Поздравляю всех с наступающим праздником 1-го Мая, желаю
Вам трудится в меру и ощутить всю романтику весны!
Сегодня мы поговорим о том, как лучше понять человека,
разберём такое понятие, как «чтение мыслей» и научимся создавать прочные
коммуникативные связи с людьми.
Часто мы не понимаем своего собеседника и также часто он не
понимает нас, но что нужно предпринять, чтобы избежать «не понятливости»? Для
этого мы разберём термины, которые в НЛП служат для повышения взаимопонимания во
между людьми.
Первыми мы рассмотрим модальные операторы необходимости.
Модальные операторы необходимости появляются в вида слов: "следует", и "не
следует", "должен" и "не должен", "обязан" и "не обязан". Существуют некоторые
правила повседневного поведения, но эти правила не выражаются явно. Каковы
последствия - реальные или воображаемые - нарушения этих правил? Они вскрываются
с помощью вопроса: "Что бы произошло, если бы вы все-таки сделали (или не
сделали) это?". Чтобы лучше понять эти операторы, разберём группу вопросов:
"Я должен всегда ставить на первое место других" ("Что
произойдет, если ты этого не сделаешь?")
"Я не должен разговаривать на лекции"("Что произойдет, если
ты все-таки заговоришь?")
"Вам следует мыть руки перед едой"("Что случится, если вы
этого не сделаете?")
Как только эти последствия и доводы стали для вас явными,
они могут быть обдуманы и критически оценены, в противном случае они будут
ограничивать выборы и поведение.
Правила поведения, очевидно, являются важными, и
общество держится на кодексе морали, но существует огромное различие между "Тебе
следует быть честным в своем бизнесе" и "Тебе следует чаще ходить в кино".
"Следует" и "не следует" часто привлекают такие моральные суждения, которых они
недостойны.
Обнаружить скрытое можно, лишь спросив: "Что случится,
если...?"
Открытия совершаются только с помощью вопросов: "Что
произойдет, если ?... я буду все время плыть на запад? я смогу двигаться со
скоростью света?... у меня появится возможность получить пенициллин? Земля будет
вращаться вокруг Солнца?" Подобные вопросы лежат в основе научного метода.
Если я говорю ребенку: "Ты должен уметь делать это", -
то я тем самым лишь выражаю свое убеждение. Я не смогу здраво ответить на
резонный вопрос: "А что произойдет, если я не смогу сделать это?"
Поскольку нас интересуют способности, то гораздо легче
думать в терминах того, что человек может или не может делать, чем того, что он
должен или не должен уметь делать.
Использование "должен" на уровне способностей часто
воспринимается как упрек: вы обязаны уметь делать это, но не можете, так
вводится совершенно неуместное чувство провала. Использование "должен" таким
способом с самим собой или с другими людьми является превосходным способом
вызывать мгновенно чувство вины (потому что правило нарушено), создавая
искусственную брешь между ожиданиями и реальностью. Являются ли ожидания
реалистическими? Является ли правило полезным или подходящим? "Должен" часто
является реакцией сердитого упрека со стороны человека, который не имеет прямого
доступа ни к гневу, ни к ожиданиям, а также не берет на себя ответственности за
них.
Смысл модальных операторов необходимости - "Я не
должен ("Я должен") - выясняется с помощью вопросов: "Что бы случилось, если бы
вы сделали (не сделали) ?"
Квантификаторы:
Человек берёт один пример в качестве представителя ряда
различных возможностей, Если бы мы не обобщали, мы вынуждены были бы делать
различные вещи снова и снова, и думать о всех возможных исключениях и оговорках
- это отнимало бы слишком много времени, Мы сортируем наши знания в обобщенные
категории, но мы получаем знания прежде всего путем сравнения и оценки различий,
и это важно для продолжения сортировки различий, так что обобщения могут быть
при необходимости изменены. Порой нам необходимо быть конкретными, и мышление в
терминах обобщений тогда оказывается запутанным и неправильным. Каждый случай
требует своего подхода. Существует опасность не увидеть отдельных деревьев в
лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются, а кучу под одним
названием.
Человек, который думает, что он всегда прав,
представляет собой большую опасность, чем тот, который думает, что он всегда
ошибается. В худшем случае это может означать предубеждение, узколобость и
дискриминацию. Обобщения представляют собой лингвистический пух, который
засоряет коммуникацию.
Обобщения часто выражаются словами типа "все",
"каждый". "всегда", "никогда" и "никто". Эти слова не допускают никаких
исключений и известны как универсальные квантификаторы. В некоторых случаях они
отсутствуют, но подразумеваются, например: "Я думаю, что компьютеры - это пустая
трата времени", или: "Рок-музыка - это вздор". Вот еще несколько примеров"
"Индийская пища ужасна на вкус".
"Дома слишком дорого стоят".
"Артисты - интересные люди".
Универсальные квантификаторы являются парадоксально
ограниченными. Расширение утверждения до такой степени, чтобы оно покрывало все
возможности (или отвергало все возможности), делает исключения трудно
обнаружимыми. Вот и создан фильтр восприятия, или само оправдывающееся
пророчество: вы будете видеть и слышать лишь то, что ожидаете увидеть и
услышать.
Если человек говорит: "Я никогда ничего не делаю
правильно". Чтобы верить в это, он должен замечать только те моменты времени,
когда он ошибался, и забыть или не принимать в расчет все ситуации, в которых он
был прав. Никто не может абсолютно все делать неправильно. Такого полного
несовершенства не существует. Человек ограничивает свой мир тем, как он говорит
об этом мире.
Некоторые люди сомневаются в своих способностях, например,
для того, чтобы поставить под сомнение универсальный квантификатор в
утверждении: "Я никогда ничего не делаю правильно", - ищите исключение: "Вы
НИКОГДА ничего не делали правильно? Не могли бы вы вспомнить хотя бы один
случай, когда вы все-таки делали что-то правильно?".
После того, как человек вспомнит то случай, когда он делал
что-то правильно, то с помощью этого вопроса он получит большую уверенность в
своих силах.
С помощью этих понятий можно проанализировать то, что
пытается сказать нам человек, подтолкнуть его на более высокую ступень
уверенности в себе. А можно ли прочитать мысли человека? Да мы очень часто
читаем мысли, даже не задумываясь над этим. Но что понимается в НЛП под «чтением
мыслей» и когда оно возникает?
Чтение мыслей возникает тогда, когда человек
предполагает или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой
человек думает или ощущает. Мы часто делаем это. Иногда это является интуитивной
реакцией на некоторые невербальные сигналы, которые мы замечаем на неосознанном
уровне. Часто это чистая галлюцинация или то, что мы сами думали или чувствовали
бы в такой ситуации: мы проектируем наши собственные мысли и чувства и
переживаем их так, как будто они пришли от другого человека. Скряга всегда
считает всех остальных людей скупыми. Те, кто занимается чтением мыслей, часто
думают, что они правы, но это не является гарантией того, что так оно и есть.
Зачем гадать, если вы можете спросить?
Существует два основных типа чтения мыслей. В первом
типе человек предполагает, что он знает о том, что другой думает. Рассмотрим
несколько примеров:
"Антон несчастен".
"Могу сказать, что ей не понравился подарок, который я
ей подарил",
"Я знаю, что придает ей силы",
"Он был разгневан, но не показывал вида".
Должны существовать веские сенсорно-обоснованные
доказательства для того, чтобы приписывать мысли, чувства и мнения другим людям.
Вы можете сказать: "Антон в депрессии", - но было бы более полезным сказать:
"Антон смотрит вниз и направо от себя, мускулы его лица расслаблены и дыхание
поверхностное. Уголки рта опущены и плечи ссутулены". Это и будет точным
доказательством того, что Антон находится в депрессии.
Второй тип чтения мыслей является зеркальным
отражением первого и предоставляет другим людям власть читать ваши мысли. Как
правило, это используется для того, чтобы затем упрекнуть их в том, что они не
понимают вас, когда вы думаете, что они должны были бы понять. Вот некоторые
примеры:
"Если бы ты любил меня, ты бы знал, чего я хочу".
"Ты что, не знаешь, как я чувствую себя?"
"Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои
чувства".
"Тебе следует знать, что мне это нравится".
Человек, использующий такой метод общения, не сможет
понятно объяснить другим, чего он хочет; предполагается, что другие каким-то
образом знают об этом. Это может привести к первоклассной ссоре.
Способ подвергнуть сомнению чтение мыслей заключается
в том, чтобы спросить, каким конкретно образом он узнает, что вы думаете. Или, в
проектируемом чтении мыслей, как именно, по вашему мнению, он должен знать, что
вы чувствуете. Эти вопросы помогут хотя бы чуть-чуть снизить накал ситуации, а
при продолжении задавания вопросов такого характера свести её на нет.
До сих пор наше внимание было занято исследованием
сенсорной чувствительности, способностью держать свои чувства открытыми и
замечать реакции окружающих нас людей. Это состояние, когда наши органы чувств
настроены на восприятие внешнего мира, в НЛП обозначается термином аптайм. Кроме
того, существуют состояния, которые погружают нас глубже в нашу собственную
реальность, в наш внутренний мир.
Оторвитесь на минуту от этой статьи и вспомните то
время, когда вы были погружены в собственные мысли...
Вероятно, вам пришлось сильно задуматься, чтобы это
вспомнить. Вы обратились внутрь себя, к внутренним картинам, звукам и ощущениям.
Это состояние, с которым все мы хорошо знакомы. Чем глубже вы уходите в себя,
тем меньше вы начинаете осознавать внешние воздействия. "Глубоко задумавшись" -
это хорошее описание такого состояния, известного в НЛП под названием даунтайм.
Ключи доступа погружают вас в даунтайм. Всякий раз, когда вы просите кого-нибудь
обратиться внутрь себя и визуализировать, воспроизвести звуки и ощущения, вы
просите его погрузиться в даунтайм. Даунтайм возникает тогда, когда вам
необходимо помечтать, составить план, пофантазировать и подумать о новых
возможностях.
Практически мы редко полностью находимся в аптайме или
в даунтайме, наше повседневное сознание представляет собой смесь частично
внутреннего и частично внешнего осознания. Мы обращаем наши органы чувств внутрь
себя или вовне в зависимости от обстоятельств, в которых находимся.
Вы можете получить доступ к бессознательным ресурсам
непосредственно путем индукции и используя разновидность даунтайма, известную
как транс. Что такое транс и, какие возможности открываются перед человеком,
который научился контролировать транс, мы поговорим в следующем номере рассылки.
Если у Вас есть какие-либо вопросы или пожелания, или вы
хотите покритиковать мои статьи, то вы можете не стесняться и присылать мне
письма на мой e-mail: