интерес.
Как бы то ни было, сторонники жесткой
самодисциплины, равно как и ее противники, приводят устаревшие
аргументы. Потому что в своих исследованиях никто из них не акцентирует
внимание на новом мощном источнике поглощения свободного времени:
смартфонах и социальных сетях. Советы воспитывать в себе маленькие
привычки или твердость характера вопреки тому факту, что половина
земного шара сутками сидит в инстаграме и фейсбуке, равносильны советам
лечить пневмонию подорожником.
На протяжении XX века появление каждого нового медиа
сопровождалось упреками в адрес создателей и обвинениями в том, что они
принуждают людей к пассивности.
Интернет изменил само наше
восприятие пассивности. Мы толком ничего не знаем о зависимости
от социальных сетей кроме того, что: это плохо, с этим надо завязывать
или, по крайней мере, уделять этому меньше внимания. Исследования на эту
тему пока носят общий характер и явно не поспевают за своим предметом.
Когда ученые разберутся, что делать с нашей жаждой лайка и желанием
лепить по двадцать сторис в день, техники порабощения внимания станут еще более изощренными.
Но, пожалуй, главная причина,
по которой мы больше не можем спокойно тупить на диване, — это утрата
представления о рабочем и нерабочем времени. Работа и отдых больше
не существуют в чистом виде. Все меньше людей отдают предпочтение
восьмичасовому рабочему дню с перерывами на обед и отпуском два раза
в год. Старую модель разделения труда и досуга теснит новая норма —
work-life blending. Особенно это касается всех занятых нематериальным
трудом, где работа и отдых тесно переплетены.
Привычка к перманентной занятости и круглосуточная готовность
принять челлендж приводят к тому, что свободное время в чистом виде
становится источником тревоги.
В своей работе “The New Politics of Leisure and Pleasure”
социологи Питер Брэхэм и Стивен Вэгг описывают устройство позднего
капитализма как переход от парадигмы принуждения к парадигме
соблазнения. Иными словами, корпорациям и прочим владельцам капитала
теперь гораздо выгоднее инвестировать во все новые и новые вещи,
занимающие ваше свободное, а не рабочее время. Досуг, как в свое время
и труд, стал предметом отчуждения: сегодня свободное время связано
с производством в гораздо большей степени, чем отведенные для этого
рабочие часы.
По некоторым оценкам,
к 2035 году число цифровых кочевников, людей, чья работа и жизнь
не привязаны к конкретному месту, достигнет 1 миллиарда. В этих условиях
неплохо бы пересмотреть не только свое поведение, а само понятие
самодисциплины. Интересно взглянуть, как будет выглядеть рабочий график
одной седьмой части планеты и продолжат ли они страдать, не успевая
к дедлайну.
Построение отношений со временем —
самое изящное из всех изящных искусств. Ему можно научиться, только
когда вас не жжет изнутри постоянное желание все контролировать
и проводить свободное время с пользой.
Проблема в том, что зачастую непонятно, в чем конкретно измеряется польза.
Поэтому неплохо иногда задавать себе
вопрос: приносит ли вам удовольствие постоянная бешеная активность или
за ней скрывается просто желание быть не хуже других и синдром упущенной выгоды?
Есть ли способ снова начать отдыхать,
не терзая себя за незаконченное и несделанное? Наверное, единственное,
что можно сделать, — стремиться, насколько это возможно, к чистым
состояниям, не смешивать режимы работы и отдыха. Звучит самонадеянно,
но целеустремленное безделье часто оказывается гораздо полезнее тупого
вкалывания. И уж точно полезнее той бессмысленной суеты, что так часто
в последнее время путают с активностью. Так что самое время ненадолго
расслабиться и последовать совету из «Рика и Морти»:
«Никто не существует по определенной причине, никто ни к чему не привязан, все однажды умрут. Пойдем посмотрим телек».