Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка Белгородского тренингового центра "Успех" Выпуск #11


Белгородский консультационно-тренинговый центр "Успех"

Выпуск №11

 

Архив рассылки

Здравствуйте, дорогие друзья!

Тема сегодняшнего выпуска:

НЛП и манипуляция.

 

Условимся понимать под манипуляцией - оказание явного или скрытого психологического воздействия на сознание человека или общественных масс с целью совершения или не совершения определенных действий.

Манипуляция

Я бы хотела обратить ваше внимание на такое распространенное убеждение, что манипуляция, это плохо. Манипуляция, это действительно плохо, но только тогда, когда вы не берете на себя ответственность за то, что вы делаете. Потому что в действительности, манипуляция, это то, что мы все время делаем друг с другом, когда общаемся.
Сейчас объясню подробнее.

Общаясь, люди всегда, причем, как правило, бессознательно, стремятся получить от собеседника какую-либо реакцию, начиная от простого внимания, заканчивая одобрением, согласием или каким-либо поведением. Поэтому любое общение, если оно не пассивно на 100%, уже будет манипуляцией.
Так что если у вас есть какие-либо цели, связанные с другими людьми (а это те цели, которых вы не можете достичь в одиночку - почти все цели современного социального человека), то общаясь с ними, вы будете вынуждены ими манипулировать. Иначе просто не будете достигать своих целей.

Мы все постоянно друг другом манипулируем, сознательно или бессознательно этопроисходит, это не имеет значения.И утверждать же, что этого не происходит, значит снимать с себя ответственность.

И еще один момент. Явной, или скрытой будет манипуляция - не имеет особого значения, так как перед каждым своим действием, жестом или словом, говорить собеседнику, какую реакцию мы от него хотим получить, согласитесь, будет абсурдно. И, в то же время, от того что вы сначала скажете человеку, чего вы от него хотите, а потом сделаете все, чтобы это получить, это не перестанет быть манипуляцией. Просто это будет открытой манипуляцией, вот и все.

Поэтому давайте просто признаемся себе (если мы это еще не сделали;)), что мы манипулируем друг другом, и просто возьмем на себя ответственность за свои действия. Это будет, как минимум честно.

Этика манипуляции

Если уж так получается, что если мы общаемся, то мы не можем не влиять друг на друга, то как же теперь быть? В смысле, если уж я все равно манипулирую, то как мне это делать, чтобы это не было нехорошо для других?

Ответ очень простой, и известен испокон веков: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

...Стоп! Это не значит, что нужно навязывать всем то, что хочешь сам. Все люди разные, и у всех свои цели, ценности и желания. Поэтому принцип гармоничного общения (или экологичной манипуляции), это уважение чужих целей, ценностей и интересов.
Для этого достаточно просто задуматься на секундочку: "А мне бы на его(ее) месте понравилось бы такое действие в мой адрес?". И все, вы получаете ответ на вопрос, этична ли ваша манипуляция. Или, проще говоря, хорошо ли вы поступаете с этим человеком в этой ситуации. Главное, это быть честным с самим собой, задавая этот вопрос. Иначе он не имеет смысла.

 

И тут возникает один замечательный вопрос. А что если я не буду брать на себя ответственность за свои действия, и буду делать все что хочу? Или аналогичный ему: "Да фиг с ней с ответственностью, кто узнает? Кто спросит? Кто?!... Да я его тогда...!".

И вот тут мы подходим к главному, что необходимо понимать в вопросе манипуляции.

Системные эффекты

То, что любое действие будет иметь последствия (вопрос: какие?), понимают все. А вот то, что это правило относится к каждому нашему действию, к сожалению, люди не всегда помнят.

А бывает так: поблагодарил коллегу за случайный комплимент, ему стало приятно, и он обмолвился в разговоре в курилке, что вы "свой парень" и ненароком поднял ваш "рейтинг". А когда стали решать всем отделом, кого из передовиков путевкой поощрить, за тебя вдруг проголосовало больше.
Или не поблагодарил коллегу за тот же комплимент, и там где тебя должно было ждать "везение", его просто не случилось.
Точно так вы можете где-то с кем-то согласиться просто изуважения к чужой точке зрения, и потом он согласится с вами, когда вы будете шефу презентовать свой новый проект.

В НЛП такие "последствия" называются - системные эффекты (когда взаимодействие людей рассматривается, как взаимодействие элементов одной системы). Просчитать их полностью невозможно, но предугадать очевидные или предположить тенденции - вполне реально. И, я думаю, вполне понятно, почему нам выгодно создавать больше позитивных системных эффектов и меньше негативных.И думаю, из примера понятно, как это можно делать.

Но это еще не все. Информация имеет тенденцию накапливаться в сознании людей и в "общественных архивах" вроде форумов, писем, публикаций и т.д. И, скопившись, она становится самоподдерживающейся. Знакомая ситуация: "Да разве ж он мог такое сказать?! Я его давно знаю! Это не в его стиле."? Сложившаяся репутация заставляет людей верить в то, к чему они привыкли и будет поддерживать эту веру. Такова природа человеческого мышления.
Как говорил Михаил Романович Гинзбург (большой специалист в Эриксоновском гипнозе): "Сначала вы работаете на зачетку, а потом зачетка работает на вас".

Таким образом, выходит, что системные эффекты наших сегодняшних дел могут вернуться к нам сегодня же, а могут где-то накопиться и аукнуться лет через пять. И если мы хотим получить какой-либо эффект как можно быстрее, нужно просто быстрее и больше "нарабатывать зачетку". И наоборот, если мы не хотим получать этот эффект.

Однако стоит помнить, что от одного действия системных эффектов может быть несколько. И, создавая одни эффекты, "в нагрузку" мы можем получить еще и другие. Так, выслуживание перед начальством может принести вместе с расположением шефа и отдаление коллег. Имидж успешного работника - вместе с предпочтением руководства, завиcть менее успешных, но не менее амбициозных сослуживцев. Изобильное внимание к клиенту вместе с его расположением и повышенные требования к обслуживанию, а то и к цене.

Поэтому, чтобы учитывать максимум возможных эффектов, стоит делать две вещи:

  1. Вставать на позицию человека (группы), к которому обращена коммуникация, и из его позиции смотреть, устроит ли его эта коммуникация в это время, в этом месте и в этой ситуации.

  2. Вставать на позиции всех остальных участников коммуникации, и смотреть, все ли устроит их в этой ситуации.

Но ведь, возникает мысль: сделать так, чтобы не вызвать негативных эффектов, во многих случаях просто невозможно? Например, как только ты становишься богатым, десятки людей начинают тебе завидовать. Или, если у тебя есть конкуренты в бизнесе, то привлекая рекламой клиента к себе, ты лишаешь его конкурента. Разве не так?

Да, так. И здесь самое время вспомнить о разделении ответственности. Одно дело, чье-то недовольство по поводу твоего успеха, и другое - чье-то недовольство в следствие твоего успеха.

Иными словами, если ваш успех достигается за счет того, что кто-то что-то теряет, не получая ничего достойного взамен - это не успех, а кража. (Не покупайте рыбу у Василия, она у него костлявее, чем у меня.)

А если вы достигаете успеха при равноценном обмене (на который согласились бы сами), тогда это честный успех. (Если вы купите рыбу у меня, то я вам, как своему клиенту, дам уникальный рецепт таежной ухи, доставшийся мне по наследству от дедушки - большого специалиста по рыбе.) Или, раз уж мы говорим о манипуляции - честная манипуляция.

Но как это связано с системными эффектами? Очень просто. Помните закон сообщающихся сосудов? Чтобы из одного сосуда вода перешла в другой, нужно, помимо прочего, еще и чтобы из другого сосуда часть воздуха перешла в первый. Иначе разница в давлени просто не пустит воду.

Так вот, это так же и один из законов системной коммуникации. В общении невозможно что-то получить, не отдав ничего взамен, и, как ни странно, невозможно ничего отдать, не получив ничего за это. Вопрос лишь: что?

Стратегия "выигрыш-выигрыш"

Зачем заставлять человека что-то делать, когда можно просто вызвать у него желание к этому? Понятно, что заставить проще, но ведь при этом и намного дороже. Может быть не сразу, но так в будущем. (Если не понятно, почему дороже, перечитайте предыдущие два абзаца).

Впрочем, когда у человека в руках пистолет, а на шее петля, и таймер отсчитывает оставшееся ему время, я могу понять его попытки заставить кого-то что-то сделать. Но если это просто семейный разговор, или обычная рабочая ситуация?

В любых отношениях всегда существует внегласный контракт. (А то и гласный.) И если один человек согласился сделать что-то для другого, то он сам от этого что-то получает.
И, скажу сразу, бескорыстия тут не бывает, потому что сама идея "быть бескорыстным" уже корыстна.
А если кто-то что-то делает другому "за так", то ему самому либо интересно это делать, либо полезно, либо он это делает все-таки не совсем "за так".
И здесь совершенно справедливо, что многие люди (и я в том числе) получают искреннее удовольствие делая другим подарки.

Стратегия "выигрыш-выигрыш" заключается в том, что мы не заставляем человека думать, какие выгоды он получит, сделав то, что нам нужно, а просчитываем его выгоды сами и просто предлагаем их ему вместе с просьбой или "контрактом". Знакомый пример: "Пиво с креветками хочешь?Давай ядам денег, а ты сходишь?"
Примерно по той же схеме работает популярная в некоторых компаниях стратегия "проталкивания" своего проекта: "Шеф, вы на той неделе классную идею подали! Я нашел способ ее реализовать..."

В бизнесе, например, стратегия "выигрыш-выигрыш" - это чистая продажа. Любой мало-мальски грамотный продавец знает, что люди покупают не товар, а выгоды, которые он им принесет. Поэтому классическая схема продаж начинается с выявления потребностей клиента, или определения контекстаиспользования товара, что тоже самое.

Как видите, "выигрыш-выигрыш", это тоже манипуляция. Причем, порой, в особо крупных масштабах. Но, манипуляция, надо заметить честная.

Берите на себя ответсвенность за свои действия, просчитывайте по максимум последствия и манипулируйте на благо свое и окружающих!

Успехов и процветания во всех сферах жизни!

Продолжение следует…

Руководитель Центра
НЛП-тренер, специалист по Эриксоновскому гипнозу
Цуркина Татьяна Сергеевна
tsurkina@center-uspeh.ru

 

 


В избранное