Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие памяти. НЛП. Психология. Современный подход.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Память. НЛП. Психология.
Современный подход

3 ноября

Выпуск #010

Предыдущие выпуски

 

 

МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ЦИФР


О том, что в жизни нам нередко приходится запоминать ряды цифр мы уже говорили. Напомню коротко: телефоны и расчетные счета, банковские коды и исторические даты, дни рождений и расписания поездов, адреса и цены в магазине — все это цифровая информация, которая значительно более абстрактна, чем слова (не вызывает реальных образов), а следовательно, значительно сложнее поддается запоминанию. Тем не менее потребность ее запоминания возникает в повседневной жизни очень и очень часто, причем нередко возникает именно тогда, когда записать ее нечем или не на чем. Обиднее всего бывает, когда запомнить цифровую информацию надо совсем ненадолго, например цену продукта в магазине всего-то надо "донести" до кассы или же телефон заинтересовавшей организации, случайно услышанный по радио, важно удер­жать в памяти ну хотя бы 2—3 минуты, пока не отыщется ручка с бумажкой, но и это зачастую оказывается не под силу (особенно большинству людей пожилых). А что говорить, когда запомнить цифровую информацию требуется на длительный срок? Недаром основные жалобы людей на память связаны в первую очередь с плохим запоминанием цифр (исключение иногда составляют телефоны, но это особый случай). С другой стороны, как только человек обучается хорошо запоминать цифры, он становится значительно увереннее в своей памяти в целом и считает, что у него хорошая память, потому что интуитивно понимает, что если он хорошо справляется с наиболее неприспособленной для запоминания информацией, то уж с остальной он и подавно справится.

В ближайших двух выпусках мы познакомимся лишь с некоторыми способами запоминания цифр; впереди вас ждут и другие, которые, быть может, понравятся вам больше. Методы же, представленные здесь, особенно первый, чрезвычайно полезны также и для развития воображения, фантазии и творческих способностей.

Итак, я уже упоминал, что цифры, в отличие от слов, например, являются абстрактным и потому наименее пригодным материалом для запоминания. Поэтому практически единственный путь (кроме нахождения логических закономерностей и ритмического проговаривания), облегчающий их запоминание, — это преобразование цифр в реальные вещи, которые легко представить, а следовательно, запомнить, используя различные техники, например, уже знакомые вам методы последовательных и связанных ассоциаций. Сделать такие преобразования можно различными способами. Вы узнаете о некоторых из них.

 

Метод ассоциаций по форме

В этой главе речь пойдет тоже об ассоциировании. Но здесь слово "ассоциация" мы будем употреблять в несколько ином значении, в значении похожести.

На что могут быть похожи цифры от 0 до 9 ? У каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, животных и т.п. Иными словами, цифры по форме могут быть похожи на некоторые предметы, то есть с этими предметами ассоциироваться. Наверняка вам знакомо такое школьное выражение: "Принести домой лебедя". Откуда оно произошло? Конечно же, из-за того, что двойка по форме очень напоминает лебедя. А такое часто употребляемое название низшей школьной оценки — "кол"? Нетрудно догадаться, откуда оно произошло — из очевидной схожести формы цифры " 1" и кола (длинной заостренной палки).

Итак, для превращения воспользуемся схожестью форм цифр с формами предметов. Начнем с самых простых цифр, для которых в окружающем нас мире есть наибольшее количество предметов, напоминающих их по форме. Это "0" и "1". Любой круглый или овальный предмет напоминает нам "0", а любой длинный и узкий —похож на "1".

 

Упражнение №6:  Посмотрите, на что могут быть похожи цифры "0" и "1", и постарайтесь придумать не меньше 5-ти своих ассоциаций к этим цифрам. Старайтесь, чтобы ваши ассоциации были разнообразными (а не перечисляйте все известные вам колющие предметы для единицы и овощи-фрукты для нуля). С одной стороны, для выполнения этого упражнения уже необходимы наличие воображения и фантазии, а с другой стороны, его выполнение поможет вам их развить.

Запишите или зарисуйте свои ассоциации к цифрам «О» и «1». Постарайтесь мысленно представлять себе то, что вы придумываете.

 

Для остальных цифр придумывать зрительные ассоциации сложнее, зато интереснее. Когда вы будете выполнять Упражнение №6, обязательно зарисовывайте, хотя бы схематично, как именно вы представляете цифру в виде предмета, так как многие из предметов-ассоциаций похожи на цифры только в каком-то определенном ракурсе. Польза рисунка еще и в том, что в дальнейшем, когда вам вновь потребуется перекодировать цифру в предмет, вы сможете мысленно обратиться уже к своему рисунку. Он как бы закрепит вашу ассоциацию в памяти. Это займет гораздо меньшее время, чем повторный поиск похожих предметов.

 

Упражнение №7:  Внимательно рассмотрите картинки к цифрам от 2 до 9. Придумайте и зарисуйте свои ассоциации к этим цифрам. Чем больше — тем лучше, но не меньше 4—5 к каждой. Вполне вероятно, что это задание покажется вам сложным, поэтому не стремитесь выполнить все упражнение сразу. Удачные ассоциации к цифрам могут появиться у вас и завтра, и через неделю. Не забывайте, что цифры в разных шрифтах могут писаться по-разному (например, 4 и Ч, семь с палочкой посередине и без и др.) Активно используйте эти различия при придумывании ассоциаций к цифрам. Чем больше ассоциаций к каждой цифре вы сможете придумать, тем легче вам будет при их запоминании в дальнейшем, поэтому в ваших интересах подобрать их как можно больше. Вы можете присматриваться к окружающим вас предметам дома, на улице, на работе и задавать сами себе вопрос: "На какую цифру он похож?" Поступая таким образом, неожиданно для самого себя вы обнаружите много сходства между формой цифр и предметами вокруг себя.

 

Вы можете изменять предмет так, чтобы он стал похожим на какую-нибудь цифру, например, очень легко получить из гриба цифру "4". Надо просто представить, что у него отвалилась часть шляпки, или надкусить яблоко, чтобы оно стало похожим на цифру "5", можно завязать шарф на шее, и он уже станет похожим на "0".

Предметов или их частей, похожих на цифры, великое множество (практически каждый предмет при должном уровне воображения может напомнить по форме ту или иную цифру). Более того, люди с богатым воображением в любом предмете могут "найти" заданную цифру. Иногда для этого предмет надо мысленно преобразовывать. Те из вас, кто считает, что у него богатая фантазия и воображение, могут попытаться выполнить следующее упражнение (весьма сложное, на мой взгляд, но, пожалуй, как никакое другое способствующее развитию творческого потенциала).

 

Упражнение №8:  Вот три предмета, в каждом из которых необходимо отыскать все десять цифр: ДЕРЕВО, ПАЧКА СИГАРЕТ, ЧАЙНИК. Вы можете как угодно трансформировать предмет, можете использовать его детали и функции. Если у вас не получится найти все цифры в одном предмете, отыщите столько, сколько сможете, пять цифр — это уже отличный результат. Вы можете выполнять это полезное упражнение где угодно, дома, на работе, в дороге, в очереди — главное выбрать объект и начать в нем поиск цифр. Его можно выполнять в паре, соревнуясь, кто найдет больше цифр или кто это сделает быстрее.

 

 

 

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И ОБЩЕНИЕ

Помимо того, что все мы обладаем различными сенсорными предпочтениями, каждый из нас использует свою собственную жизненную стратегию, от которой во многом зависит наше поведение на самых различных уровнях. Один человек может быть оптимистом, а другой — пессимистом, независимо от того, какой модальности восприятия он отдает предпочтение.

Даже два человека визуального типа, которые, казалось бы, должны прекрасно понимать друг друга, общаясь посредством обмена яркими зрительными образами, тем не менее могут не получать никакого удовлетворения от беседы, если один из них — неисправимый ворчун, а другой — стопроцентный оптимист. Каждый из этих людей в полную силу использует особенности своего сенсорного восприятия, общие для них обоих, но придерживается при этом собственной жизнен­ной стратегии.

 

Мета-программы

 

Ваш подход к работе и вообще к жизни, оптимистический или пессимистический, может послужить хорошим примером макростратегии высшего уровня, или мета-программы. Слово «мета» имеет греческое происхождение и означает «над», «за» или «на ином уровне». Мета-программы определяют развитие огромного количества самых разных событий на нижележащих уровнях. Вплоть до того, как вы прореагируете на брошенное мимоходом замечание шефа, какой фразой начнете письмо или как вы решите провести свой отпуск. У каждого из нас на уровне психики существуют такие чрезвычайно устойчивые программы, которые пропускают через некий фильтр все намеченное нами. Отбрасывая то, что не соответствует определенному критерию, эти программы в значительной степени определяют наше поведение.

Мета-программы обычно описываются психологами вне зависимости от их конкретного содержания. Не имеет значения, о чем вы размышляете: о месячном отчете, дне рождения Лизы или же о предстоящем шахматном турнире. Каким бы ни было конкретное содержание события, каждый человек фильтрует свой опыт в соответствии со сформировавшимися у него представлениями о реальности.

Подстраиваясь к стратегии поведения собеседника, можно значительно повысить эффективность общения с ним, как и при любом другом способе воплощения принципа уподобления. Два тревожных человека прекрасно проведут вместе время, поверяя друг другу свои бесконечные терзания и беспокойства. Точно так же оптимистично настроенный предприниматель, представитель академической науки или политический деятель получит удовольствие от общения с людьми сходного с ними типа. Успешность общения может быть значительно повышена, если собеседники постараются понять друг друга и, по возможности, подстроиться к стратегиям друг друга.

Как часто бывает, что скучный, натянутый разговор вдруг оживляется, когда его участникам удается найти общую тему! Итак, необходимым условием эффективного общения является стремление понять базовые стратегии мышления, или мета-программы собеседника. Именно они и составляют карту его реальности, без осознания которой невозможно установить с ним контакт.

Давайте рассмотрим несколько примеров подобных мета-программ.

 

Боль или удовольствие

Все мы стремимся поступать так, чтобы испытать как можно больше удовольствия и как можно меньше боли. Конечно, у каждого свои представления об удовольствии, и то, чем один человек наслаждается, другой может считать сущим наказанием. Но при этом одни люди склонны стремиться к тому, что приносит удовольствие, в то время как другие стремятся убежать прочь от того, что может причинить им боль. Эти два мотива могут привести к сходным результатам и быть в одинаковой степени сильными. Хотя позитивный обычно все же бывает более выраженным.

Один человек будет говорить о том, чего он хочет, а другой — о том, чего он не хочет. Одного по утрам поднимает с постели мысль, что произойдет нечто ужасное, если он сейчас же не займется делом. Другой же каждое утро просыпается в предвкушении новых удовольствий, пусть даже самых обычных, которые готовит ему день. Один, размышляя о старости, ломает голову над тем, как бы понадежнее защитить себя от ужасов финансовой зависимости и одиночества, другой же, находясь в аналогичной ситуации, думает о преимуществах, которые влечет за собой выход на пенсию. Один человек постоянно говорит сам себе: «Если ты не сделаешь, то...», в то время как другой думает: «Если сделать это, то...». В некоторых случаях люди считают счастьем простое отсутствие страданий, хотя чаще они все-таки имеют более высокие требования к жизни.

   Выработка наших стратегий происходит в процессе приобретения нами уникального и разнообразного жизненного опыта, особенно в детские годы, когда мы испытываем на себе наиболее сильное влияние со стороны окружающего мира.    Как правило, каждому из нас свойственна какая-то преобладающая ориентация, и хороший контакт может возникнуть только между людьми сходной ориентации.

 

Внешнее или внутреннее признание

Нас побуждает к действию надежда на какое-то вознаграждение за наши труды. Но если один человек имеет некое внутреннее мерило успеха и чувствует удовлетворение от хорошо выполненной работы, другой человек нуждается в каком-то внешнем признании. Другими словами, для одного главным является внутренний критерий оценки его деятельности, а другой в большей степени ориентирован на ее внешнюю оценку.

Человек, для которого наиболее важна внутренняя оценка, будет прекрасно справляться с заданиями при условии ограничения числа контактов с окружающими людьми, отсутствия постоянного внешнего контроля и необходимости получения каких-то осязаемых, вещественных результатов. Этот человек обычно все «и так знает», у него нет необходимости прислушиваться к мнению окружающих, он и так «чувствует», что все хорошо. А другого человека надо постоянно «подстегивать», пусть даже в самой мягкой форме, для того чтобы он не утратил четкого ориентира. Широкое использование всякого рода свидетельств признания вроде различных сертификатов и грамот (например, «лучшему работнику торговой сети») обусловлено потребностью многих людей во внешних критериях успеха.

Обычно недооценивается то обстоятельство, что люди, для которых наиболее важна внутренняя мотивация, мыслят и действуют несколько иначе. Они способны брать на себя большую ответственность при условии отсутствия постоянного мелочного надзора или же могут продуктивно работать над долговременными проектами, которые не предполагают каких-то промежуточных результатов. Возможно, все, что им нужно, — это чтобы кто-то лишний раз заметил: «Неплохо сделано».

Человек, ориентированный на внешние критерии оценки своей деятельности, будет обращать внимание на рекомендательные письма или на громкие имена, как бы невзначай упомянутые в разговоре. На человека же с доминирующими внутренними мотивациями все это не произведет особого впечатления.

 

Несколько полезных советов

Попробуйте определить характер доминирующей стратегии (внешний/внутренний) своего шефа, коллег или подчиненных. Если вам это удастся, вы сможете более успешно общаться с ними, поскольку теперь будете знать их «слабое место». Одному может быть достаточно короткого «благодарю вас», другому же необходимо более убедительное подтверждение успешности в делах (например, принятие на вооружение разработанной им стратегии другими отделами компании или даже конкурирующей фирмой). В некоторых случаях признание должно быть выражено публично или иметь некоторые осязаемые проявления. С другой стороны, щедрые похвалы, а также разного рода награды и премии могут совершенно не побуждать к действию людей, у которых на первом месте стоит интересная и творческая работа.

Такого рода стратегии не определены раз и навсегда, часто мы ведем себя так или иначе в зависимости от конкретной ситуации. Например, заняв более высокий пост, человек может в большей степени начать ориентироваться на внешние критерии успеха, несмотря на то что до этих пор он в основном полагался на внутренние критерии. Но характер доминирующей стратегии человека обычно можно определить более или менее четко. Если вам это удастся, вы сможете значительно успешнее побуждать этого человека к тем или иным действиям. И это будет стоить вам гораздо меньших усилий.

 

 

 

 

НАВЫКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Человек испытывает настоящее потрясение, когда его иллюзорные представления о мире разрушает столкновение с реальностью. Отсутствие ясных жизненных целей чревато пустой тратой времени, сил и возможностей, что приводит к истощению. Порой кажется, что не мы управляем собой, а кто-то другой.

Создается впечатление, что на свете не так уж много постоянно неудовлетворенных, разочарованных людей, но ведь даже самые уравновешенные и практичные порой просто теряют время и силы, что ведет к стрессу. В этом разделе представлено восемь способов индивидуального планирования, предназначенных для того, чтобы научиться лучше понимать себя, управлять своими чувствами и поступками. Каждый из этих методов поможет вам выявить скрытое чувство тревоги и избавиться от него.

