Счастье? Сегодня! Обретаем крылья! Эмоции как наркотик
Счастье?
Сегодня! Обретаем крылья!
Мария
Дарская
Выпуск
31
Эмоции
как наркотик
Тема любой судьбы –
Поиск абсолютной свободы
Или бегство от самого себя.
Призрачны и чисты
Поэзии скрытой воды.
По ним мы плывем, барахтаясь,
Но все-таки жизнь любя…
Из моих ранних текстов, 90-е годы.
Если
бы всех зависимых людей стали лечить от их пристрастий, наркологов и
психотерапевтов на всех бы не хватило. Потому что все мы невротики, как
сказал один из основателей метода НЛП (нейро-лингвистического
программирования) Джеф Грэхем. Только одним удается стать чуточку
счастливее других, управляясь со своими невротическими заморочками
вполне удачно. Например, сублимируя в творчестве свои неврозы и
комплексы. То есть, проще говоря, художник изливает все переживания,
проблемы, неудачи, радости, озарения, счастливые моменты в стихах,
музыке или на холсте. (Впрочем, некоторые гении могут еще при этом «пить
горькую», курить травку или употреблять нечто посильнее, если им не
хватает эмоциональной встряски). А зрители, слушатели, читатели потом
восхищаются, или возмущаются этими творениями, подпитывая свою скромную
энергетику за счет шедевров, созданных счастливыми невротиками и
пульсирующих от грозовых разрядов бурных эмоций.
Хорошо это или не очень - зависеть от эмоционального маятника? Кому как!.
«Эмоции – мой наркотик» - так называлось мое первое интервью с Аллочкой
Малыхиной - модельером, дизайнером авторской мебели, философом,
путешественницей и просто яркой, пронзительной женщиной, настолько
мощной по своему творческому темпераменту, что она постоянно рвется за
пределы любых рамок. Я потом еще не раз интервьюировала ее для разных
изданий, не раз мы вместе с друзьями - художниками и поэтами тусовались
в ее гостеприимном доме, который заслуживает отдельной повести,
настолько там тесно и символично пересекаются разные судьбы. Но
несколько фраз Аллы о ее двойственности запали мне в душу: «Во мне есть
очень волевая, сильная женщина с «железной» хваткой и тут же – женщина,
для которой «наркотик» - эмоции. Когда нет эмоций, я начинаю умирать.
Любые эмоции – отрицательные, положительные. Я люблю экстремальные
состояния: минимум, максимум, падение, взлет. У меня огромная амплитуда
синусоиды эмоций».
Мне
кажется, многие из нас зависят от этой синусоиды и жаждут ее, ищут всеми
способами, лишь бы не тонуть в трясине ровного, равнинного теплокровия.
Помните сказку «Морозко»: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли, милая?» -
спрашивает нас судьба, как коварный Дед Мороз. Самые покорные лепечут
синими губами: «Тепло, дедушка, тепло, миленький!», надеясь, что их все
равно спасут и укутают в теплые шубы в конце экзекуции. А самые дерзкие
не боятся сказать честно: «Да околеваем уже, старый черт! В баньку бы
сейчас и натопить посильнее!». Это ведь чисто русская забава – из
горячей парной выбегать в чем мать родила прямо в ледяную речку или в
сугроб. А если говорить в переносном смысле – мы так же легко переходим
от страстной любви к искренней ненависти, от поцелуев к брани и оплеухам.
Бедная Айседора Дункан, влюбившись в Есенина, просто офигевала от «синусоиды»
эмоций. То ее белокурый ангел нежен и романтичен, а то – впадает в загул,
в депрессию, становится демоном и готов крушить все на своем пути, и
даже на нее способен поднять шальную руку. Не жизнь, а сплошной маскарад,
античный театр с гомеровскими страстями. Это ее манило, будоражило
похлеще самого хмельного вина. А потом все же не выдержала великая
босоножка – слишком велик был накал переживаний, нервы же не железные,
да и мечты о создании в России огромной школы-коммуны для одаренных
детишек пошли прахом. Сбежала Айседора в Европу, но разве от себя
убежишь – Есенин так и остался ее лебединой песней. Он был ее последним
всплеском радости, молодости, счастья…
Одна
моя подруга – бойкая, веселая Шурка, с которой, кстати, мы познакомились,
отмечая новый год у той же Аллочки, недавно бросила все – любящего мужа,
приличную работу и уехала в Киев. Крышу снесло от нежданной-негаданной
страсти… Сначала полгода переписывалась со своим любовником
стихотворными забавными смс-ками, перезванивались и клялись друг другу в
вечной любви. Наконец соединилась с ним и что, млеет от счастья? Как бы
ни так! Страдает от его алкоголизма, мается и мечется от тоски в большом
чужом городе.
-
Саш, ну ты хоть любишь его? – спрашиваю, когда оказалась в Киеве в
спонтанной, чудесной командировке.
-
Люблю, так люблю, сил нет! И понимаю, что жить с ним ужасно. Мне так
тяжело! Я просто на части разрываюсь.
