Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бухгалтер - тоже человек. Психология профессии из первых рук Выпуск 18


Информационный Канал Subscribe.Ru

    
Консалтинговая компания 'Добрый знак'  
 
 
Услуги для бизнеса Тренинги и семинары Библиотека Архив рассылки
выпуск № 18  
 
      Для удобства подписчиков архив рассылки "Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук" размещен в разделе "Библиотека" на сайте компании "Добрый знак". Страницы расположены в хронологическом порядке, соответствующем порядку выпусков.
     Добро пожаловать, уважаемые читатели!
 
 
Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук

 


     Здравствуйте, мои дорогие коллеги!

     Новогодние праздники отгремели фейерверками, у кого-то они растянулись на всю длину законодательно подаренных каникул, а у кого-то будни наступили гораздо раньше. Думаю, что именно к этой части человечества и относимся мы с вами.

     Итак, новый год наступил, не знаю, как у кого, а у меня к нему особые ожидания, потому что это мой год восточного гороскопа, год Собаки. И, хотите - верьте, хотите - нет, но буквально 3 января он преподнес мне замечательный подарок. Под подарками, конечно, каждый понимает что-то свое, я, разумеется, любые подарки люблю (кстати, очень долго и мучительно привыкала позволять себе их принимать :-)), в том числе и такие, вроде бы неосязаемые, но очень нужные - полезную информацию (ее, кстати, и принимать легче! :-)). Есть у меня знакомая, довольно уже стародавняя, если можно так сказать, и познакомила нас, как и в большинстве случаев моих знакомств, программа 1С, по которой я ей когда-то помогала. Она, разумеется :-)) тоже бухгалтер, главный, ведет несколько предприятий (это в нашей среде, сами знаете, вещь привычная), одна воспитывает двоих детей, что тоже далеко не редкость. Не скажу, что мы поддерживаем постоянные контакты, был перерыв в год с лишним, этой осенью она снова вышла на связь (снова по необходимости консультации по программе). Потом снова перерыв... и вот январский звонок. Ну, поздравления, это естественно, потом она спросила меня, чем я сейчас занимаюсь, я честно ответила (поскольку за компьютером как раз и сидела), что готовлю материалы для презентации на выставке нашей новой программы для бухгалтеров. Не скажу, что я ожидала энтузиазма в ответ, потому что замечательно себе представляю первую реакцию почти любого бухгалтера, который выдаст в ответ целый ворох причин, по которым ему (хотя чаще всего - ей) этим сейчас заниматься ну никак нельзя - это занятость, а, точнее - полный и вечный цейтнот), нехватка времени ни на что, кроме работы ("ни выходных, ни проходных!"), нехватка сил ни на что, кроме работы, а еще семья, родня... и т.п. Поэтому, зная, как она занята с работой и детьми, в конце своей реплики я пробормотала: "Но тебе, конечно, не до этого...". И крайне удивилась ответу: "Знаешь, а я к тебе, наверное, приду!". И рассказала мне вот что.

     Она работала в некоей фирме, которая численностью "ни мала, ни велика", наверное средняя, но с большим оборотом. (Конкретизировать даже вид деятельности я, сами понимаете, не вправе). И собственник, он же руководитель этой фирмы, по необходимости пошел получить образование менеджера, причем судя по всему, не меньше, чем в ранге MBA (если судить по стоимости и последующим результатам). Я вроде так скептически это выслушала, потому что уже много фактов того, что это дорогостоящее образование не во всем применимо в России. Но там была реальная необходимость - контакты с зарубежными то ли поставщиками, то ли заказчиками (точно не знаю, но мне и не нужно). И вот человек  кое-что (и для MBA это мягко еще сказано) узнал об управлении целями, управлении временем, о психологии управления и бизнес-коммуникациях, наконец, и понял - что елки-палки, оно же реально помогает! Оно работает! То есть, если образно себе представить, то он, как верхушка пирамиды управления предприятием, ввысь потянулся к качественным знаниям. И потянувшись понял, что между ним и остальными его работниками намечается разрыв. И в навыках разрыв, и в понимании (а это очень роковая штука, скажу я вам!). Разрыв это делу очень большой помехой стал. И тогда шеф пригласил к ним, к сотрудникам своим, понравившегося ему самому профессора (это по словам моей знакомой, какие там регалии на самом деле, это осталось "за кадром").  И провел этот профессор у них серию занятий...

     В общем, я опущу подробности, но моя знакомая говорила об этом, не поверите, с таким энтузиазмом, которого я от нее, признаюсь, не ожидала! И рассказывала о том, как он учил их нестандартным подходам и действиям, и как  они ей очень даже скоро пригодились, причем в контактах в налоговой, которая что-то им там выставила на космическую сумму! В итоге оказалась ошибка, то ли налоговая потеряла какой-то листочек отчета, то ли сама моя знакомая его не туда прикрепила. Все утряслось в итоге, но у нее был замечательный повод применить полученные знания. Ох, вы бы слышали, с каким удовольствием она рассказывала об этом! Мало того, они с коллегами "списывали" с Интернета названия тех книг, что заказывал себе шеф, а потом по списку этому закупались ими для себя. Слушала я ее и поражалась - я ее с этой стороны не знала вовсе! Вот как оказывается некорректно судить о людях по краткому и целевому знакомству!

     О чем, собственно речь, и за что я своей знакомой очень благодарна (что и высказала тут же). Это ведь реальная обратная связь о том, что в нынешние времена довольно сложно опираться в социальной жизни, и тем более в такой ее ипостаси, как работа, профессиональная деятельность, только на те знания, навыки и опыт, которые мы получили от родителей, от друзей, от сада/яслей/школы. Положа руку на сердце ответьте себе - многое ли из этого давало ожидаемые результаты в каких-то жизненных коллизиях? Разумеется, не многое.

     Да, есть знания общие, общечеловеческие, у них есть своя ценность, потому что  оказывается, что общие законы действуют практически в любых сферах нашей жизни, когда я стала за этим наблюдать и анализировать, я была поражена! И, кстати, на многие вопросы и проблемы ответ один и решение одно - принимай мир таким, каков он есть, не грузи себя и его тем, что ты от него ожидаешь (не навязывай свои жесткие установки и оценки), принимай себя таким, как есть и не нарушай аналогичного права других людей. Кстати, этому по-русски пространному определению есть у ушлых западников режущий слух аналог-термин "ассертивность". Не совсем понятно (одна сторона медали), зато коротко (вторая :-)). С этим принципом мир становится волшебным. Причем это не новогодний блеф и не шутка.

     Но помимо общих принципов есть так называемые прикладные, совершенно конкретные и практические навыки. Помните, как у Митрофанушки в "Недоросле" Фонвизина (вот они, плоды школьного просвещения, а я только что сетовала, что не пригождаются! :-))? "Дверь она существительна или прилагательна?" - "Какая дверь?" - "Что значит, какая? Ну, допустим вон та!" - "Та?! Та прилагательна!" - "Это почему?" - "Потому что она к месту приложена! А та, что возле амбара стоит, та пока еще существительна!". А если кроме шуток и классики, то есть знания, которые "вообще" (которые, впрочем, тоже имеют свойство изменяться в процессе развития человечества), а есть навыки, которые довольно полезны для каких-то суетных, практических дел. А их-то, прикладных и практических, наша система образования и, чего уж греха таить, воспитания,  не дает! Впрочем, этот парадоксальный факт, если кто еще помнит, отмечал еще великий сатирик Аркадий Райкин. Помните, когда в одной его интермедии приходит бывший школьник в институт, а ему: "Забудьте все, чему вас учили в школе!". А потом по окончании ВУЗа он идет на завод и ему там: "Забудьте индукцию и дедукцию, давайте продукцию". Ничего знакомого не видите? Даже несмотря на то, что со времени, когда Райкин блистал на сцене воды утекло - море, изменилось не так-то уж и много, не правда ли?

     К чему я это клоню? Да все на поверхности. Может быть когда-то лет сто-двести назад можно было запросто прожить на полученных от предков знаниях и с полученными от них же по наследству навыками. Не те скорости были. Сейчас же адаптироваться к той среде,  в которую волей или неволей заносит жизнь (а наша работа - предприятие, должность, коллектив и т.п. - это и есть та самая среда, и далее - с четверга по вторник включительно :-)) надо в режиме "нон-стоп".

     Что характерно, цивилизованное человечество, ввергнувшее себя в нескончаемый марафон всевозможной деятельности, к этому тоже приспособилось, посредством различных краткосрочных семинаров, тренингов и всего, что таковым называется, но напоминает это весьма отдаленно. Основываясь в том числе и на собственном опыте (я тоже много где училась и пыталась учиться), могу сказать рынок тренингов - он рынок и есть. И как на любом рынке предлагают разное. И эксклюзив и суррогат. (Перефразируя рекламный слоган, скажу, что "не все тренинги одинаково полезны!" :-)) Есть и такое явление, что кому-то эксклюзив на вкус суррогатом кажется, а кому-то суррогат за эксклюзив идет - так все субъективно. Разные мы очень. И если стандартное обучение по госпрограмме в основном сглаживает эти субъективности - есть утвержденная на всю Россию-Матушку программа, которая и меняется только вся и сразу (и что бы мы делали без талантливых учителей-новаторов!), то краткосрочное обучение - это полнейший "восточный базар". Там есть и авторские работы, и поделки подмастерьев, как отличить одно от другого? Да все по тому же принципу, о котором я вам уже писала - проверяйте не разумом (хотя отключать его насовсем я вовсе не предлагаю!), а по реакции души, свое - не свое, екнет - не екнет, и по любому своему личному критерию. И по своему типу восприятия, кстати! Кому-то замечательно достаточно книг - и их сейчас необыкновенно много - на выбор - и зарубежных авторов и отечественных,  и монографии и сборники, если есть возможность - можно в хорошем магазине пролистать лично и решить - идет ли вам стиль автора, воспринимаете ли вы его, можно в Интернет-магазине заказать. Можно вообще какие-то книги и статьи поискать в Сети. Кому-то нужно очное общение (представьте, а наболевшим-то с кем поделиться?!). Можно заниматься очно и в группах. Можно дистанционное обучение проходить. Ваш выбор!

     А мы тут с Татьяной, как я уже писала, стали складывать в систему наши представления о том, из чего состоит бухгалтерская работа/служба/доля (это тоже у кого как, тоже на выбор). Таблички разные писали, друг другу пересылали, свое видение балансировали. Оказалось, что если рассматривать профессию под разными углами зрения, то таблицы получаются разные. Это вроде как на кристалл смотреть - вроде сам-то он один, а посмотреть слева или справа, сверху или снизу - и картинка меняется. Так и тут. Потому что таблица (а математики-программисты ее бы скорее матрицей назвали) получается многомерная - по одной оси необходимые компетенции, по другой - "масштаб бедствия" - величина вашего предприятия (малое, среднее, холдинг), по третьей - ваше место в бухгалтерии (главбух, операционист, внештатник или аутсорсер). И в каждой точке пересечения свой набор компетенций, которые необходимы (теоретически), набор знаний и навыков, которые возникают на практике, свой круг применения этих знаний и навыков. Если еще добавить отраслевые и региональные особенности, сложившиеся традиции и менталитет - тогда индивидуальность каждого рабочего места будет граничить с уникальностью, несмотря на то, что вроде и профессия одна-единственная, и страна тоже (а, значит - законодательство и методология, вроде одни и те же).

     Однако таблицы - вещь хоть и практичная, но скучная, и не всегда наглядная. И тут буквально 1 января, мой информационно вездесущий супруг подсовывает мне свой компьютерный журнал"CHIP" и статью в нем - про программы создания ментальных карт. Опппаньки, думаю я себе! Ну друг сердечный, ну помог мне склероз преодолеть! Ведь сама же несколько выпусков назад вам всем предлагала по этой форме с проблемами работать! В общем, устремилась я к любимому другу-компьютеру, и после нескольких часов вдохновенных исканий нарисовала вот такую схему или карту компетенций бухгалтера. Может, помните, песенка была такая: "Из чего же из чего же, из чего же сделаны наши девчонки...", а потом - мальчишки. Так вот это попытка определить: "Из чего же, из чего же, из чего же сделан современный российский бухгалтер?". Скажу сразу, что карта забивалась под функцию главного бухгалтера, а для более рядовых представителей этой профессии (замов главбуха, операционистов) эта медуза (хочется верить. что не Горгона:-))) станет менее пушистой или лохматой, потеряв часть своих веточек необходимых компетенций. Наверное и в этой карте пока не все подробно, и не все логические связи прорисованы (а то она просто сеткой покроется!). Но представляю вам то, что есть.


Рис. 01-18-01 (Вы можете посмотреть увеличенную схемуздесь)

     Что в ней, зачем и почему? Из чего она складывается? Во многом эта карта отражает то, о чем мы уже говорили в выпусках этой рассылки и в чем я получила от вас исключительно подтверждающие отклики.

    Почему я именно так вижу эту карту компетенций? Пожалуй, лучше слов будут некоторые слайды из готовящейся презентации. Так короче и нагляднее. И уже картинки прокомментирую, поскольку в статике, без анимации, они менее наглядны.


Рис. 01-18-02

     Согласитесь, как правило так и бывает. Именно на это рассчитывают работодатели (наши владельцы бизнеса и шефы). Считается, что остальное сложится как бы само собой... Но!...


Рис. 01-18-03

     Отраслевые технологии - это та еще особенность нашей деятельности. Некорректно учтенная тряпка или железка, которая в одном предприятии пойдет, скажем, в материалы, а в другом - во внеоборотные активы, весьма способна повлиять на финансовый результат. Ну и на налоговую базу - и так далее, и с тому подобными последствиями. Именно поэтому сейчас при поиске работы так важно четко позиционировать себя на определенную деятельность и иметь по ней хоть какой-то (а лучше - богатый!) опыт, потому что времени на освоение особенностей учета - в обрез! ("Забудьте индукцию и дедукцию, давайте продукцию").

     Программа автоматизации. Тоже тот еще вопросик. Ну, то что сейчас процентов на 70 в вакансиях требуется знание 1С (еще бы уточняли - какой именно конфигурации из нее! :-)), это констатация факта. Унификация - это всегда легче. Но если вы планируете занять вакансию в фирме с другой программой (не важно - более или менее сложной), но непривычной для вашего глаза и руки, время вашего вхождения в обстановку вашего нового рабочего места увеличивается непредсказуемо, вероятность ошибок велика, а выдать шефу вовремя требуемый отчет может потребовать и огромного напряжения и продолжительного времени. Стереотипы человеческие ой как устойчивы! Все непривычное поначалу нам так некомфортно, так раздражает, даже если в итоге оно оказывается более прогрессивным, более производительным. Пример из собственной жизни. Мне этим летом для выполнения требований издательства по книге-самоучителю по 1С:Бухгалтерии 8.0 пришлось изучать совершенно непривычную для меня программу -CorelDraw. Муж мой в ней как рыба в воде (дизайнер все же!), а мне она - со всем ее меню и прочими наворотами - ну просто крест какой-то! Когда меня издательство прижало окончательно (а я все надеялась - обойдется) и села ее изучать (мне и надо-то от программы было штук пять-десять команд!!!), в доме "запахло жареным", я рвала и метала, сыпала все возможные громы и молнии в адрес издательства, которое мучает меня, бедную и несчастную, и в итоге просто разрыдалась, так как думала, что голова взорвется от переизбытка знаний! Думаете, какие у меня сейчас отношения с Corel-ом? Милейшие и любовные! Мало того, что картинки я теперь делаю исключительно в нем, я еще мало-помалу дизайнерствую в нем (окультуриваю свои любительские фотоснимки). И вспоминая тот летний день и себя в нем, я ехидно улыбаюсь сама себе: "Психолог, елки-палки!!". Но я отвлеклась...


Рис. 01-18-04

     Как мы с вами уже  говорили, многие из наших руководителей были бы рады вообще не иметь бухгалтерии (по крайней мере в необходимом виде), но увы! Деловые игры с государством диктуют необходимость бухгалтерского и фискального учета. Но в глазах и многих топов, и тем более - сотрудников сопредельных подразделений, бухгалтеры со своим занудством и вечно не вовремя возникающими требованиями, просто лишнее звено в коммерческой цепи, проедающее деньги и пьющее кровь у честных тружеников! И с ними, не понимающими нас, как-то ведь надо общаться! А еще лучше общаться так, чтобы потом не припадать к чашке со спасительной валерьянкой! А для этого как минимум надо представлять себе - что такое коммуникация, из чего она состоит и в каком месте возникает конфликт, непонимание, так разъедающее душу. (Помните: "Счастье - это когда тебя понимают!". Не зря же...). А кто нам когда это объяснял? Нет, как-то объясняли, конечно. Но то, что срабатывало в дружеской компании, может сработать в обстановке рабочего коллектива с точностью до наоборот. С вами такого не случалось?

     Ну а общение с контролирующими органами - это вообще песня особая! Тут столько всего - и собственная психологическая устойчивость (читай - уверенность в себе), и знание законодательства, и опыт в сочетании с профессионализмом, и... банальная интуиция в конце концов.


Рис. 01-18-05

     Кроме всего прочего, если вы главбух, то кому кроме вас организовать работу подчиненных, причем не только своих, причем так, "чтобы не было потом мучительно больно"? Конечно, для кого-то я сейчас затрагиваю вроде бы заоблачные сферы, потому что многие работают не в тех условиях, в каких хочется,  а в тех, что есть. Но мне известны случаи, когда желание и энергия работать нормально, а не разруливать ежедневно организационный бардак, побеждали, и бухгалтер отстаивал необходимость корректного документооборота. Да, эта работенка сродни приличному управленческому консалтингу, и дай Бог, если вам в этом поспособствуют хорошие консультанты. Но если предприятие у вас не большенькое и не богатенькое, то тут опять кроме как про спасение утопающих, ничего другого в голову не приходит. Если не вы (для себя же!), то кто же?

     И в этом деле, кстати, есть масса отлично наработанных технологий. Надо только выбрать подходящую. "Изобретение велосипедов" в этой области - это замечательно и креативно, но имеет смысл только в том случае, если у вас масса свободного времени и над вами "не каплет" отчетность, ежедневная рутина документооборота и систематические изменения законодательства. Если это не так - соразмерьте свои ресурсы и выберите наиболее подходящие для себя рецепты. Это тот случай, когда я полностью за них.


Рис. 01-18-06

     И опять же если вы главбух, и если у вас в подчинении хоть один человек (не говоря уже о коллективе побольше), и если эти человеки - люди современные (а других-то где взять? :-)), не "подстриженные", как газонная травка, а очень даже разные и не стремящиеся это скрывать, то удержать весь этот хорошо если коллектив в одном месте, причем добиваясь гармонии общения при впечатляющих качестве и количестве работы, сами понимаете - это уже искусство. Правильно определить их компетенции, не ошибиться с приемом нового сотрудника, корректно уволить того, кто не справляется и не желает или не способен учиться и адекватно работать, мотивировать оставшихся к хорошей работе, разрулить конфликт или перевести его в конструктивное русло,  спланировать обучение, предусмотреть риски, быть наставником... Этому нас где-то учили?


Рис. 01-18-07

     Да, все вышеперечисленное можно освоить на уровне навыков! Навык, технология, в чем-то механистичность, подсознательная, отработанная реакция на внешний раздражитель. Как не вспомнить сороконожку, которая, обретя навык ходьбы, так и бегает, так и бегает. Но вдруг что-то поменялось в окружающем пространстве. И бегать теперь приходится иначе. А для этого надо пересмотреть порядок перестановки ног, может быть, стать сороконожкой-иноходцем... Но сороконожке-то только бегать научиться, а нам? Ведь невозможно провести твердую границу между коммуникациями и манипуляциями, между коммуникациями и конфликтами, между отношениями в малых группах и личностными качествами отдельных людей, между мотивацией и личными целями человека, между стрессами и обретением внутренней устойчивости, собственного достоинства, состояния ассертивности, между планированием своего рабочего времени и стрессом... И так далее.

    Взаимосвязано все...

     А что мы об этом знаем? Только то, что дал нам свой личный опыт, опыт наших родителей - такой маленький островок в архипелаге человечества! И как часто наши жизненные клише напрочь расходятся с понятиями о жизни других людей!

     Теперь можно снова вернуться к рисунку 01-18-01. Так и складывается картина наших потребностей и компетенций в том случае, когда мы играем социальную роль человека профессии бухгалтер!

     И вот встает вопрос - а где их взять, все эти знания, все эти навыки, все эти качества?


Рис. 01-18-08

     В эту область мы с Татьяной подаваться и не думаем! Сами понимаете - этот рынок богатым-богат! :-))


Рис. 01-18-09

     А вот тут мы соединили отработанные методики, предлагаемые на бизнес-тренингах, с тем, что знаем из личного опыта в этой профессии, знаем по многочисленным контактам с действующими бухгалтерами различных предприятий. Причем, в этой области мы работаем не одни, есть замечательные специалисты, тесно соприкасающиеся в своей постоянной работе с бухгалтерами и аудиторами.

     Все перечисленные тренинги (под которыми на рис. 01-18-01 выведен желтый фон) - это тренинги каких-либо навыков. Система включает их все, когда она будет оформлена окончательно вы сможете выбрать те, которые вам нужны в первую очередь, или пройти полный курс. Мы сделаем все, чтобы у вас был адекватный выбор.


Рис. 01-18-10

     Ну и здесь остается то, что пронизывает практически все отмеченные компетенции и многие из них перекрывает. Психологические тренинги (голубой цвет фона на рис. 01-18-01) могут кому-то заменить тренинги навыков. Для кого-то они могут их дополнить. В какой форме он будет проводиться, я расскажу в следующем выпуске. И это уже то, что является не только областью профессионального интереса, но и той внутренней частью, которая так и не отмирает внутри, несмотря на то, что напрочь расхотелось однажды заниматься практической бухгалтерией (и "сгорел" в ушедшем году мой сертификат профбухгалтера... :-)). Почему-то мне слишком понятно и близко то, что давит на человека в этой профессии, а тем более потому, что большинство в этой профессии - женщины, у которых в новом веке - особая роль! И я знаю (в том числе и от некоторых от вас), что изменить ситуацию с самоощущением в этой профессии - можно! Обрести больший душевный комфорт - можно! Расширить свою картину мира и понять, что не одной работой он ограничен - можно! И людям делается от этого светлее и легче. Но это все не приходит извне само собой! Это все приходит только к тому, кто хочет меняться, кого безнадежно унылый бег по кругу "офис - дом", по протоптанной глубокой колее достал и нет желания топтать эту колею дальше! По крайней мере можно снизить степень стрессовости этой работы. Только для этого надо найти для себя в этом необходимость - потому что тренинг это форма обучения только для того, кто хочет перемен не на словах, а на деле. Тренинг не способен обучить того, кто работает только как "приемник". Тренинг - это практика, делание, как сказали бы древние мудрецы. Для этого (а точнее - для себя лично) надо найти ресурсы, в первую очередь выбрать время среди этого бега по кругу.

     А со своей стороны могу сказать только то, что все это делается для вас с любовью, с желанием видеть как можно больше искренних безмятежных улыбок и лиц, не омраченных рутиной и надуманными заботами.

     Если выберетесь на "Бухучет и аудит", найдете нас по карте компетенций - она будет нашей визитной карточкой. Если не выберетесь (если вы далеко), специально для вас будет предложена дистанционная программа. Захотите - пишите, обсудим!

     С любовью и до следующей встречи!

     Пишите автору на buh@dznak.ru

    Пишите обо всем, что вас волнует. Буду признательна за пополнение копилки проблем и вопросов, за штрихи к общей картине!

    Не забудьте отметить в письме, если вы возражаете против использования фрагментов вашего письма в выпусках рассылки. По умолчанию фрагменты ваших писем могут быть процитированы.

    Любви вам, удачи и изобилия!!

    Ваша Вера
 

 
 
 
  Архив рассылки на DZNAK.RU 

 
 
 
 
Архив рассылки
на Subscribe.Ru
Здесь Вы можете подписаться на рассылку:
"1С:Бухгалтерия от 7.7 до 8.0. Бухгалтеру от бухгалтера "
 
     
 
 
Copyright © 2005 by ООО "ДОБРЫЙ ЗНАК"·
автор: Вера Хомичевская
Все права защищены. При перепечатке
ссылка на www.dznak.ru и автора обязательна
Design by DZNAK WEB STUDIO

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dlyabuhgaltera
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное