Иногда популярные книги странным
образом созвучны твоим мыслям и настроению. И слава Богу, что можно
почитать, сделать выводы и извлечь ценные уроки, добавляя новые оттенки
в палитру своей жизни.
Я хочу поговорить сегодня о двух
книгах, которые в последнее время заставили о многом задуматься и многое
переосмыслить. Первая – это «Дорога перемен» Ричарда Йейтса. Да, тот
самый бестселлер, по которому сняли фильм с Лео Ди Каприо и Кейт
Уинслетт (кино, к сожалению или к счастью, не смотрела, но образы
звезд Голливуда во время чтения то и дело мелькали перед глазами).
Трогательная, трагическая история о крахе надежд и о том, как
обывательский ограниченный мир побеждает экзальтированную романтику.
Для тех, кто не читал книгу и не
смотрел фильм, кратко передам суть сюжета. История происходит в середине
50-х в Западном Коннектикуте. Семья Уилеров – Эйприл и Фрэнк – считают
себя интеллектуалами и эстетами и изнывают от скуки в небольшом поселке.
Вроде бы у них есть все, что нужно для счастья – уютный дом, двое
славных ребятишек, определенный уровень достатка, да и чувства друг к
другу не остыли. Но все же их гложет тоска по иной жизни. Эйприл мечтала
стать актрисой и закончила театральные курсы, но даже в провинциальной
постановке ей не удалось блеснуть – не хватило то ли таланта, то ли
опыта. Фрэнк работает в Нью-Йорке в конторе, продающей счетные машины (где
работал и его отец), но смутно ощущает, что способен на большее.
Постепенно неясная неудовлетворенность героев перерастает в идею фикс:
«В Париж, в Париж!» - рвутся амерканцы, как
сестры у Чехова мечтали о Москве. Им кажется, что в Европе все будет
иначе, Эйприл будет кормить семью, работая секретаршей, а Фрэнк наконец
найдет себя.
Они строят планы, увлеченно обсуждают
переезд, им кажется, что впереди - нечто вроде
ворот рая. Параллельно Фрэнк заводит интрижку с коллегой по работе,
самоутверждаясь и спасаясь от ссор с женой. Все планы рухнули, когда
выяснилось, что Эйприл беременна. Казалось бы – надо ли так
драматизировать? Как сказал сумасшедший Джон Гивингс (похожий на альтер
эго автора): «А разве в Европе женщины не рожают?». Судьба
всего-навсего дала им шанс, чтобы взять некую передышку и найти другой
выход, другой путь перемен. Как будто некто сверху шепнул Эйприл: «Милая,
не надо брать на себя столько ответственности, будь просто женой и
мамой».
Однако, такой поворот довел
несостоявшуюся актрису до нервного срыва. Не в силах вынести испытания,
она делает одну глупость за другой: сначала изменяет мужу с другом семьи
– Шепом Кэмпбеллом, и все это происходит так примитивно – в машине после
вечеринки. А потом и того хлеще – сумасбродная красотка пытается
избавиться от ребенка и после неудачного аборта расстается с жизнью.
Печальный финал, удар ниже пояса – для
Фрэнка и маленьких детишек. Но странное дело, это не выбило главного
героя из колеи окончательно. Да, он сильно сдал, стал постоянно общаться
с психоаналитиком, но не спился, не покончил с собой и нашел в себе силы
жить дальше, пройдя через такой ад.
В чем же смысл этой истории? Мне
кажется, в том, что жизнь бесценна и раз она дана тебе, не стоит
пытаться сойти с дистанции раньше времени. Борись за свое счастье, ищи
себя и цени то, что у тебя есть. При всем разгильдяйстве и ветрености
Фрэнка, в нем есть подкупающая нежность к неуравновешенной жене, он
заботливый отец и надежный друг. Но самое главное – он умеет держать
удары судьбы.
А еще, да простят меня эстеты, Йейтсу,
несмотря на всю иронию, удалось передать сентиментальное обаяние
скромных провинциалов, которые готовы прийти на помощь к соседям, и
по-своему счастливы, хотя и не семи пядей во лбу, как чета Кэмпбеллов и
другие персонажи романа. Быть может, это тоже по-чеховски – серое
обывательское счастье. Но если человек умеет создавать семейный уют,
если он дарит тепло своим близким, значит, в этом его вклад
в мировую гармонию, если хотите.
А если уж говорить о людях, одержимых
жаждой творчества, то, наверное, никакие бытовые трудности их не
останавливают. Они дерзко и отчаянно едут за славой и успехом в крупные
города – в Париж, Нью-Йорк, Москву, да куда угодно… Так что, скорее
всего, Йейтс иронизирует не столько над интеллектуалами и снобами,
сколько над теми, кто пытается создать себе имидж богемы, не обладая
особыми талантами, как это ни печально.
А вторая книга, о которой скажу лишь
вскользь, по касательной, - это «Счастье по дзен» психолога Криса
Прентисса. Американец адаптировал для Запад дзен-буддистский подход к
любым жизненным неурядицам. Вот чего не хватало в 50-е семье Уилеров!
Главный принцип Прентисса – в любой ситуации надо говорить себе: «Это
лучшее из всего, что могло со мной случиться». Вам покажется, что это
нереально. Но автор приводит поразительные примеры из своего опыта:
когда его сын несколько лет мучился от наркомании, а затем ценой
невероятных усилий избавился от этой напасти, потом они вместе открыли
реабилитационный центр на основе буддистских принципов философии. И что
же – разве сын автора хотел бы вычеркнуть годы,
которые провел в аду, из своей памяти? Нет! Потому что это бесценный
опыт, который помог обрести себя. А самому Крису Прентиссу стать
писателем тоже помог трагический опыт, когда он получил тяжелую травму,
свалившись в овраг. Он считает, что после такой встряски стал мыслить
иначе – как будто открылся канал некой связи с космосом.
Это не так-то просто – постараться
увидеть проблески позитива в любой ситуации, но они есть. И такой путь
гораздо лучше, чем депрессии или желание уйти из жизни… Как ни банально,
но можно вспомнить слова Дейла Карнеги: «Если
тебе достался лимон, сделай из него лимонад». И даже конфетку можно
сделать из чего угодно… Было бы желание. Вот еще Ахматова говорила: «Когда
б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик
из забора, как лопухи и лебеда».
Желаю всем преодолеть любые проблемы и
увидеть солнце за тучами!