А как же
происходит
неправильное
(деструктивное)
обращение с
собственными
чувствами?
Посмотрите,
может быть
вы узнаете в
этой схеме
свой способ
взаимодействия
с чувстами?
С → Ч → О
→ М → Д ____↓___↓_______↑_ ░░░В░▒В▒▒▓▓▓▓▓▓ бессознательное
Схема такая
же, как в
варианте
конструктивного
обращения…
добавлены
некоторые
элементы:
Когда
возникает
ситуация (С),
реакцией на
нее
являются
чувства (Ч), но
в отличие от
предыдущей
схемы, ровно
тогда когда
они
появляются,
в тот же
момент они
вытесняются
(В) из
сознания в
бессознательное.
Почему это
происходит?
Работают те
самые ложные
убеждения, о
которых я
писала в прошлых
номерах
рассылки,
или очень
рано
усвоенные
запреты на
некоторые
чувства.
Например:
девочки не
должны
злиться,
мальчики не
должны
плакать…
Или
применяются
некоторые
формы
поведения,
которые
заглушают
эти чувства
(например
переедание,
навязчивый
шоппинг, фитнесс,
секс и др...)
Другими
словами, в
сознание (О)
эти чувства не
попадают, и
остаются в
бессознательном.
Как уже было
сказано
выше, из
бессознательного
они ни куда
не деваются,
они там
накапливаются
(вытесняются,
вытесняются…).
Вытеснение
(В) может происходить
и на этапе
осознания
чувств (О), когда
человек
понимает
что
чувствует
печаль…, и
прогоняет
это чувство,
по тем или
иным причинам…И
в один
«прекрасный
момент», в реальности
происходит
какая-нибудь
ситуация, на
которую
человек
реагирует
очень бурным
образом. Как
правило, это
реакция не
адекватна
по
содержанию
или по силе
чувств. И
когда это
происходит,
человек
ощущает как
бы одержимым,
как будто из
него
«лезут»
чувства, а он
ничего не
может
сделать.
Такое
поведение
так же можно
назвать,
состоянием
неуправляемости.
В эти
моменты,
человек
может
порвать
отношения,
которыми он
очень дорожит,
обидеть ни в
чем не
повинного
человека… И
что
происходит?
Для того,
чтобы
заглушить
чувства
возникающие
в
результате
своего
неуправляемого
поведения
от большого количества
еды ну ни как
не
откажешься!
Или можно
еще
наказать
себя диетой...
(все по
разному поступают).
Если в
ситуации
конструктивного
выражения
чувств,
прежде чем
приступить
к действию,
человек
обдумывает
и
анализирует
ситуацию,
разрабатывает
стратегию…
И когда
действие
совершается,
человек
ощущает
себя
хозяином
ситуации, он
правильно обошелся
со своими
чувствами. И
в результате
проделанной
работы он
испытывает
облегчение,
удовлетворение
и др.
В ситуации
не конструктивного
обращения с
чувствами,
стимул,
переживания
и действие,
как бы, не
связанны
между собой.
По крайней
мере, для
человека
это именно
так… мало
того, что
ситуация
где появились
чувства
осталась
неразрешенной,
но действия
предпринимаются
не там где не
нужно, а если
и нужно то не
так…
Давайте
разберем
одну и туже
ситуацию с
точки
зрения двух
способов
обращения с
чувствами.
Начальник
лишил одну
из своих
сотрудниц премии
в наказание
за
провинность,
а она был не
виновата…
Конструктивный
вариант: 1. Сотрудница
почувствовала
злость,
обиду и возмущение.
2.
Проанализировала
ситуацию: «…
это уже не в
первый раз, я
действительно
ни в чем не виновата,
если он не
поменяет
свое
отношение ко
мне, я буду
вынуждена
уйти… но для
начала я ему
попытаюсь
все
объяснить и
скажу о своем
возмущении…
в
зависимости
от того, что
мне ответит
начальник я
буду
принимать
решение…».
3. Пришла к
начальнику
и все ему
рассказала о
своих
размышлениях..
Сказала о
том, что не хочет
оставаться
работать в
фирме, где ее
лишают
премии без
причины…
попросила
уважения к
себе, как к
человеку и
специалисту.
4. Начальник
задумался:
«… она
действительно
хороший
сотрудник и
несмотря на
то, что мне
неприятно
слушать ее, я
еще больше
ее зауважал…
пожалуй я
верну ей
премию,
извинюсь за
недоразумение…
и дам новую
должность
на повышение…»
Сюжет
конечно мог
быть и не
такой, но в
любом
случае,
будем надеется,
что такая
работница
найдет себе гораздо
лучшее
место
работы.
Деструктивный
вариант: 1. Сотрудница
даже не
почувствовала
ни чего особенного…
привычно…
2. Собралась
домой, по
дороге все
раздражало…
люди
толкаются…
на ноги
наступают…
эти дурацкие
электрички
ходят не по
расписанию.
3. На
совершеннейшем
взводе она
приезжает домой….
И
оказывается
что ребенок
не сделал еще
домашнее
задание…
капризничает
и вредничает...и
она врезала
ему оплеуху.
4. Ужасающее
чувство
вины
5. Что же с ним
делать?
Можно найти
себе занятие
чтобы
забыться,
перебить
его,
заглушить его...
Вывод: Но
в последнем
варианте нерешены
как минимум 3
проблемы:
-
отношение с
начальством
-
отношение с
ребенком
-
отношение
со своим
чувством
вины перед
ребенком.
Выводы
делайте
сами. Каким
образом вы
будете
использовать
свои
чувства…
Буду
рада вашим
вопросам и
комментариям!
Продолжение
следует…
С
уважением,
Владимирова
Мария.
Вопросы,
предложения
пишите,
пожалуйста, по
адресу: marog@inbox.ru (с
указанием
названия
рассылки «Психология
для женщин»)