Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им пользуются.
Габриэль Лауб
НЛП изначально начиналось с попытки понять такую странную вещь, как мастерство. Успешность. Выяснилось, что всякие древние ребята были правы – дело в голове. Вернее в её содержимом. Ещё вернее, в том, как это содержимое организовано. Короче – успешные думают немного по другому, чем не успешные.
- Вау, какое великое открытие! - скажете вы. И будете правы. Потому что НеЛПеры - люди жадные (в хорошем смысле этого слова). Им было мало философски понять данную вещь, им ещё хотелось самим стать успешными. И начать продавать методику успешности другим. Для этого нужно было не просто понять, а построить действующую на самом себе модель. То есть реально действующую. И это касалось не только зарабатывания денег. Успешность ведь для каждого своя (что тоже выяснили в процессе долгого
изучения и изнурительных исследований). Успешность – это получение того что хочешь, желательно с минимальными затратами. Правда минимальные затраты – это уже эффективность. Так что мастерство, успешность и эффективность оказались запряженными в одну телегу. Осталось направить их всех в одну сторону
В ходе моделирования стратегий успешных людей выяснилось, что, прежде всего, они знают, чего хотят. Конкретно знают. Чётко ставят цели.
Есть история. В одном американском университете проводили исследования среди студентов. Кто как планирует свою жизнь и ставят цели. Выяснилось, что у 85% цели вроде как есть, но они их не записывают. Еще 10% эти цели записывали. И ещё 5% записывалиопределённым образом.
Через десять лет посмотрели, кто сколько из этих студентов зарабатывает (Америка – у них других критериев успешности нет, не то что у нас). Догадываетесь? Ну да, эти последние 5% зарабатывали больше, чем остальные 95% вместе взятые.
Возвращаемся к успешным людям. Второе, они были достаточно чутки, чтобы понять, что цель достигнута. Смешно, правда? – Ну что, я ну узнаю, что я уже счастлив? – скажете вы. И будете … Про вас конкретно я не знаю, но вот большинство "нормальных" людей почему-то узнать этого не могут. Но про это отдельно.
И третье, они были достаточно гибки, чтобы менять то, что они делают для достижения этой самой цели.
Ещё одна история. Ещё один эксперимент. Классика. Есть такое направление в психологии – бихевиоризм. Эти люди считают себя (и других людей) просто очень сложными животными. И любят мучать крыс: бьют их током, заставляют бегать их по лабирантам и вытворяя с ними прочие забавные вещи.
И вот эти бехивеористы в одном так же американском университете, решили всё-таки выяснить, чем отличается человек от крысы. Кроме размера и наличия хвоста. Для этой цели они построили два одинаковых по структуре лабиринта. Побольше – для людей, поменьше – для крыс. Приманкой людям была бумажка в 5$, для крыс – кусочек сыра.
Выяснилось, что на уровне обучения прохождения лабиринта практически нет: и крысы и люди обучались одинаково хорошо. Различия появились после того, как приманку убрали. Крысы после второго прохождения просто отказывались входить в лабиринт. А люди даже по ночам приходили и бегали по лабиринту в надежде, что…
Это я к тому, что "нормальные" люди крайне не гибки. Они стараются делать всё одним и тем же способом. Даже если он не срабатывает. А вот успешные люди в этом смысле ближе к крысам – они способны меняться.
Подведём итог. Эти три умения успешных людей:
Цель
Чувствительность
Гибкость.
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Цель.
Итак, первый и, возможно, самый главный навык – это как правильно ставить цели. Этому можно посвятить кучу семинаров. Но, в любом случае, нам нужно понять, что мы хотим получить. А это не так просто сделать. Есть такая штука, как "Хорошо сформулированный результат". Там прописано, каким критериям удовлетворяет "хорошо сформулированная цель" и как её такой сделать.
Но это если есть что формулировать. У большей части народа и формулировать-то собственно нечего. Общее состояние: - Чего-то хочется, а чего не знаю. Для таких случаев припасена "Стратегия Гениальности Уолта Диснея". Как явствует из названия, стратегия была считана с Уолта Диснея, который, кроме того, что был гениальным мультипликатором, ещё был и гениальным бизнесменом. Так вот, эта стратегия позволяет превратить некое смутное желание, мечту, в конкретную цель.
Так же важно понять, как разобраться с собственными животными в голове. Я тараканов имею в виду. Которые там у каждого свои. И задача НЛП – чтобы у каждого были только те тараканы, которые ему нужны. А если не тараканы – то именно те насекомые (или животные), которые нравятся именно этому конкретному человеку.
Понятно, что его что-то не устраивает. Но это не мечта, это наоборот. Что-то внутри такое мешается. И хочется это убрать. Чтоконкретноубрать пока непонятно, но убрать нужно точно. Потому что мешает. Такие штуки обычно называют проблемами.
Для того, чтобы это смутное, которое мешает, вытащить на свет, существует так называемая "Мета-модель". Это набор вопросов, ответы на которые помогают конкретизировать вышеназванную проблему. А потом превратить её в задачу.
Ещё одна загвоздка с целями. Особенно с теми, которые связаны с изменением. Бывает так, что вы делаете нечто, даже если это вас сильно не устраивает. И причина этого, так называемая, "вторичная выгода". Если бы вы не получали выгоду, давно бы делали что-нибудь более приятное и полезное. "Вторичная выгода" - это те дивиденды, которые вы получаете от чего-то.
У бабушки регулярно болит сердце – и это неприятно. Но болезнь сердца может помочь ей "строить" всю семью и требовать проявления внимания. Курение часто даёт выгоду в виде возможности завязать знакомство, расслабиться, разбить время и т.д.
Так что большой и важный блок разобраться с этими вторичными выгодами: как их компенсировать, как научиться получать доступ к нужным состояниям другим путём. И путь этот должен быть не менее эффективен и доступен! Задачка не из простых.
Хотя проблема/задача - это только вопрос отношения к ситуации. Проблема – это когда человек концентрируется на препятствии, задача – когда он концентрируется на цели, которую это препятствие загораживает. Правда концентрация на препятствии приводит, в отличие от концентрации на цели, в дурное расположение духа. Но уж так устроено.
И тут встаёт вопрос: "Как думать о ситуации?" Получается, что можно думать о ней, как о проблеме, а можно - как о результате. В зависимости от того, как думаете, и цель будет определяться по-разному.
Именно поэтому в НЛП есть много разных моделей (то есть способов думать, принципов описания) мира и человека. И хотя в определённое мере это относится к гибкости, но скажем об этом здесь.
Одна из самых важных моделей – это модель Логических Уровней. С её помощью можно связать между собой: наше поведение, наши способности, наши убеждения и ценности и то, что называется Личностным Своеобразием, Идентичностью. И определить своюмиссию, то есть цель целей: Самое Важное. И эта модель позволяет связать нашу духовность и наши высшие цели с "повседневностью": что, когда, где, с кем и что делать. Она позволяет найти пути реализации наших идей в реальном мире.
И сделать так, чтобы наши мелкие повседневные цели имели более глубокий и важный смысл.
Так же ещё есть модель SCORE, которая связывает между собой прошлое настоящее и будущее. Она связывает наши цели, их причины и последствия достижения этой цели. А так же то, что нам понадобится для достижения этой цели.
И ещё много моделей. Считанных или созданных на основе того, как думают действительно успешные люди. Как они определяют свои цели.
Чувствительность.
После того, как вы поставили цель, нужно понять, как вы узнаете, что цель достигнута, проблема решена. Это важно - в каждый момент времени отслеживать: приближаетесь вы к цели или отдаляетесь. При всей очевидности данного пункта очень многие его игнорируют. А зря. Нарисовали себе план и идут по пуктам. Часто не замечая, что мир вокруг давно изменился или выбранный способ уже не работает, не дает нужного результата. Поэтому, чтобы не превратиться в человека, который "бьется головой
о стену", настоятельно рекомендуют после каждого сделанного шага отслеживать: приближаетесь вы к цели или все-таки отклоняетесь.
Гибкость.
И тут совершенно логично на арену выходит гибкость - умение менять способы достижения цели соответственно сложившейся ситуации. Чтобы не повторять опыт людей, продолжающих ходить в лабиринт за сыром, которого давно уже нет, как в описанном выше примере. Если вы что-то делаете, но результата не получаете, попробуйте сделать что-то другое или по-другому. Просто, если различать, что для вас является целью, а что средством.
Вспоминается известный НЛПерский анекдот.
Стоит девушка, ловит машину, вытянув руку. Останавливается автомобиль.
Девушка: "Такси?"
Водитель:
"Такси."
Девушка: "А где шашечки?"
Водитель: "Девушка, Вам шашечки или ехать?"
И еще одна мысль напоследок. Главный нюанс заключается в том, что у нас нет другого метода воздействия на мир и достижения собственных целей, кроме как самим собой. Мы сами – это наш главный и единственный инструмент. И настраивать надо именно его. Навыкам управления самим собой и учатся участники на тренинге "Самопрограммирование и работа с состояниями". И рассматриваемым в этом выпуске фишкам, кстати, тоже.
Продолжение следует…
Руководитель Центра
НЛП-тренер, специалист по Эриксоновскому гипнозу Цуркина Татьяна Сергеевна tsurkina@center-uspeh.ru