 

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

 

Мы часто выражаем свои надежды и убеждения, разговаривая с собой. Порой «внутренние» реплики возникают в виде команд: «Я никогда не должен повышать на детей голос». Такие диалоги очень важны, они отражают нашу систему ценностей и моральные принципы, например: «Я не должен обманывать», или же мы даем себе практические советы: «Не следует ехать на красный цвет». Но иногда в разговоре с собой мы выражаем отрицательные убеждения, глубоко запрятанные в нас. К примеру, если вы говорите себе: «Я точно провалю собеседование», то, значит, в глубине души вы убеждены, что являетесь неудачником.

Диалог такого рода ведет к стрессу. Если вы считаете, что: «Все, за что бы я ни взялся, я должен сделать отлично», то, вероятней всего, вы находитесь на грани срыва. Ваши требования к себе нереальны, нельзя быть совершенством во всем. Будет лучше, если вы скажете себе: «Я должен попытаться сделать все, что в моих силах».

1. Анализ внутреннего диалога

Чтобы определить цели и установки, приводящие к стрессу, полезно проанализировать то, как вы говорите с собой. Если вы измените внутренний диалог, то уверенность в себе, в своих силах возрастет во много раз.

Вспомните какую-нибудь стрессовую ситуацию, в которой вы оказывались. Желательно, чтобы вы помнили, как повели себя тогда. В шаблоне 1 приведен пример анализа ситуации. Для анализа собственного случая используйте незаполненный шаблон.

 Обдумайте ситуацию и решите, были ли ваши мысли конструктивны. Научившись анализировать свои эмоции, вы сможете управлять ими и избегать ненужных волнений. В таблице укажите четыре наиболее неприятных ситуации, в которые вам обычно случается попадать. Затем напишите, что вы обычно говорите в этих случаях. И обдумайте, что будете говорить себе, если ситуация повторится.

2. Положительные утверждения

Если вам трудно самим придумать, что сказать себе в стрессовых ситуациях вместо негативных утверждений, прочитайте приведенный ниже список. Чтобы долго не размышлять, воспользуйтесь этими фразами.

 

Подготовка к стрессовой ситуации:

  • Что мне следует делать?

  • Надо выработать план действий.

  • Лучше поразмыслить, что я могу сделать в данной ситуации, чем понапрасну нервничать.

  • Не нужно самобичеваний, разумнее все обдумать.

  • Не стоит переживать, это все равно не поможет.

  • Может быть, я вовсе не тревожусь, а лишь хочу противостоять ситуации.

    Сопротивление стрессу и управление ситуацией:

  • Я могу принять вызов.

  • Постепенно я смогу уладить ситуацию.

  • Надо думать не о том, как мне страшно, а о том, что я могу сделать.

  • Нужно говорить по сути дела.

  • Беспокойство лишь напоминает мне о том, что я обычно чувствую в таких ситуациях. Оно для того и существует, чтобы я не забыл использовать метод, снимающий стресс.

  • Это напряжение поможет мне справиться с ситуацией.

  • Теперь можно расслабиться. Я контролирую ситуацию. Медленный глубокий вдох. Отлично. 

Утверждения для повышения уверенности в себе:

  • Сработало! Я смог это сделать!

  • Надо рассказать об этом приятелю. То-то он удивится.

  • Все прошло совсем не так плохо, как я ожидал.

  • Я переживал больше, чем следовало.

  • Моя беда — навязчивые мысли. Когда я контролирую их, то отлично справляюсь со страхом.

  • Я очень доволен своими успехами.

 

Ответы на задачи Выпуска №9

1. Прилив и отлив.

Во время прилива судно поднимается вместе с водой, поэтому расстояние от головы женщины до поверхности воды должно было оставаться тем же самым, что и в момент "несчастного случая".

