Как-то я сказал своему приятелю: "Ты чрезмерно чувствителен к критике". Его воспринимающий критику механизм немедленно
среагировал на мои слова как на отчетливо отрицательное суждение и, конечно же, оно вызвало, прямо скажем, плохие
эмоции. Он сразу же подумал: "Никому я не нужен, никто меня не любит, и все меня презирают".
Откуда же берётся такая вот реакция на критику, на совершенно безобидные замечания? Да оттуда... Все мы родом из
детства. И тогда в далёком (а для многих, к счастью, и не очень) детстве все мы когда-то впервые столкнулись с
критикой.
К примеру...
- Мама (выраженным императивом): "Петя (Коля, Толя, Оля ...), ступай в свой уголок и положи игрушки на место".
- Петя (Коля, Толя, Оля...), слегка канюча: "Ма-аа-аа-м, ну я же все игрушки уже сложил, ну ма-аа-ам".
- Мама (наливаясь лёгким гневом): "Ах ты, паршивец, ты ещё смеешь мне перечить... Ну-ка, шествуй в угол и мороженое
сегодня фиг получишь".
Таким вот образом, взрослые нередко пытаются научить детей правилам жизни (и выживания) в семье, в обществе. Ведь
унифицированных правил воспитания детей нет (слава Богу!).
Ни для кого не секрет, что различным социальным слоям общества соответствуют и различные культурные традиции, и свои
моральные стандарты. Дети, растущие в рабочей среде, как правило, отличаются от детей, растущих в семьях инженеров,
врачей, учителей, музыкантов. И часто - значительно.
Но при этом любая культура, любого общества, любого социального слоя базируется на определенном своде правил
поведения...
Например, садиться в автобус (троллейбус) следует в заднюю дверь, а выходить - в переднюю. Или переходить
автомагистраль с интенсивным движением надо через переход (подземный или надземный). Или больным и немощным надо
уступать место в общественном транспорте. Или.... Впрочем, всего ведь не перечислишь. А если эти правила не соблюдаются
- потихоньку нарастает хаос. Если люди (или группа людей) перестают следовать этому своду правил, если людей (или
отдельную группу) перестает интересовать "а что же скажут люди" – наносится огромный вред культуре, социуму, иногда (в
далеко зашедших случаях) - непоправимый.
Так вот, передать понимание важности общепринятых правил социального бытия, норм бытия, просто наущения понятию – что
такое хорошо, а что такое плохо - задача в первую голову родителей, во вторую - дошкольных учреждений, школ,
техникумов, ВУЗов и пр., и пр., и пр.. Одним словом, старшее поколение передает эти правила младшему.
Но очень важно знать меру в этом самом механизме передачи правил общения от старшего поколения младшему. Не
перебарщивая, как с похвалами, так и с критическими замечаниями. Иначе - всё насмарку.
Ведь как часто, взрослые из самых лучших побуждений пытаются вдолбить в детские головы не очень-то достоверную
информацию. Иногда заведомо лживую.
Вот Вам пример. Подросток Коля (Петя, Ваня) прочитал исторический роман (или повесть), где узнал многие подробности из
жизни и биографии, скажем русского князя Дмитрия Донского. А тут, глядишь, вскоре и тема в школе "подоспела" по истории
России. И Коля (он же Петя) блеснул на уроке истории своими знаниями по истории государства Российского вообще и по
знанию биографических нюансов конкретной исторической фигуры. Честь и хвала этому подростку. Знания - сила. Но ведь
Петя (он же Коля), придя домой, непременно рассказал маме (а если есть папа - то непременно и ему), что он блеснул
знаниями на уроке истории.
Увидел радость на лице родного человека (старшего человека, замечу), подросток решил развить успех и ... добавил, что
многих тонкостей даже "Марь-Иванна", учительница истории, не знала. Родители от радости за чадо своё покрылись
испариной удовольствия. Хорошо бы на этом вот и остановиться. Похвалить и сказать, что знания всегда нужны, что они
способствуют развитию интеллекта (при этом пояснить, что это такое - интеллект). И слегка (совсем чуть-чуть) "умять"
гордыню ребёнка в его ошибочно утверждении о превосходстве его знаний над знаниями преподавателя истории. Ан нет.
Что же зачастую происходит? Мама, напитавшись радостью за интеллектуальное развитие своего чада, начинает рассказывать
всем и в любой обстановке (на работе - сослуживцам, в подъезде - соседке, в застольях - собутыльникам, или, простите
великодушно, сотрапезникам) о необыкновенных успехах, которые делает её отпрыск в такой науке как история. При этом,
после многозначительной паузы, добавляется - он у меня учителю фору дает.
Нередко чадо это слышит и... Потихоньку начинает верить в свои необыкновенные знания и в то, что он "фору может дать"
учителю истории. А в действительности-то такого нет, и быть не может. И подросток вскоре начинает это ощущать. Везде...
И на уроках истории тоже. Возникает сшибка в сознании подростка. У него в будущем может "отшибить" желание учиться,
развиваться. И он будет предпочитать общаться в компании оболтусов где-нибудь на последнем этаже в каком-нибудь
подъезде, чем сидеть с умной книгой в руках.
Или такой пример. Метро, вагон. Входят пожилая женщина с 9-10-летним внуком. Места все заняты, но, увидев пожилую
женщину, встаёт мужчина (такие ещё встречаются) и предлагает место женщине. Что делает женщина? Она - чадолюбивая -
хватает здоровенького внучонка 10-ти годков от роду и усаживает его вместо себя.
Потом будут заходить старики и старухи, но вместо того, чтобы ненавязчиво подвигнуть мальчика подняться и уступить
место (и столь же ненавязчиво дать понять внуку, что его действо благородно и очень естественно), сердобольная и
внуколюбивая бабушка пресекает поползновения мальчика к хорошему поступку. Будьте уверены, внук больше не будет
пытаться уступать место. Даже когда ему будет 30 и 40 лет.
Но ведь и ей - этой бабушке кто-то другой 30-40 летний (внук другой какой-то бабушки) тоже не уступит место. Можете
поверить мне и в том, что дети это самого внука тоже будут "неуступчивыми". В лучшем случае.
А в худшем случае дети, когда вырастут, будут не помогать людям, а критиковать их, отмечая даже мелкие оплошности и
даже у родных и близких.