За
что боролись, на то и напоролись. Сама такая же… Скучно без ярких эмоций,
хоть вой, а с ними – хоть в петлю лезь…Может, все от того, что мы никак
не можем отличить всплески эмоций от чувств – глубинных, потаенных,
медленно проявляющих свою истинную природу, но таких стойких к разным
казусам бытия? Эмоции – бурное цветение тигровых лилий или поля
дурмянящего алого мака. А чувства – это сильные и мощные деревья,
прорастающие сквозь асфальт обыденности и приносящие щедрые плоды. Кто
вы – дуб, береза, яблоня, груша или секвойя? А может, бесплодная
библейская смоковница? Я думаю, друиды не случайно обожествляли деревья
и даже составили «древесный» гороскоп. Магическое родство с детьми
природы помогало им лучше и полнее выражать свои чувства… А может, это
еще помогало точнее подбирать себе пару? Забавно: дуб березе не товарищ,
или осина с кедром не сходится…
Я
вот иногда думаю: а почему так часто сходятся красавицы и чудовища?
Наверно, по принципу контраста, как противоположно заряженные частицы.
Лишь бы сила притяжения захлестывала. Какой волной кинуло своенравную,
рано повзрослевшую, чувственную и пронзительно открытую Оксану Акиньшину
к «подонку», хулигану и матершиннику Шнурову? В разгар любовного безумия
девушка объяснила свой выбор так: «Есть, понимаете, два типа мужчин.
Одни – для долгой жизни, другие – для безумной страсти. Я влюбляюсь в
тех, что для страсти. Потом всегда проигрываешь, потому что женщина
обязательно проигрывает в таких отношениях. Как княжна Мери. Зато она
влюблена в героя своего времени. Как и я. Как увидела Шнурова, так и
влюбилась немедленно». Забавно, что Оксана в тот момент была убеждена,
что фронтмен «Ленинграда» один такой настоящий. И подонком она называла
его с грубоватой лаской, считая, что он гораздо благороднее сволочи,
потому что он в первую очередь мучается сам¸ ему самому с собой трудно.
Но
дальше выясняется гораздо более любопытная подробность: оказывается,
впечатлительная актриса вообще склонна к мазохизму: «Я люблю пострадать,
я от этого, наверное, подпитываюсь нужными для себя эмоциями. Сейчас я
счастлива, но знаю, что наступит период, когда я буду реветь, и понимаю,
что мне от этого будет все равно хорошо». Хорошо от страданий – ничего
себе позиция! Трудно это понять? Мне вот не трудно – с одной стороны,
страдание очищает, наступает катарсис – об этом писали и древние греки,
и христианские святые. Но, с другой стороны, когда мы искренне отдаемся
во власть эмоций, а не прячемся от них, не загоняем их внутрь – только
тогда мы ощущаем пульс жизни на все сто процентов. Проверено психологами
многократно: загнанные в подсознание, не прожитые до конца эмоции
губительны и для тела, и для души, они могут разрушить нас изнутри, как
раковые клетки.
Получается,
что предаваться волнам эмоций полезно для здоровья. При этом не мешает
помнить, что эмоции – хотя и легальный, но самый непредсказуемый,
коварный и опасный наркотик. Они затягивают так, что ты подсаживаешься
нежно, плавно и незаметно. Оглянешься – а клетка уже захлопнута, ты один
на один со своими внутренними хищниками. Они обладают острыми клыками и
мощными когтями. Выход один. Стать бесстрашным и виртуозным
дрессировщиком. Ап – и тигры у ног моих сели! Ап – и ложатся на ковер
пузом кверху или стоят по стойке смирно на задних лапах. Пусть эмоции
захватывают, нам приятно ликовать в их власти, мы можем даже доверчиво
положить голову в пасть хищника. Главное – не выпускать из рук хлыст
своего разума. Пригодится в нужный момент. Правда, самый лучший способ
дрессировки – флюиды любовного гипноза. И дикие звери, и дикие мужчины,
очарованные до глубины души, будут следовать за своей хозяйкой хоть на
край света, хоть в рай, хоть в ад. Глубинное чувство незримо, но его
мощная энергия одолевает любые бури, цунами и… синусоиды эмоций,
создавая поле вселенской безграничной любви. Почему-то вспомнилось: у
Пелевина в романе «Чапаев и Пустота» название реки Урал расшифровывается
как «Условная река абсолютной любви», и герои погружаются туда, как в
космическую бездну. Не столь важно, какими состояниями навеяны автору
эти образы. Нечто подобное появляется во время глубоких медитаций, когда
отпускаешь сознание на волю и избавляешься от боли, годами копившейся в
душе… Душа летит – первобытная, обнаженная, и вбирает в себя свечение
далеких звезд…
Вот
так вот помедитируешь, поплаваешь в космической гармонии, а потом -
опять на Землю, к маятнику эмоций, опять чередование «кайфа» и «ломки»,
вверх и вниз, максимум и минимум, обжигающая радость и леденящий холод
тоски. Здорово! Круто! Великолепно! Рано еще становиться бесстрастным
йогином, уж лучше так – по старинке, без просветлений и аскетизма,
наслаждаться всеми контрастными прелестями бытия…
PS
Это эссе было написано три года назад. С тех пор многое изменилось – в
моей жизни, в мироощущении. Но я по-прежнему считаю: без ярких эмоций -
слишком пресно и скучно. Только я стараюсь свести до минимума
последствия негативных переживаний и максимально наслаждаться каждым
счастливым мгновением. Да просто некогда предаваться хандре, когда рядом
бегает гиперактивная годовалая кроха, звонкий голосочек которой радует
ежеминутно, а проказы не дают расслабляться. И вообще – я вижу вокруг
так много интересного, столько удивительных людей, что это перевешивает
любые проблемы и огорчения.