Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как найти идею? Развитие творческого мышления. 19.12.01


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Как найти идею? Развитие творческого мышления. Сайт поддержки www.superidea.ru

выпуск 15

Творческие способности. Какие они?

    Сегодняшний выпуск - это ответы на мои вопросы и ответы на ответы. И посмотрите на упражнение внизу сообщения.

Творческие способности сами по себе различны (по определению). Это могут быть врожденные способности, когда человек еще не осознает, что такое творчество, а уже творит (Моцарт, Алехин, Блок...). И приобретенные - под воздействием позитивного творческого окружения (например, дети творческих людей) или ряда шагов, ведущих к творчеству - чтение книг, обучение рисованию, интерес к науке, природе, конструированию, технике, шитью, кино, театру, врачеванию и т.д. 

Большое значение имеет возможность свободного проявления себя в деятельности и отсутствие давления со стороны родителей/воспитателей или хотя бы наличие некоторых степеней свободы для отхода от давления. 

АМ. Человек рождается с сильными творческими способностями. Но гораздо большее значение имеют: умение использовать творческие способности и желание использовать творческие способности. И пусть человек имеет огромнейшие способности творить, но если он не хочет этого делать или например, не знает как выразить внутреннюю мелодию в нотах, а образ в картине - соответственно у него ничего не получиться. И наоборот, если у человека изначально мало Т способностей, но он их часто использует и умеет использовать - тогда успех гарантирован. Про такой вариант Эдисон сказал, что творчество это 99% пота и 1% везения. Здесь можно провести следующую аналогию.

У одного человека огромный многотонный грузовик, способный за раз перевести множество грузов, но человек пользуется им раз в год, да и то очень неумело, медленно едет, теряет и ломает часть груза. А другому досталась всего лишь ручная тележка, но он возит грузы на ней с утра до вечера и так умело, что за год перевозит в десятки раз больше первого человека.

В чем проявляются творческие способности у человека? Чем отличается творческий человек от нетворческого?

Творческие способности проявляются в смелости быть непохожим на других, создании чего-то индивидуального, экспериментального, либо эпатитрующего, либо человечествоспасительного, иногда просто гениального без объяснимой цели (можно сказать - тупо гениального?) - это выброс свободной вселенской энергии. Необходимо наличие внутренней подбрасывающей силы - эту силу можно в себе аккумулировать. Творческий человек отличается от нетворческого в осознанном или неосознанном желании этих спонтанных выбросов или качественных накоплений для перехода на более высокие ступени существования.

У творческого человека даже материальность духовна. Нетворческий менее гибок духовно и более материалистичен. Явной границы нет, и мне кажется, что при наличии благоприятных внешних условий (минимизации борьбы за выживание,  позитивного окружения) так называемый нетворческий человек имеет шансы значительно увеличить свою качественность. Истинно творческий - творческий во всем.

Существуют ли творческие и нетворческие типы мышления и как они между собой взаимодействуют у отдельного человека (если такое возможно)?

Таких сочетаний масса: гениальный актер запросто может быть посредственным режиссером; великая актриса не может самостоятельно включить телевизор; классный шахматист не усваивает порядок пользования вилками в ресторане; блестящая гимнастка впадает в шок при попытке ехать за рулем; замечательный писатель оказывается втянутым в грязную политику...

Обычно человек, имеющий творческий тип мышления, проявляет его достаточно всесторонне, как, например, хороший спортсмен будет неплохо выглядеть даже в том виде спорта, на котором не специализируется. Но сильный уход в какую-то одну область (об этом еще Козьма Прутков предупреждал) может привести к пренебрежению теми областями деятельности, которые кажутся незначительными и излишними. Сильные переживания блокируют восприятие смежных маловажных проявлений. Области приложения творческого мышления могут меняться с течением времени, как и степень "творческости", бывают "застои" творческой мысли, бывает псевдотворчество, позерство. 

Творчество - это способ мышления или результат? Может ли результат быть отличным от способа мышления? (Хотели как лучше, получилось как всегда). Или это критерий недостаточно творческого начала? 

Спасибо за рассылку и свежие идеи.

С интересом читаю и применяю. Желаю творческих успехов

Наталия Ситникова

 

Hello Webmaster,

Наше Вам!
С любопытством читаю Вашу рассылку, не для какой то там мифической
пользы, а просто так, для удовольствия.
У меня есть комментарии к:
> Одна из самых распространенных ошибок - поиск единственно верного решения.
> При этом, найдя данное решение, на нем и останавливаются,
> используя данное решение до скончания веков :)
> Если исходить из положений теории систем (принципы латерального мышления
> Эдварда де Боно также подойдут),
> то следует, что в любой открытой системе,
> имеющей достаточно большое число входящих в нее субсистем и элементов => число
> возможных комбинаций (читай решений) стремиться к бесконечности.
> А значит, почти любую проблему можно решить несколькими способами.
> И выбранный на данный момент времени способ скорее всего не является самым лучшим.
> Почти всегда существует, или будет существовать более эффективное решение, чем нынешнее.
> (Хотя тут можно возразить - а насколько выгодно искать
> более эффективное решение - но об этом в другом месте, если что-то хотите сказать - пишите)

Мне кажется, что в приведенном рассуждении (как и во всей статье) имеется
методологическая ошибка, правда, всего одна ошибка, но все же...
Более того, создается впечатление, что автор и сам испытывал
некоторую неуверенность, когда писал статью - наверняка Вы
чувствовали неверный метод.

Изъясняюсь:

Восприятие жизненной ситуации в качестве проблемы - ведет к тупику и
переживаниям. Но восприятие ситуации как задачи - ведет к поиску
решения, и это правильно.

АМ. Есть люди, которых проблемы мотивируют гораздо сильнее, чем новые возможности и задачи. На них сильнее действует мотивация избегания неудачи, а на других сильнее - достижения успеха. Вы скорее относитесь ко вторым.

Если у задачи есть хотя бы одно решение, то существует, по крайней
мере, еще одно решение. И так до бесконечности. Это тоже правильно,
и даже стало языковой универсалией у всех продвинуиых психологов
современности.
Но вот насчет поиска нового, лучшего решения...
Автор предлагает - настойчивость и веру в лучшее.

АМ. В начале - Да, но после нескольких раз, когда вы убедитесь самостоятельно, что очень часто первое подходящее решение не есть самое лучшее и что вы можете найти и находите значительно лучшие решения, вот после этого достаточно будет собственного опыта и знания.

  Мне кажется, что в
данном случае уместно "посмотреть" на данную ситуацию из "другого
окна".
А именно:
В ходе своей жизнедеятельности, человек воспринимает окружающий мир
через набор моделей, которые строит, зачастую, неосознано. Попытка
познать свои модели, расширить их и называется познанием мира.
Осознование проблемы, или задачи - результат анализа модели, не
более. Попытка выдать "на гора" решение - эксплуатация модели.
Переформулирование задачи - потуги осознования модели, отягогщенные
додумыванием, фантазированием. Мир тут не причем.

АМ. Но хорошее переформулирование задачи способно изменить саму модель.

Любая модель ограничена и статична, но жизнь бесконечна и динамична.
Модель мира никогда не будет отражать мир полностью, но лишь
приближаться к нему, по мере развития человека. Каждая модель
формируется только для одного "верного" решения. И поэтому,
пытаясь снять "с одной мышки две шкурки", т.е. выдать еще одно
"верное" решение с отработанной модели, мы, попросту, зря тратим время.
В этом и есть ошибка метода.

Мне кажется, что вместо пришивания к старым пуговицам новой жилетки,
уместней сменить модель на другую, получить новое решение, потом
опять сменить модель, получить новое решение и так далее, пока не
надоест.
АМ. Не каждый человек способен на это. А те, кто способны, не всегда будут менять модели. Модели несут огромную пользу, позволяя делать большое количество дел на автомате. Кто каждый раз проверяет устойчивость и крепкость стула, на который садиться? А насчет того, чтобы попробовать воду на вкус, прежде чем залить ее в чайник? Или может, кто-нибудь проверяет перед набором каждого номера на телефоне, как работают все кнопки?  Но в силе моделей заключается и их слабость. Каждый раз действуя по одной модели, можно многое прошляпить. А возможный выход, постараться действовать как ребенок, не имеющий множества моделей и шаблонов.

Для того, чтобы понять как менять модель происходящего необходимо
углубиться в сам процесс моделирования.

Если Вам интересно,я могу познакомить Вас с моей моделью (моделями)
построения людьми моделей окружающего мира. :-)
Если нет - то нижайше прошу прощения за потраченное время.

С уважением,
искренне Ваш,
Лещанов Сергей,
Казань.

1.Творческие способности врожденные или приобретенные? И почему?
2. В чем проявляются творческие способности у человека? Чем отличается
творческий человек от нетворческого?
3. Существуют ли творческие и нетворческие типы мышления и как они между
собой взаимодействуют у отдельного человека (если такое возможно)?
Хочу сделать попытку поделиться своими соображениями по заданным вопросам.
1. Творческие способности, по-моему, присутствую изначально от рождения у
всех людей без исключения.
2. Творческие способности проявляются у человека очень разнообразно, во всех
сферах деятельности.

Несколько, на мой взгляд, обобщенных примеров проявления творческих
способностей человека:
- нестандартное решение различных задач;
- умение что-либо делать оригинально (петь, рисовать, конструировать и
т.п.);
- умение увидеть в обычном необычное;

Творческий человек от нетворческого отличается именно вот теми своими
способностями, которые его характеризуют,
а человек нетворческого склада, по моему, это человек, не стремящийся к
творчеству и подавляющий в себе творческие начинания.
3. Существуют творческий тип мышления и нетворческий, которые
возникают в ходе развития(воспитания человека) и
проявляются в зависимости от среды обитания, от типа окружения(друзья,
работа и т.п.), и способствуют развитию
правого или левого полушария мозга соответственно.
Творческий и нетворческий подход у человека проявляется в различных
ситуациях по-разному, на что влияет очень много факторов,
связанных, в большей части, с образом жизни каждого человека.
Вот это бред.
С уважением! Ваш постоянный подписчик!

АМ, К этому письму комментариев не будет.

День добрый, Андрей.

Очередная партия ответов - ведь самое важное во всем этом - отвечать, а не
просто пробегать глазами очередной выпуск - отвечать в первую очередь для
себя. Правильно?

Итак.
1. Творческие способности врожденные или приобретенные? И почему? 
И то и другое верно: врожденные потому, что все мы рождаемся
с минимальным набором шаблонов - инстинктов необходимых для выживания. В
дальнейшем, в процессе обучения мы набираем (нам вдалбливают) еще один
набор... алгоритмов. Но заодно учимся и создавать собственные (алгоритм -
последовательность действий; не только заложенная, но и вновь созданная).
Так вот творческие способности - это способность создавать в реальном
времени новые алгоритмы (и действовать сообразно им). Поэтому способности
эти являются потенциально врожденными, но их необходимо развивать (т.е.
приобретать) также, как, например, речь.
2. В чем проявляются творческие способности у человека? Чем отличается
творческий человек от нетворческого?
Чем отличается: абсолютно нетворческий человек - это
идеальный солдат (прапорщик, офицер) - действует только сообразно вложенным
инструкциям (уставу). Однако даже солдат, действующий строго по уставу в бою
проигрывает другому, проявляющему творческие способности (смекалку) :-). В
чем проявляются: способность оперативно (не обязательно) создавать что-то
оригинальное, либо находить оригинальное применение уже имеющимся
алгоритмам.
3. Существуют ли творческие и нетворческие типы мышления и как они
между собой взаимодействуют у отдельного человека (если такое возможно)? 
Приведу еще один армейский пример (что-то у меня сегодня
уклон такой - навеяло...:-)): прапор дрючит солдат за неуставной шаг на
плацу, но проявляет необычайную изобретательность в вопросе где бы что бы
спереть (лично наблюдал :-)).

До послезавтра!

С уважением,
Илья.

С сегодняшнего номера я буду каждый раз размещать по 1-2 упражнений на развитие творческих способностей. Желательно оправить результаты на mailto:andrey@superidea.ru .

 Упражнение ?1.

Выделите по 3 минуты на каждый пункт и хорошенько подумайте. Никакой критики, принимаются самые идиотские и нереальные варианты. Итак,
Как можно соединить:
а) яичницу и отвертку,
б) ручные часы и замок.

    Предлагаю вам подписаться на интересную рассылку по консалтингу. В данной рассылке можно будет как узнать полезное про консалтинг, так и получить ответы на свои вопросы. Рекомендую! Описание и примеры рассылки вы можете найти по адресу: http://s ubscribe.ru/catalog/economics.school.multiconsulting . Подписаться можно как на данной странице так и используя предложенную ниже форму. Достаточно только ввести свой E-mail, на который вы получаете письма Субскриба и подключившись к интернету, нажать ОК. А на загрузившейся странице ввести свой пароль подписки.

Рассылки Subscribe.Ru
Взаимный консалтинг

 

Ведущий рассылки Андрей Малыгин E-mail: andrey@superidea.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное