Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уроки жесткой любви

  Все выпуски  

Уроки жесткой любви


Психологическая Консультация OnLine 
Архив консультаций |  Задать вопрос психологу |  Заказ услуг

Пономарева Сарьяна Консалтинговый бизнес в Интернет
Чтобы получить срочную помощь, войдите в систему
SiteHeart

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Глубинный анализ эмоциональных травм детства

(продолжение)

Существует особая дисциплина — психотравматология. Она занимается последствиями психической травматизации с точки зрения развития психических и психосоматических заболеваний и нарушений поведения. Обычно психологические последствия войн, перенесенных пыток, природных катастроф и несчастных случаев, свидетелем которых стал человек, квалифицируются как психическая травма. Сегодня сюда же включают примене­ние насилия против детей. Конечно, в жизни каждого человека случаются эмоционально стрессовые ситуации — как правило, они связаны с жизненными кризисами. Например, когда чело­век теряет партнера, родителей, остается без работы, переживает тяжелое страдание. Эмоциональные последствия таких собы­тий часто принимают вид адаптационных нарушений; иногда они преодолеваются, человек смиряется с утратой, однако чаще травмы приводят к тому, что сама способность адаптации нару­шается. Способность контролировать свою жизнь в угрожающей ситуации становится проблематичной, человек оказывается без­защитным и беспомощным. Переживаемый шок имеет в таком случае длительный характер, человек по-другому смотрит на мир и по-другому к нему относится.

Психическая травма возникает, когда организм сталкивается с превосходящим его способность к адаптации стимулом и ста­новится не в состоянии регулировать этот стимул. Закон, обще­ство не могут вмешаться, не гарантируют защиту или помощь. Травма приводит к сильным стрессовым нарушениям длитель­ного характера. Подобного рода травмы наблюдали у ветеранов войны. Посттравматическое стрессовое расстрой­ство признано сегодня серьезным заболеванием. Исследование связи между травматизацией и регуляторными нарушениями, их последствий для эмоций и поведения свидетельствуют о воз­никновении так называемого комплексного посттравматическо­го нарушения. Комплексное нарушение предполагает потерю эмоционального контроля, трансформацию сознания, искаже­ние восприятия людей, появление проблем в межличностном взаимодействии, изменение системы ценностей и заболевания.

В данных исследованиях было, в частности, отмечено, что у людей, сталкивавшихся с межличностными травмами в раннем детстве, также развиваются аналогичные симптомы. Исследова­ние показало, что длительное последействие насилия, пережитого в детстве, исключительно остро и глубоко затрагивает развитие личности ребенка. Трагический парадокс заключается в том, что травматизация происходит в среде, которая должна обеспечить ребенку чувство защищенности. Ребенок не может научиться различать дружелюбие и агрессию, если те, от кого он ждет дружелюбного отношения, становятся агрессорами.

Попытки ребенка адаптироваться к парадоксальной, пси­хически дестабилизирующей ситуации требуют от него колос­сального эмоционального усилия. Но даже предпринятое уси­лие не гарантирует ребенку формирования стабильной, внятной, «надежной» картины мира. Эмоциональная дезориентация, явля­ющаяся следствием травмы, приводит к «деформации» познава­тельной деятельности. Она подрывает доверие ребенка к самому себе, к своей способности воспринять, понять и познать окру­жающее адекватным образом.

Не все жизненные драмы, не всякий несчастный случай обязательно нарушают развитие ребенка. Шок может оставаться в памяти, но не оказывать влияния на эмоциональное созревание и познавательную деятельность, особенно если рядом с ребенком в момент переживания находился взрослый, способный оказать ему эмоциональную поддержку. Однако постоянное применение силы и жестокость оставляют неизгладимый след, потому что к такой травме адаптироваться практически невозможно. Уси­лия, направленные на то, чтобы преодолеть последствия стресса физически и психически, оказываются не под силу маленькому человеку.

Опыт пациентов психотерапевтов свидетельствует: жестокость родите­лей не сравнима ни с каким другим переживанием. Например, мальчика бьет отец за какие-то небольшие прегрешения, да так, что он теряет зубы, и в то же время отец говорит ребенку, что он его любит. Какого рода отношение к миру, какое понимание воз­никает в подобном случае у ребенка? Или девочка, которую мать бьет по крайней мере раз в месяц так, что сама вынуждена вести ее потом в больницу — у ребенка оказываются переломы, ожоги и т. д. Опять-таки мать говорит, что любит девочку, что «делает все для блага» ребенка. Такие дети живут в условиях огромного напряжения, огромного стресса, последствия которого трудно переоценить.

С точки зрения ребенка, растущего в подобной атмосфере, каждый взрослый представляет потенциальную угрозу. Ребенок нуждается в безопасности, и чтобы защитить себя, он вырабаты­вает особую стратегию поведения. К сожалению, с точки зрения дальнейшей жизни, ценность такой стратегии невелика: она огра­ничивает возможности развития и общения растущего человека.

Экспериментальные и клинические исследования показыва­ют, что хронический опыт стресса, ассоциированного с травмой, влияет на весь организм человека, в первую очередь на мозг. Тень этого влияния падает на процесс мышления, процесс чув­ствования, на выработку стратегий поведения. В первые четыре года мозг ребенка достигает двух третей своего конечного объ­ема, и сложность самого процесса развития мозга исключительно велика. Усвоение знаний и навыков, эмоциональное формирование в эти годы жизни идут быстро. Стресс может привести к физиологическому и даже анатомическому ущербу определен­ных мозговых центров.

Стресс, перенесенный в раннем возрасте, часто становится причиной возникновения депрессивных расстройств. Ощущение пережитого в раннем детстве страха сохраняется на всю жизнь. Этот ранний опыт может отчасти быть компенсирован, однако следы его остаются на всю жизнь. Способность адаптироваться к переменам в жизненных условиях — исключительно важная способность человека. Человек адаптируется к изменениям, ко­торые происходят в мире. Такая адаптация, как правило, не при­водит к каким-либо нарушениям в самоорганизации человека. Наоборот, человек меняется и развивается. В норме стресс — это чрезвычайная реакция мобилизации с целью овладеть угрожаю­щей ситуацией. Стрессовые реакции (на гормональном, энерге­тическом, поведенческом уровне) важны для выживания любого биологического вида. Но если экстренные, чрезвычайные реак­ции становятся постоянным состоянием, то организм страдает.

На протяжении всей жизни человек ищет наиболее опти­мальные формы адаптации. Когда они перестают быть полезны­ми, им на смену приходят новые формы адаптации. При этом спусковым механизмом всегда является страх, который свиде­тельствует о том, что ситуация стала угрожающей. Например, когда мы готовимся к экзамену, мы испытываем возбуждение: дрожание рук, потливость, чувство беззащитности и бессилия. Это вызов нам, это вызов нашему мозгу, но в нормальных обстоятельствах мы находим способ справиться с ситуацией. Если мы успешно ее решаем, то видим, что такая стратегия помогает нам контролировать ситуацию, и мы испытываем облегчение, и на­ше уважение к себе, чувство собственного достоинства растет, подтверждая нашу способность справляться с трудностями.

Когда задача становится невыполнимой, ситуация становит­ся слишком угрожающей, когда мы не способны адаптироваться, мы испытываем ужас. Мы продолжаем искать какие-то решения, но бремя оказывается чрезмерным, энергия, которую мы тратим, нам не по силам, тогда мы теряем доверие к себе и к сво­им способностям. Именно это происходит с детьми, когда они сталкиваются с жестокостью и насилием. Нагрузка — интел­лектуальная и эмоциональная — оказывается им не по силам. Например, младенец демонстрирует стрессовую реакцию, когда его фундаментальные потребности не удовлетворяют. Человек вырабатывает определенные реакции в ответ на неудовлетворе­ние его основных потребностей. Это всегда происходит во вза­имодействии с другими людьми. Нарушение психосоциальных отношений чаще всего является спусковым крючком для стресса.

Угроза, давление не обязательно должны быть реальными, они могут быть предполагаемыми, и все же вызывают стрессовую реакцию. Мозг фиксирует все «ключевые» моменты и пережива­ния, как негативные, так и позитивные. Например, если человек с младенчества хорошо адаптируется к новым ситуациям, у него возникает ощущение компетентности, способности справлять­ся с проблемами. Если ребенок наблюдал достаточно хорошо адаптированного взрослого и перенял у него ролевую модель, по­зволяющую справляться с ситуацией риска, стрессовые ситуации фиксируются в сознании как поддающиеся контролю. Чем чаще мы имеем позитивный опыт контроля над собой и над ситуацией, тем больше ощущение уверенности в себе, тем лучше оно укоре­нится в нашем сознании, и в ситуациях риска мы станем вести себя адекватно, адаптивно. Человек, имеющий положительный опыт адаптации, испытывает меньше страха и тревоги, больше уважения к себе и к другим. Стратегия адаптации к стрессовой ситуации зависит от раннего опыта человека.

(окончание следует)

Для желающих получить конкретную помощь


 

·                    Опишите подробно проблему

После вашего письма я смогу сделать анализ ситуации и приступить собственно к помощи

·                    Вариантом помощи могут быть несколько платных консультаций либо по e-mail либо on-line на ваше усмотрение.

·                    Другой вариант работы - платный дистанционный курс "12 уроков жесткой любви", это виртуальный тренинг преодоления созависимости.

·                    Самый сложный, но наиболее действенный вариант - пройти очный тренинг  "Самозащиты женщины". Сложный - потому что надо выяснить, где он состоится в ближайшем от вас населенном пункте, либо организовать его в своем городе, пригласив тренера. Заинтересованные могут написать письмо, я вышлю программу.

·                    Планируется on-line семинар для читателей рассылки.  Он состоится при наборе определенного количества участников.

Выбирайте, пожалуйста, что подходит вам.

 


Для желающих написать мне письмо


  • Я оставляю за собой право опубликовать любую часть вашего письма, если запрета на публикацию нет. 
  • Вы можете предложить тему, которую хотели бы видеть в следующем выпуске рассылки.
  • Настоятельно рекомендую  подписываться каким-нибудь именем, т.к. мне сложно отвечать в пустоту.
  • Если вы боитесь "пауков", которые собирают адреса и рассылают спам, символ "@" в вашем e-mail можно заменить на "*", "#" или просто "(собака)".

автор рассылки: Сарьяна Пономарева
психолог
mailto:
lacerta6@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 


В избранное