Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бухгалтер - тоже человек. Психология профессии из первых рук Выпуск 11


Информационный Канал Subscribe.Ru

    
Консалтинговая компания 'Добрый знак'  
 
 
Услуги для бизнеса Тренинги и семинары Библиотека Архив рассылки
выпуск № 11

 

 
      Для удобства подписчиков архив рассылки "Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук"размещен в разделе "Библиотека" на сайте компании "Добрый знак". Страницы расположены в хронологическом порядке, соответствующем порядку выпусков.
     Добро пожаловать, уважаемые читатели!
 
 
Бухгалтер - тоже человек. :-) Психология профессии из первых рук

 


     Здравствуйте, мои дорогие коллеги!

    Как же все-таки хороша "обратная связь"! Не прошло и двух дней после выхода прошлой рассылки, как я получила ответ от автора одного из писем, которые были приведены в рассылке. Автор, которую я назвала Ириной, чудесно включилась в игру вопросов, и, судя по всему, удачно приняла этот способ разобраться в собственных проблемах. Искренне желаю ей удачи! Присоединяйтесь!!!

     Абсолютно "к слову" пришелся эпиграф к одной из глав книги известного психолога Марины Мелия. Книга была куплена как раз незадолго до этого выпуска, и называется она "Бизнес - это психология". А эпиграф... он из Владимира Высоцкого и как раз про ЭТО, про тему нашего разговора:
     
 

А мы все ставим каверзный ответ

 
 

И не находим нужного вопроса

 

     Что тут скажешь? Только перефразируя великих, - "ничто не ново под луной". И, возможно первое, что каждому из нас необходимо осознать - мы в каждой своей жизни продолжаем искать ответы на те же вопросы, решать те же проблемы, что и огромное количество людей. И эпоха, по большому счету, дает весьма незначительную разницу - только в декорациях и мизансценах. 

      Однако, за мной остался долг ответа Анне. И начать его я хочу с того, что не замыкается в рамках нашей профессии, а является абсолютно общечеловеческой мудростью. Я встречала эту мысль в разных вариантах - то в виде афоризма, то в виде молитвы. И совершенно не важно - верующий ли вы (и какой конфессии) человек, атеист ли, верящий только в себя - каждый может перефразировать ее по своему усмотрению.

    Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпения принять то, что я не могу изменить, и дай мне мудрости отличить одно от другого.

     Понимаете, в чем суть нашей неустроенности? Нас просто не научили раскладывать все явления нашей жизни на эти две "кучки" - на то, что мы можем изменить и на то, чего изменить не можем. Золушке с ее фасолью было проще - надо было всего-то отделить темную от белой - да, тяжело, но решаемо - это вопрос зрения и усидчивости. А явления окружающей нас жизни разделить по этому принципу крайне сложно, особенно, если учесть, что на "черное-белое" (условно) мы их делим в соответствии с тем, чему нас когда-то научили - родители, школа, страна. Страна, в частности (да и не только наша, если разобраться) долгое время учила нас менять любой ценой даже то, что не нам дано было изменить. Это я про: "нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача!". А сейчас к ней, исковерканной, и возвращаемся с поклонами... Ну ладно, экология это серьезно, но нам сейчас важнее разобраться в экологии собственной души.

     Так вот - то самое разделение. Если заняться им, если начать учиться этому, то снова возникнут вопросы к тому или иному явлению жизни, и в первую очередь, безусловно - к нашим проблемам. То есть, к  тому, что мы считаем проблемами.

     И вопросы могут быть достаточно прямыми. В частности - а можем ли мы изменить нашего начальника, работодателя - чтобы ценил каждый наш трудовой порыв, заботился о наших условиях труда и всячески ценил и уважал нашу неповторимую личность? Можем ли изменить своих коллег и подчиненных, чтобы не приставали во время отчетности, чтобы не устраивали склок и разборок, да чтобы просто делали свою работу? И устроить из своего окружения на работе уютное гнездышко, где сам процесс работы стал бы райским наслаждением. Про "изменить" методологию и законодательство я уже и не заикаюсь!

     Если вы при этом улыбнулись - здорово! И спасибо вам за это! Давайте решать наши проблемы-задачи с улыбкой.

     То, что мы не можем изменить.

    Сразу хочу предупредить, что вполне возможен странный, казалось бы, исход наших рассуждений именно на эту тему. Мир все же труднопостижим логическим умом и зачастую (а в последнее время - все чаще) как бы "выползает" из привычных логических рамок, словно дрожжевое тесто из кастрюли.

     Итак, можем ли мы изменить людей, нас окружающих? Если кто-то пытался изменять даже своих детей (под свои взгляды на жизнь), и то, наверное, столкнулся с боооооольшими проблемами в этом деле. А тут люди, которые совершенно автономны от вас и воздействовать на них нет никакой возможности. Ну, то есть какие-то есть, конечно, но они весьма ограничены по "дальности" и времени воздействия.

     Что из этого следует? Да, собственно, как раз то, что надо изменить привычный "угол зрения" на ситуацию, на людей, да и на работу, наконец! Изменить "цветовые фильтры" на наших глазах, которые мешают нам видеть окружающее в ином свете. Изменить, другими словами, собственное отношение к тому, что нас окружает. Или, если хотите, другая формулировка - сменить тот "аршин" которым мы меряем окружающие предметы, людей или явления.

     Этот злополучный "аршин", мерило, мерка - это наши убеждения в том, что "это должно быть вот так, а то - этак". Это очень хитрый "аршин". Во-первых, у каждого он свой и они порой различаются до полной противоположности, а видны на всех уровнях нашей жизни. Стоит только прислушаться к какому-нибудь спору любых людей - от пары подвыпивших маргиналов, обсуждающих поступок третьего, до "бодалова" между народными избранниками в Думе. Ну и самое глобальное несовпадение этих жизненных мерок - противостояние государств. А вроде все живем на одной Земле под одним Солнцем, одни и те же рассветы и закаты видим. Да чего уж там о глобальном говорить - два человека в одной семье - а как с разных планет! А про работу-то и говорить нечего!

     И, возвращаясь к письму Анны, хочу напомнить - есть она, которая убеждена, что все завалы в работе должна разгребать именно она, потому что больше некому. И есть другие сотрудники, которые поставили себе удобные границы того, что они "должны" этой своей работе.

(Правда, сделаю здесь небольшую, но важную оговорку. Мне приходилось наблюдать - с собственным участием или без, - много трудовых коллективов. Мое личное мнение, которое я вынесла из этих наблюдений - точно так же, как Анна, - то, что именно у него самая большая нагрузка, думает практически каждый наемный работник. О собственниках здесь не будем, это отдельная история. Но для наших целей утвердим, что все обстоит именно так и картина, которую видит Анна, совершенно объективна.)

     Главный бухгалтер, как следует из письма Анны, установил себе определенные границы - читать инструкции и подписывать отчеты, не проверяя их. На первый взгляд это кажется возмутительным. Но сейчас во мне подает голос моя собственная "мерка", выросшая на собственном жизненном опыте. Не настаивая на правоте своего мнения, я просто хочу предложить Анне иную точку зрения.

     Большинство времени, когда я занималась практической бухгалтерией, я была в роли "главбуха-одиночки". В этом есть и свои плюсы, но и минусов хватает (думаю, меня поймут многие). Но наступил однажды период, когда стало ясно - при нашем разрастающемся документообороте главбуху необходимы помощники. То, как мы их искали - это отдельная сага. Но вроде выбрали (естественно из тех, кто вроде бы подходил по балансу образования плюс опыта плюс их согласия на условия, предлагавшиеся нашим владельцем). И вы думаете, я вздохнула свободно с их появлением? Как же! В итоге моя работа утроилась, потому что буквально через небольшое время выяснилось, что я обречена за ними все проверять! А что такое - проверка бухгалтерских отчетов? Если формальная - возможно, заглянул в соответствующие карточки-оборотки, пару крыжиков поставил - и ОК! Если неформальная - взять и проделать всю ту же работу, какую проделал составитель! То есть ее продублировать! С одной стороны - хорошо (только не тому, кто делает двойную работу). А с другой - убедилась - это страшно расхолаживает этих, с позволения сказать, "помощников". Потому что им запросто можно оставаться безответственными - ну ахнем пару раз, когда кто-то обнаружит нашу ошибку, потупим томно глазки, извинимся - от нас не убудет! И, соответственно, если снова переходить на позицию главного - у него есть альтернатива: или развивать ответственность системой наказаний, или вечно работать за других.

     Мне бы не хотелось, чтобы этот абзац прозвучал жестокой отповедью Анне! Просто у каждой медали по две стороны, а ситуация описана у нее довольно сжато. Перефразируя один рекламный слоган, добавлю, что и "не все главбухи одинаково полезны" :-)) То есть у меня совершенно нет оснований для каких-то категорических выводов - причем ни в чью пользу. Если подходить с точки зрения организации работы, ваш главбух не делает ничего запредельного - он просто делегировал свои полномочия сотрудникам бухгалтерии. Другой вопрос - как он организует "обратную связь" - анализ баланса обязанностей сотрудников с условиями оплаты, условиями труда и т.п. А вот разобраться с вашей собственной позицией мы попробуем.

      Вы, Анна человек очень ответственный. Вы "болеете" за дело. Причем получается так, что "болеете" чуть ли не буквально, слишком напряженно все у вас в душе по этому поводу, и поневоле вспоминаешь о таком явлении, как психосоматика. "Психо-", как вы понимаете, это душа, а "сома" - тело. И получается переход душевных травм на тело, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Оно вам надо? И я думаю, что нет! Тогда возникает резонный вопрос - или у вас участок учета слишком напряженный, или вы добровольно взвалили на себя груз чужих обязанностей. И, может быть, дело зашло достаточно далеко - раз уж вам не дают покоя даже в отпуске. Но выключить телефон - было ваше святое право.

     Давайте подумаем, почему вы этого не сделали?

     Наши поступки - это как айсберг. На поверхности видна только десятая часть, а что касается айсбергов нашей души, то, может быть, и меньшая. В подсознании, под его темными, непрозрачными водами, кроется порой то, что может удивить и самого человека. Говорю об этом уверенно, так как неоднократно наблюдала на тренингах такие "открытия" человеком чего-то неизвестного в себе.

     Поэтому, не зная вас лично, могу только "накидать" предположений, а уж какие верны, какие-нет, это может быть только плодом вашего собственного анализа.

     Наиболее типичной, очень распространенной проблемой может быть так называемый "синдром отличника". Это очень распространенная подсознательная проблема, ее изучают и рассуждают о ней во многих источниках, и мне просто физически не охватить ее в рамках одного выпуска рассылки. Но ее источник достаточно определенен - это тот дух соревновательности, сравнения всего и вся, который буквально навязывается нам с детства. Догадываюсь, что анализировать себя и свое прошлое, а также методы воспитания собственных детей, человеку трудно - ведь наш логический ум моментально высыпает на оппонента массу совершенно объективных оправданий своих действий. Поэтому начнем с наблюдения за другими (увлекательное занятие, скажу я вам, если только делать из него правильные выводы для себя, узреть бревно в собственном глазу, а не для того, чтобы рассмотреть соринки в глазах других!). Так вот - благие намерения родителей  (и благие намерения наших родителей, и родителей наших родителей), подкрепленные социальным заказом, выливаются в оценочность. Как минимум это "хорошо-плохо" (и это только спустя десятилетия человек начинает переоценивать эти категории, набив целый букет шишек), а, начиная со школы, где мы проводим десятилетие нашей молодой растущей жизни, это любимая пятибалльная система. Где-то уже десятибалльная вводится, но это уже детали.

     Отличников в школе любят. Пятерки - это как ордена на груди, это как знаки отличия, а, следовательно - это положительные эмоции.Маленькие кусочки локального счастья. То есть это то, к чему стремится человек всю свою жизнь.

     ...Почему-то вспомнилось "в тему" - "Сто часов счастья - разве этого мало? Я его как песок золотой намывала...". Хорошие строки Вероника Тушнова написала. Мы намываем свои положительные эмоции из всего. Спиртное или наркота - это тоже такие суррогаты проводников к короткому счастью. И наши оценки тоже. За оценки нас немножко побольше любят родители, им ведь есть чем теперь гордиться - они ведь тоже хотят намыть свои крупинки счастья, разговаривая с родней и знакомыми о том, что: "Вот моя-то, опять отличница в четверти!".

     Думаете, я хочу низвести отличников? Да ничуть! Они тоже совершенно неоднородны! Вся суть в том - для кого эта оценка? Если для своего внутреннего состояния, если справедливо заслуженная пятерка - это "для себя" - она созидательна. Если для кого-то - школе для отчета, маме для гордости за чадо - это аналогия подсознательной финансовой пирамиды, которая когда-то неминуемо рухнет. Ведь есть же парадоксальный, казалось бы анализ, - загляните в любую книгу об известном успешном человеке - как правило, либо "троечник", либо вообще... Как ни странно с позиций общих правил, но отстоял человек свое, свой настрой. Всем был неудобен, правила нарушал - но оказался успешным. Не скрою, немало оказывается успешных и со знаком "минус", поэтому и тут, как и везде, все неоднозначно.

     Но мы-то про "синдром отличника" сейчас. Опять о письме Анны.

     Что заставляет ее взваливать на себя избыточные и/или не свои обязанности? Подсознательная надежда на "пятерку", на поощрение, на то, что заметят и отметят, и намоется из каторжного труда еще одна крупинка счастья. Извне. Но она почему-то не намывается, а требования, наоборот, растут. И растет в душе дискомфорт.

     Потому что их, золотинок, не хватает внутри себя.

     Потому что источник этот золотоносный завален шлаками чужих надежд, чужих установок, чужих правил, чужих мерок. А они чужие, и поэтому как крошки в постели, даже хоть одна - а некомфортно, а уж если много...

      ...Есть ощущение, что на этом надо бы сегодня остановиться. Повод для размышления уж больно серьезен.

     Но подмывает дать совет (вот ведь как в нас это неистребимо! :-)). Выберите время и место, где вам никто не помешает хотя бы с полчаса. Представьте себе ситуацию, что все волшебным образом изменилось. Вы работаете строго в рамках 8-часового рабочего дня, у вас строго определенные обязанности. Вам без оговорок платят за это положенные деньги. Почувствуйте себя в этой ситуации. Пройдитесь по всему телу, почувствуйте его ощущения. Поищите - нет ли где-то ощущения потери, недостаточности.

    Недостаточности чего?

     С любовью и до следующей встречи!

     Пишите автору на buh@dznak.ru

    Пишите обо всем, что вас волнует. Буду признательна за пополнение копилки проблем и вопросов, за штрихи к общей картине!

    Не забудьте отметить в письме, если вы возражаете против использования фрагментов вашего письма в выпусках рассылки. По умолчанию фрагменты ваших писем могут быть процитированы.

    Любви вам, удачи и изобилия!!

    Ваша Вера
 

 
 
 
  Архив рассылки на DZNAK.RU 

 
 
 
 
Архив рассылки
на Subscribe.Ru
Здесь Вы можете подписаться на рассылку:
"1С:Бухгалтерия от 7.7 до 8.0. Бухгалтеру от бухгалтера "
 
     
 
 
Copyright © 2005 by ООО "ДОБРЫЙ ЗНАК"·
автор: Вера Хомичевская
Все права защищены. При перепечатке
ссылка на www.dznak.ru и автора обязательна
Design by DZNAK WEB STUDIO

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dlyabuhgaltera
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное