Друзья мои, в нашей стране ещё нет должной настороженности в плане выявления аутизма и так называемых расстройств аутистического спектра... Для того, чтобы как можно раньше выявлять то или иное болезненное состояние — надо о нём знать... Причём не только врачам, но и педагогам... и родителям, конечно же... А у нас пока ещё нет культуры подготовки к тому, чтобы стать родителями... Не просто стать биологическими родителями — слава Богу, если молодые люди перед тем, как зачать ребёнка знают что это надо делать
в трезвом состоянии... У нас по сию пору даже об этом далеко не все знают... И пьют горькую на свадьбах почём зря... Не все знают и о том, что ребёнка кормить надо будучи трезвой и некурящей... На это знание тоже многим наплевать... А уж об аутизме...
Сдаётся мне, что не все врачи об этом заболевании знают. Что уж тут говорить о педагогах и родителях... Именно поэтому я позволю себе отреагировать на письма и телефонные звонки людей с просьбой рассказать об аутизме и чем можно помочь в этом случае...Итак, аутизм -это нарушение развития центральной нервной системы (головного мозга). И для него свойственны разнообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или в раннем детском возрасте и устойчивое течение этого расстройства, как правило, без
ремиссий. Во младенчестве стоит обратить внимание на такие симптомы, как искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные проявления испуга и сильный плач в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей ребёнка среды. И ещё не следует оставлять без внимания слабые реакции ребёнка на сильные раздражители; на ослабление реакции на позу матери во время кормления, часто незначительным является проявление удовольствия после кормления. У детей искажаются реакции так называемого
''комплекса оживления'' у ребёнка... Сразу же вкратце расскажу вам об этом ''комплексе оживления''... Итак, комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому и формируется он примерно с третьей недели жизни малыша - появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем— улыбка, голосовое проявление (вокализация) и двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащённое дыхание, радостные вскрики и пр. проявления
удовольствия... На втором месяце при нормальном развитии дитя комплекс оживления отмечается в полной мере. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего ''комплекс оживления'' распадается, преобразуясь в более сложные поведенческие реакции. ''Комплекс оживления'' включает четыре основных компонента: 1 – замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2 – улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; 3 – двигательное оживление
– движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.; 4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа ''кх'', ''гк'' и пр.), гуление (характерные протяжные звуки и пр.).
При дефиците общения со взрослыми членами семьи появление ''комплекса оживления'' задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативно-личностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности ''комплекса оживления''. Слабая выраженность каких-либо компонентов этого ''комплекса оживления'' может быть признаком анатомической или
физиологической несостоятельности различных анализаторов.
Необходимо отметить, что одного симптома недостаточно для определения аутизма у ребёнка; для установления диагноза требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Другие аспекты, такие как избирательность в еде, тоже часто встречаются при аутизме, но при диагностике несущественны.
Аутизм— такое состояние, которое характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира и скудостью выражения эмоций.
Меня и в письмах, и в телефонных обращениях, и при встречах спрашивали о расстройствах аутистического спектра (РАС) — что это такое... Отвечу так, как написано в специальной литературе — это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Итак, к расстройствам аутистического спектра врачи-специалисты относят: собственно аутизм (синдром Лео Каннера); синдром Аспергера; детское дезинтегративное расстройство; синдром Ретта; неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм).
Неспецифическое первазивное расстройство развития (атипичный аутизм) диагностируют у пациентов с трудностями социального взаимодействия и коммуникации или ограниченными моделями поведения и интересами, но без полного соответствия критериям аутизма либо другого первазивного расстройства развития. Отсюда не следует делать вывод, что атипичный аутизм легче других расстройств аутистического спектра. Отсюда вытекает лишь то, что такие люди не соответствуют другим диагностическим критериям, но, тем не менее,
обладают расстройством, влияющим на коммуникацию, на социализацию и на поведение.
Как и при других первазивных расстройствах развития, для диагностики неспецифического первазивного расстройства развития нужен коллектив экспертов. Человека надо полностью обследовать, вовлекая медицинский, социальный, адаптационный, сенсорно-моторный и коммуникационный анамнез. Кроме того, требуются шкалы оценки поведения, прямое наблюдение, психологическое, образовательное, коммуникационное и профессиональное тестирование.
Врачи обратили внимание на то, что у детей с атипичным аутизмом интеллект сохраннее, чем у классических аутичных детей. Помимо того, дети с атипичным аутизмом позже попадают в поле зрения врачей-специалистов. А надо бы, чтобы это случалось как можно раньше... И педагоги (в том числе и в детских садах, а не только в школах) и сами родители (и бабушки-дедушки тоже) должны знать об этом...
А теперь внимание, дорогие друзья! Самое пристальное внимание! Группа учёных-психологов провели очень серьёзное большое исследование и выявили интереснейший факт... Оказывается, домашние животные помогают детям с аутизмом (в том числе и с атипичным) улучшить социальные и адаптивные навыки. Исследованием этой огромной проблемы занимался известный учёный - профессор Гретхен Карлайл. Он изучил данные о семидесяти семьях, в которых проживали дети, страдающие аутизмом. Возраст детей варьировал от 8 до 17 лет. Особое внимание этот выдающийся врач и учёный обратил на наличие в доме домашнего животного - будь то собака или кошка или кролик или морская свинка. Исходя из полученных результатов проведённого исследования, профессор Карлайл пришёл к выводу, что те дети, в доме у которых жили домашние животные, были намного более коммуникабельны и социально адаптированы. Учёный установил, что чем дольше животное живёт в семье, тем лучше сформированы социальные
навыки у детей с аутизмом. Так-то вот, друзья!
Возьмите собаку из приюта, примите её в свой дом, не покупайте..
И вы, дорогие мои друзья, увидите, как поможет вам она в реабилитации вашего ребёнка...