 

2. Число 12.

XII необходимо разделить горизонтальной линией пополам. Верхняя часть и будет 7 (VII).

 

3.  Постройка дома.

Приведём количество работы каждого плотника к одному и тому же времени - к 12 годам. За 12 лет первый плотник может построить 12 домов, второй - 6 домов, третий - 4 дома, а четвёртый - 3 дома. Всего же они вместе могут построить 12 + 6 + 4 + 3 = 25 домов. Принимая, что в году 365 дней, получаем в 4380 дней. Поделив это число на 25, узнаём, за какое время четыре плотника вместе построят дом, получаем 4380:25=175 1/5 дней или 25 недель и 4 4/5 часа.

 

Читатели, успешно справившиеся с заданием.

 

 

З А Д А Ч И

Последний срок отправления 9 ноября 2000 г. 18.00 по московскому времени.

 

1. Она видела свой последний закат (1.5 балла).

 Вот и заканчивается еще один из великолепных дней в Бальбоа (Калифорния). Днем небо было гoлубым и прозрачным, как глаза котенка, ветер дул сильно и непрерывно, весело наполняя паруса сотен спортивных яхт, издалека похожих на стаю ленивых чаек.

Уже темнеет, и вы предвкушаете приятный вечер, который собираетесь провести со знакомым художником в ближайшем селении Лагуна-Бич. Однако ваши планы нарушает приход шефа полиции Джека Блэка, который рассказывает вам о несчастном случае или убийстве и просит заняться вместе с ним расследованием.

По пути на остров Лидо Блэк сообщает вам, что госпожа Дафна Галлагер, богатая жена гостиничного магната, встретила свою смерть во время прогулки на яхте.

Ее единственный сын от предыдущего брака, Джон, заявил, что он ясно видел, как отчим толкнул мать за борт. Мистер Галлагер, в свою очередь, заявляет, что его жену случайно ударило гиком и оглушило; она упала в море и утонула прежде, чем он смог до нее добраться.

Уточняя подробности, Джон говорит:

— Отчим и мать ушли на своей яхте, а я вынужден был идти на своей. Мы собирались выйти на милю в открытое море и возвратиться к причалу. Я немного задержался, потому что бегал к машине за своими темными очками. Но я так и не нашел их, только потерял время. Я вернулся к своей «Звезде Лид о» и поплыл под парусом за яхтой матери. Только-только остались позади городские кварталы, я повернул по солнцу и тут же увидел, как мать встает на ноги. Отчим держал ее за плечи. С минуту они дрались, а потом он толкнул ее за борт.

— Вам известны условия завещания миссис Галлагер? — спрашиваете вы, явно игнорируя рассказ Джона.

— Да, конечно, — отвечает бледный мистер Галлагер. — Ее собственность переходит ко мне. Когда я умру, все будет принадлежать Джону, хотя уже в будущем году я намереваюсь вложить на его имя значительную сумму в сеть отелей. Но это неважно. Я любил Дафну, и это ужасное происшествие — несчастный случай.

— Хм-м-м, — задумчиво говорите вы. — Я, конечно, не могу прямо сейчас с уверенностью сказать, было это грустное происшествие убийством или нет, но я весьма заинтригован. Тем не менее я убежден в том, что Джон старается возложить вину на вас, мистер Галлагер. Вероятно, для того, чтобы вас осудили и он мог вступить во владение своим немалым наследством прямо сейчас.

 

На чем основывается ваша уверенность в том, что Джон лжет?

2. Приговор. (2 балла).

Женщину арестовали по обвинению в убийстве. Её судили, признали виновной и приговорили к смерти. Тем не менее приговор так и не сможет быть приведен в исполнение. Почему?

Ваши письма с пожеланиями и ответами присылайте BestNlp@mail.ru
Все Ваши материалы будут опубликованы
Ведущий рассылки: Алексей



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное