Развитие
произвольной памяти предполагает обучение умению принимать задачу на
запоминание.
Это
умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения. Ребенок
осознает цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые
требуют от него активного воспроизведения и запоминания. При этом наиболее
эффективными являются условия игровой деятельности, когда цели запомнить и
вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл.
Что
значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это значит:
—
уметь внимательно выслушать задание до конца;
—
стремиться активно запомнить необходимую информацию;
—
пытаться самостоятельно вспомнить в процессе воспроизведения забытую
информацию.
В
5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внимательно выслушать небольшое задание
до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не требуется.
Активное
запоминание нужной информации предполагает овладение элементарной формой
повторения, как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает
процесс принятия задания: ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы
по инерции повторяет за взрослым то, что следует запомнить. Такое повторение
обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоминания.
Активное
воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания.
Оно часто сопровождается паузами, отведением в сторону взгляда, прищуриванием.
При отсутствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что
забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение активному
воспроизведению — это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения
самостоятельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее
хоть какую-то забытую информацию.
Овладение
умением принимать задачу на запоминание является необходимым условием для
перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному.
Практическое
задание
Сегодня
позанимайтесь с детьми, поразвивайте память, обратите внимание на то, каким
образом ребенок принимает задачу на запоминание: не пытается запомнить,
пытается, но не получается, пытается и получается.
До года.
Игры в прятки учат детей понимать, что вещи, которые внезапно исчезают,
потом снова появляются. Прочная близкая связь с вашим ребенком поможет ему
противостоять повседневным жизненным стрессам.
Опа!
Посадите малыша на пол или на стул перед собой. Возьмите полотенце и
накройте им лицо. Со словами «ку-ку» снимите полотенце и покажите ваше лицо
ребенку. Эта игра обычно вызывает море смеха, и чем больше вы играете, тем
веселее она становится. А сейчас попробуйте накрыть полотенцем лицо малыша.
Теперь снимите полотенце. Накройте лицо еще раз и посмотрите, попытается ли
ребенок стянуть полотенце сам. Не забывайте каждый раз, стягивая полотенце,
говорить «ку-ку».
Где же мячик?
Лягте на пол вместе с малышом. Возьмите в руки мяч или любую другую
игрушку и обсуждайте ее с ребенком. Спрячьте игрушку так, чтобы ребенок ее не
видел (за стул или в карман). Спросите у малыша: «Где же мячик?» Со словами
«ку-ку» достаньте мяч. Продолжайте игру, постоянно меняя то место, куда вы
прячете мяч.
От 1 до 3 лет.
Игра «Что изменилось?»
Подготовьте несколько игрушек – различные виды транспорта и такое же
количество игрушечных зверюшек. Затем предложите ребенку покатать зверюшек
вместе и рассадите их в разные транспортные средства. Затем попросите малыша
отвернуться и поменяйте местами игрушки. Когда ребенок поворачивается снова,
ему задается вопрос: «Что изменилось?».
Помните о том, что простые и веселые стихотворения запоминаются у
ребенка непроизвольно, но, затем, ребенок сам его может воспроизвести из своей
памяти.
Мишка бедный заболел,
Много меду вчера съел,
Мишке больно и неловко,
Все болит: живот, головка.
(А. Барто)
От 3 до 5 лет.
Игра в вопросы.
Эта игра развивает произвольность.
Задавайте детям вопросы и велите им отвечать на них только «да» или
«нет». Задавайте глупые вопросы, легкие вопросы и вопросы, которые требуют
достаточно серьезного размышления. Вот примеры нескольких вопросов, которые
можно попробовать для начала: «У мороженого хороший вкус? Помидоры чаще всего
бывают фиолетовыми? Тигры носят какую-нибудь одежду?». Фотографии или рисунки
мороженого, помидоров или тигров делают указанную игру немного более легкой.
Что важно для совсем маленьких детей (3-4 года).
От 5 до 7 лет.
Игра «Большой глаз». (можно играть с несколькими детьми)
Предметы (или картинки) выставляются в ряд и закрываются. Когда дети
будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают
перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на
10 секунд – дети должны запомнить последовательность расположения предметов.
После этого поменяйте положение 2-3 предметов и вновь покажите их детям в
течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами.
Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была игрушка.