Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Effecton.Ru: Эффективная психодиагностика и коррекция Тестология


www.effecton.ru
#17
Тестология
2006-05-23
Effecton.Ru: Эффективная психодиагностика и коррекция
Горячие новости
Грамотный выбор профессии
Тема номера
Тестология
На правах шутки
Нет причин для волнения...
 

От редактора

Тестология

В одном из прошлых выпусков рассылки, мы говорили о критериях эффективности теста. Сегодня подробнее остановимся на его составных элементах — заданиях и требованиях, которые предъявляются к их составлению. Опытный составитель тестов знает, что нетрудно придумать задание, измеряющее какое-либо свойство или способность. Гораздо сложнее решить, достойно ли оно включения в данный тест, будет ли оно давать информацию об измеряемом свойстве.  Также поговорим о том, как происходит обработка результатов теста, их первичный анализ.

Горячие новости

23.05.2006

Грамотный выбор профессии:
4 шага на пути к карьере
И состоявшийся профессионал с многолетним стажем, и молодой специалист часто думают об одном и том же — правильно ли они выбрали профессию? Психологи предлагают 4 способа узнать это.
подробнее...

22.05.2006

Хорошо иметь домик в деревне!:
Общение с природой благотворно влияет на психическое здоровье
Чем теплее становится, тем больше людей задумываются о том, чтобы перебраться наконец на дачу и зажить по-новому. Дачная жизнь укрепляет не только физическое здоровье, но и психику, утверждают психологи.
подробнее...

20.05.2006

"Вешать лапшу на уши" станет труднее:
Создана программа, позволяющая расшифровывать выражения лица
Ученые разработали компьютерную программу, которая умеет читать быстро меняющиеся выражения на человеческом лице и делает выводы об эмоциях, которые скрываются за ними. Разоблачение обмана преступников теперь станет более простым делом.
подробнее...

19.05.2006

В мире животных:
Обезьяны решают логические задачи и устанавливают причинно-следственные связи
Обезьяны, похоже, оказались умнее, чем считалось ранее. Исследователи установили, что они могут считать до четырех, понимать разницу между голландским и японским языками (естественно, не понимая смысла сказанного), а также анализировать и делать выводы!
подробнее...

18.05.2006

Весна — опасное время:
Люди, рожденные весной, рискуют оказаться самоубийцами
Исследование 26916 случаев суицида в Англии и Новом Уэльсе показало, что люди, рожденные в марте, апреле и мае, имеют повышенный риск закончить жизнь самоубийством по сравнению с теми, кто родился осенью.
подробнее...

17.05.2006

Самые обаятельные и привлекательные:
Своеобразный "датчик привлекательности" в мозге заставляет нашу самооценку колебаться десятки раз в день
Привлекательные люди имеют существенные социальные и экономические преимущества в жизни, от большей вероятности завязать романтическое знакомство, до вероятности получить меньший срок за преступление. Вот почему многих людей заботит собственная внешность.
подробнее...

16.05.2006

Кто на свете всех умней?:
Сенсорный дефицит, характерный для пожилых людей, приводит к снижению IQ
Американские ученые установили, что у студентов, выполняющих тесты в условиях, имитирующих дефицит восприятия, характерный для пожилых людей, падает умственный коэффициент. Сенсорный дефицит у пожилых приводит к снижению IQ, заключают они.
подробнее...

15.05.2006

Неумышленное воровство:
Обвиненных в плагиате подводит память
Уличенные в плагиате люди зачастую просто не могут идентифицировать источник воспоминаний, что приводит к смешению между реально происходившими событиями и увиденными на экране, прочитанными в книге или услышанными от приятелей. Называется это криптомнези
подробнее...

Тема номера

Тестология: Большой путь психологического теста

Прежде всего, необходимо обрисовать цель, ради которой вообще затевается оценка и анализ тестовых заданий. В прошлом выпуске нашей рассылки упоминался основной принцип конструирования теста — максимальное отражение всех параметров свойства через минимальное количество заданий. Ничего лишнего. Анализ тестовых заданий призван именно для устранения "сорняков".

Анализ и оценка тестовых заданий начинается после апробации теста на целевой группе. Полученные данные сводятся в таблицу с матричной структурой, в которой задания начинают сортироваться по следующим критериям.

Мера трудности задания

Мера трудности задания дает информацию о степени задействования того параметра изучаемого свойства, которое оно призвано измерять. Иногда говорят, что мера трудности определяет соответствие задания целевой группе теста. В целом, можно сказать, что данный критерий позволяет судить и об этом.

Трудное задание или легкое, определяют путем подсчета доли неправильных ответов к каждому из них. Однако сегодня применяется и не совсем классический способ определения трудности задания — умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера тех элементов, которые участвуют в выполнении задания (и входят в параметр измеряемого свойства). Допустим, в тесте на объем памяти присутствует задание, связанное с произвольным запоминанием, в котором могут участвовать речь (проговаривание списка цифр вслух или "про себя"), мышление (построение ассоциативных связей) и т.п. В этом случае задание на запоминание числового ряда с отвлеканием испытуемого может повысить трудность его выполнения.

