Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психология ребенка любящим родителям N 13


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психология ребенка любящим родителям

 

N 13 Как развивать память?

 

Доброго времени суток, уважаемые родители!

Добро пожаловать на сайт для любящих родителей: http://www.zayka.net

Так о чем мы говорили? Ах, да, о памяти.

Развитие произвольной памяти предполагает обучение умению принимать задачу на запоминание.

Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения. Ребенок осознает цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного вос­произведения и запоминания. При этом наиболее эффективными являются условия игровой деятель­ности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл.

Что значит «уметь выделять» цель запоминания и воспроизведения? Это значит:

— уметь внимательно выслушать задание до конца;

— стремиться активно запомнить необходимую информацию;

— пытаться самостоятельно вспомнить в процес­се воспроизведения забытую информацию.

В 5—6 лет ребенок уже умеет достаточно внима­тельно выслушать небольшое задание до конца, поэтому какое-либо специальное обучение этому умению не требуется.

Активное запоминание нужной информации пред­полагает овладение элементарной формой повторе­ния, как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания: ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что сле­дует запомнить. Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоми­нания.

Активное воспроизведение — это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запомина­ния. Оно часто сопровождается паузами, отведени­ем в сторону взгляда, прищуриванием. При отсут­ствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение ак­тивному воспроизведению — это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоя­тельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и «доставать» из нее хоть какую-то забытую инфор­мацию.

Овладение умением принимать за­дачу на запоминание является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведе­ния к произвольному.

 

Практическое задание

Сегодня позанимайтесь с детьми, поразвивайте память, обратите внимание на то, каким образом ребенок принимает задачу на запоминание: не пытается запомнить, пытается, но не получается, пытается и получается.

До года.

Игры в прятки учат детей понимать, что вещи, которые внезапно исчезают, потом снова появляются. Прочная близкая связь с вашим ребенком поможет ему противостоять повседневным жизненным стрессам.

Опа!

Посадите малыша на пол или на стул перед собой. Возьмите полотенце и накройте им лицо. Со словами «ку-ку» снимите полотенце и покажите ваше лицо ребенку. Эта игра обычно вызывает море смеха, и чем больше вы играете, тем веселее она становится. А сейчас попробуйте накрыть полотенцем лицо малыша. Теперь снимите полотенце. Накройте лицо еще раз и посмотрите, попытается ли ребенок стянуть полотенце сам. Не забывайте каждый раз, стягивая полотенце, говорить «ку-ку».

Где же мячик?

Лягте на пол вместе с малышом. Возьмите в руки мяч или любую другую игрушку и обсуждайте ее с ребенком. Спрячьте игрушку так, чтобы ребенок ее не видел (за стул или в карман). Спросите у малыша: «Где же мячик?» Со словами «ку-ку» достаньте мяч. Продолжайте игру, постоянно меняя то место, куда вы прячете мяч.

От 1 до 3 лет.

Игра «Что изменилось?»

Подготовьте несколько игрушек – различные виды транспорта и такое же количество игрушечных зверюшек. Затем предложите ребенку покатать зверюшек вместе и рассадите их в разные транспортные средства. Затем попросите малыша отвернуться и поменяйте местами игрушки. Когда ребенок поворачивается снова, ему задается вопрос: «Что изменилось?».

Помните о том, что простые и веселые стихотворения запоминаются у ребенка непроизвольно, но, затем, ребенок сам его может воспроизвести из своей памяти.

Мишка бедный заболел,

Много меду вчера съел,

Мишке больно и неловко,

Все болит: живот, головка.

                           (А. Барто)

От 3 до 5 лет.

Игра в вопросы.

Эта игра развивает произвольность.

Задавайте детям вопросы и велите им отвечать на них только «да» или «нет». Задавайте глупые вопросы, легкие вопросы и вопросы, которые требуют достаточно серьезного размышления. Вот примеры нескольких вопросов, которые можно попробовать для начала: «У мороженого хороший вкус? Помидоры чаще всего бывают фиолетовыми? Тигры носят какую-нибудь одежду?». Фотографии или рисунки мороженого, помидоров или тигров делают указанную игру немного более легкой. Что важно для совсем маленьких детей (3-4 года).

От 5 до 7 лет.

Игра «Большой глаз». (можно играть с несколькими детьми)

Предметы (или картинки) выставляются в ряд и закрываются. Когда дети будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на 10 секунд – дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого поменяйте положение 2-3 предметов и вновь покажите их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была игрушка.

До встречи на форуме! Там Вы можете задать мне любой вопрос http://www.zayka.net/forum/zayka_forum

Здесь можно приобрести полезные развивающие игры для дошколят http://www.zayka.net/igry  

Добро пожаловать на сайт для любящих родителей: http://www.zayka.net

Свое мнение об этой статье пишите на e-mail: psyl@mail.ru

 

Любовь Казакова.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.dety
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное