В жизни без контрастов никуда. Маятник эмоций, раскачиваясь, дает нам шанс проявить себя в полную силу. Недавно я сходила наконец на мюзикл «Красавица и чудовище», который уже второй сезон радует москвичей и жителей других российских городов. Яркое зрелище навеяло интересные ассоциации.
Если вы не были на этом шоу и даже сказку «Аленький цветочек» не помните, а это наш аналог бродвейской истории, то придется немного затронуть сюжет. Красавица и умница Белль живет вместе с отцом – чудаком-изобретателем - в некой деревушке. За ней ухаживает ловелас Гастон, по которому сохнет толпа девушек. Но гордая Белль его отвергает, и главная причина даже не в том, что слишком уж он «всеяден» и вульгарен. Просто ее поклонникпредлагает
ей банальнейший сценарий – стать примерной женой и домохозяйкой, нарожать кучу ребятишек и смотреть на своего гулящего мужа с обожанием, что бы он ни творил. А Белль, как и ее отца, обыватели считают странной – любит книжки читать, немного не от мира сего…
Быть может, именно странности характера романтичной барышни определяют ее судьбу? Попав в заколдованный замок, красотка благородно жертвует собой – лишь бы спасти отца. А потом начинается самое интересное. Как ни парадоксально, постепенно она находит общий язык с жутким Чудовищем, хотя и прячется от него и ругается с ним поначалу. Что становится переломным моментом? Многие подумают, что та сцена, в которой Чудище спасает Белль, убежавшую из замка, от волков
(еще более жутких монстров). Ан нет! Все гораздо глубже и концептуальнее! Она осознает, что не столь страшен черт, как его малюют, когда получает в подарок целую библиотеку и читает вместе с дарителем историю про короля Артура. Вот он, ключ к сердцу интеллектуалки – гора запыленных фолиантов! Общие духовные интересы придают смысл даже роману с Чудовищем.
Далее – развязка вполне предсказуема. Для нагнетания страстей появляется соперник – Гастон, который ранит заколдованного принца. У Белль наконец-то происходит инсайт: на грани жизни и смерти она признается в любви к своему избраннику – «на лицо ужасному, доброму внутри». От таких откровений свершается чудо – к принцу, да и ко всем странным персонажам его домавозвращается человеческий облик. Все ликуют, поют и танцуют - полный хэппи-энд.
Казалось бы, чего проще – сладкая сказочка для всей семьи. Но мне все же никак не избавиться от философского подтекста, который в ней просвечивает. Мы все пытаемся расколдовать и переделать своих родителей, спутников жизни, партнеров по бизнесу, боссов или подчиненных. Но начинать-то надо с себя! Как только мы открываем в себе глубины мудрости и включаем мощный источникбезусловной любви, отходят прочь все страхи и сомнения.
А это и есть наши истинные чудовища, которые мешают увидеть в ближнем родственную душу. Как ни парадоксально, но люди, вызывающие у нас сильные эмоции, не важно, со знаком «плюс» или «минус» - отражают некие глубинные части нашего «я».
Помните пьесу Чехова «Медвель»? Она была экранизирована еще в советские времена, и главного героя блестяще сыграл Михаил Жаров. Там героиня тоже поначалу возмущалась грубостью и примитивными повадками нового знакомого: «Вы медведь, бурбон, монстр!». И что в итоге? После нескольких бурных сцен с выяснением отношений и даже вполне реальной стрельбой между ними вспыхнула искра подлинного чувства. Две ярких личности обели друг друга, противоположности
притянулись, сошлись волна и камень, лед и пламень, говоря пушкинскими строчками. А другой гениальный поэт Марина Цветаева в своих дневниках когда-то заметила: «Любить – видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители». Так что, если вы способны разглядеть в чудовище невидимые всему миру сокровища, значит, это родственная душа, и логика тут бессильна. Любовь ее перекрывает… Экзюпери заметил по этому поводу: «Возможно, любовь – это осторожная попытка вернуть тебя к самому себе.
Не к тому, каким мне хотелось бы тебя видеть, а к тому, кто ты есть на самом деле».
А вы уже встретили свою любовь, читатель? В следующий раз мы подробнее поговорим о том, почему от ненависти до любви всего один шаг. Готовьтесь!