Дифференцирующая способность

Дифференцирующая способность задания — насколько оно может отличить сильного испытуемого от слабого по измеряемому свойству. Если по одному из заданий у всех испытуемых имеется одинаковое значение — это задание нецелесообразно включать в тест. Очень сложно не сделать ошибку и не принять дифференцирующую способность задания за его трудность / легкость. Дело в том, что в тестах, измеряющих качество выполняемой деятельности, знаний и т.п., тестах достижений, ряд одинаковых ответов на задание будет означать два варианта: правильно / неправильно. Соответственно, по этому ряду можно сделать неверный вывод о трудности (в случае всех неправильных ответов) или легкости (в случае всех правильных ответов) задания.

Необходимо заметить, что данным критерием часто пренебрегают составители современных тестов. Это приносит большие неудобства и испытуемым, которым приходится отвечать на лишние вопросы, и психологам, которые вынуждены обрабатывать лишнюю информацию.

Дифференцирующая способность эмпирически определяется через вариацию данных.

Вариация и дисперсия

Вариация — буквально, степень разнообразия данных, полученных при выполнении задания. Она отражает дифференцирующую способность. Если дифференцирующая способность высокая, мы говорим о вариативных данных, и наоборот. При невариативных данных задание удаляют из теста. Определяется вариация путем вычисления дисперсии. Дисперсия вычисляет сумму квадратных отклонений значений баллов от среднего арифметического балла. Проще говоря, рассчитывается среднее арифметическое по выборке, и все полученные значения баллов начинают с ним сравниваться. Таким образом, мы получаем информацию о вариации тестового задания. Общепринятой мерой вариации тестовых баллов задания является стандартное отклонение, которое определяется путем вычисления квадратного корня из дисперсии.

Иногда вариацией называют наблюдаемую переменную величину. Дело в том, что то свойство, на измерение которого направлен тест, принимается за латентную (ненаблюдаемую) переменную. А с помощью теста определяется наблюдаемая переменная, которая выявляет лишь приближенные значения ненаблюдаемых истинных баллов испытуемого.

Первичный анализ результатов тестирования

Итак, тест стандартизован, апробирован, одобрен экспертной комиссией. Теперь с помощью него можно получать необходимую информацию о психологическом свойстве или способности человека. Для этого после проведения тестирования проводят первичный анализ результатов. Обычно о нем говорят в случае группового тестирования.

Полученные данные сначала необходимо свести к среднему значению. Оно более наглядно показывает групповой результат. Однако среднее значение мало информативно в отношении характеристики распределения значений баллов, частоты встречаемости каждого значения. Мода (Мо) — показатель наиболее часто встречающегося значения балла. Мод может быть несколько — наибольшее количество раз могли встретиться несколько значений. Далее выборку делят пополам, а значения баллов пограничного испытуемого принимаются за медиану (Ме).

График результатов теста обычно принимает форму колокола ("колокол Гаусса"), отвечая закону о нормальном распределении, где крайние значения показывают редко встречающиеся баллы, а при приближении к середине кривой частота встречаемости баллов увеличивается. Моды, медиана и среднее арифметическое значение также откладываются на графике. В некоторых случаях они могут совпадать — тогда распределение данных называют симметричным. Чем больше расстояние между модой, медианой и средним значением, тем больше результаты теста отклоняются от нормального распределения.

Преимущества компьютерных программ тестирования

Вышеописанная процедура обработки тестовых результатов при большом количестве испытуемых отнимает много времени и сил. Компьютерные программы тестирования позволяют за считанные секунды увидеть вышеназванные характеристики выборки, для большей наглядности представленные на графиках и в таблицах. Это экономит время, деньги и силы психолога, который, сразу получив результаты первичного анализа, может приступать к разработке рекомендаций или проверке научных гипотез.

Компьютерные программы Effecton Studio — это широкий выбор тестов на различные свойства и способности человеческой личности. Сюда входят тесты на свойства внимания, памяти, восприятия, мышления, коммуникативных способностей (опросник Томаса, тест Лири), а также тесты на личностные особенности (Кеттел, Айзенк). Программы Effecton Studio также дают возможность быстрой и качественной обработки полученных данных.

Ольга Данилова.

На правах шутки

Нет причин для волнения...: Психологический юмор на сайте Effecton.Ru

Нет, Причин, Волнения, Психологический, Юмор, Сайте, Effecton, Ru, Психология, Юмор, Прикольные, Картинки

Все комиксы на сайте Effecton.Ru...

Архив рассылки: www.effecton.ru/172.html

Обратная связь: subscribe@effecton.ru


В избранное