Спасибо Вам за
письма со словами благодарности, так приятно их получать.
Вот одно из
таких писем:
Здравствуйте, Любовь. Спасибо Вам за Вашу
рассылку. Хочу поделиться своими успехами в развитии ребенка. Мне постоянно
кажется, что я недостаточно времени уделяю своему сыну, ему 5 лет. Поэтому все
свободное время я стараюсь играть с ним, но иногда теряюсь, не зная чем его
занять, поэтому раньше мы играли больше в его игры. А он любил играть только в
человека-паука, который всех расстреливает направо и налево. Но теперь уже я,
благодаря Вашим советам, предлагаю ребенку игры (естественно, развивающие). И
мы с удовольствием в них вместеиграем.
Очень понравилась статья о развитии у детей
ответственности. Как оказалось, я действительно не уделяла этому должного
внимания.
Я желаю Вам успеха и говорю спасибо от имени
всех молодых родителей.
Светлана.
Спасибо,
Светлана. Я очень рада, что у рассылки есть такие читатели как Вы.
Однако
вернемся к сегодняшней теме рассылки. Вы наверняка уже заметили, что у вашего
ребенка есть такие особенности, которые преобладают в его поведении. Это работа
его темперамента. Часто мы, я имею в виду взрослых, идем вразрез с этими
особенностями, хотим видеть ребенка другим, поэтому воспитываем его,
воспитываем, но эти воспитательные меры так малодейственны,
ребенок так трудно им поддается. Почему? Дело в том, что мы боремся с природной
данностью, с темпераментом. Так как же сделать так, чтобы не бороться с ним, а
заставить работать на пользу. Для начала определим этот темперамент.
Тест «Темперамент Вашего ребенка».
1.Быстро ли Ваш ребенок привыкает к незнакомым людям?
Быстро ли находит общий язык с ними?
a.Быстро находит общий язык, быстро привыкает.
b.Долго привыкает к незнакомым людям.
c.Трудно однозначно сказать.
2.Легко ли ребенок переходит от одной деятельности к
другой или ему необходимо некоторое время, чтобы перестроиться?
a.Легко переходит от одной деятельности к другой.
b.При переходе от одной деятельности к другой
перестраивается долго и с трудом.
c.Трудно сказать.
3.Насколько сильны эмоции Вашего ребенка?
a.Почти невероятно, чтобы он расстроился.
b.Живые качели эмоций, поминутно вверх-вниз.
c.Иногда он (она) плачет навзрыд из-за пустяка, а иногда
воспринимает все спокойно «как удав».
4.Какой темп реакций обычно у Вашего ребенка?
a.Любит делать все медленно, неторопливо.
b.Всегда торопится, делает все быстро.
c.Всегда разный.
5.Ваш ребенок всегда занят и в движении или тих и
спокоен?
a.Подолгу сидит и тихо играет.
b.Всегда в движении, даже когда сидит.
c.Трудно однозначно ответить.
6.Настроение
a.Преобладает хорошее
b.Часто меняется
c.Чаще бывает задумчивым и грустным
d.Трудно определить
7.Игры
a.Предпочитает шумные, подвижные, не конфликтует
b.Подвижные с элементами спорта,
часто конфликтует со сверстниками
c.Предпочитает спокойные, не конфликтует
d.Предпочитает играть один
А теперь подсчитайте баллы. За каждый совпавший ответ
начисляйте 1 балл в таблице.
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
6 вопрос
7 вопрос
Всего
сангвиник
a
a
b
c
b
a
a
флегматик
b
b
a
c
a
b
c
холерик
a
a
c
b
b
b
b
меланхолик
b
b
a
a
a
c
d
Теперь посчитайте общее
количество баллов в каждой строчке таблицы. Если в какой-то строчке получилось
баллов больше, чем в остальных, то этот тип темперамента и преобладает у Вашего
ребенка. Но чаще всего бывают смешанные типы: сочетание одного с другим.
Итак, если ребенок подвижный,
легко приспосабливается к обстоятельствам, конструктивен, общителен, контактен
и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишен
рационален, не всегда доводит дело до конца, то от – сангвиник.
Если ребенок инертен, спокоен,
малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен – флегматик.
Если ребенок вспыльчив, резок,
раздражителен, эмоционально реактивен, быстро
включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий, то он –
холерик.
Если ребенок необщителен, замкнут,
впечатлителен, рассудителен, неэмоционален – меланхолик.
Темперамент, как доказали учены,
это данность от природы, генетически заложенные характеристики от мамы и папы.
Поэтому ничего тут не исправишь. Да и нужно ли?
Итак, при выполнении упражнений и
заданий старайтесь следовать следующим правилам, тогда Вам будет легче найти
общий язык со своим ребенком.
Если ребенок – сангвиник.
·Постоянно поддерживайте и одобряйте ребенка, не
захваливая его.
·Учитывайте его интересы в порученном деле.
·Ставьте конкретную цель перед любой
деятельностью.
·По возможности старайтесь демонстрировать
результаты его достижений.
Если ребенок – флегматик:
·Старайтесь демонстрировать результаты его
достижений.
·Поддерживайте любые начинания ребенка,
проявление его инициативы.
·Будьте рядом с ребенком тогда, когда ему
понадобится ваша помощь.
·Используйте положительные методы воздействия.
Если ребенок – холерик.
·Разговаривайте с ребенком спокойным и ровным
тоном.
·Ставьте перед ним конкретную задачу.
·Демонстрируйте ребенку возможный вариант
результатов его деятельности.
·Положительно оценивайте его деятельность.
Если ребенок – меланхолик.
·Поощряйте ребенка в процессе самой деятельности
одобрениями.
·Создайте условия для выполнения совместных
действий в паре с другими детьми или взрослыми.
·Как можно чаще демонстрируйте достижения
ребенка.
·Реально оценивайте вклад его действий в общее
дело.
Свое мнение
об этой статье пишите на e-mail: psyl@mail.ru
Практическое задание
Сегодня,
закрепляя полученные знания о ребенке, позанимайтесь с ним чем-нибудь,
развивающим конструктивные способности и память, например, лепкой из пластилина
по образцу.Т.е. слепите снеговика из
пластилина сами и попросите ребенка слепить такого же. Учитывайте возраст
ребенка: детям 2-3 лет нужно потрудиться, чтобы слепить мячики, шарики,
колбаски, для ребенка 4-5 лет подойдут задания посложней:
можно лепить овощи, фрукты, фигуры из нескольких частей, 5 лет и старше –
лепите все, что угодно. Можете накрывать свое изделие чем-нибудь, чтобы ребенок
лепил по памяти. И, обязательно, учитывайте темперамент ребенка при лепке.