Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психотехники бессознательного 97


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Скорочтение] [Английский] [Обучалки] [Психология] [Ссылки]
[О нас] [Словари и Книги] [Все тексты в ZIP 500K] [Форум] [Гостевая]

Метамодель с пониманием и без

Вот пример обратного метамодели мышления, нацеленного не на прояснение ситуации, а на фиксации ее в номинализациях. Психиатры Чудновский и Чистяков (авторы пособия, откуда взят пример) думают, что так и надо...

Сами больные обычно затрудняются в описании своего состояния и при первом контакте с врачом редко обозначают его словом тревога. Чаще они подчеркивают характерные для этого состояния нарушения активного внимания и двигательное беспокойство ( Не могу сосредоточиться, Не нахожу себе места ). Лишь после наводящих вопросов врача и повторных бесед слово тревога начинает фигурировать в их жалобах.

Для тех, кто считает, что решение проблем "больного" заключено в правильном подборе психоделиков, это мышление вполне естественно. Для хорошего же психолога естественно двигаться от тревога к не могу сосредоточиться , далее к что бы ни делал, все время думаю о... и к решению проблемы.

Но вернемся к метамодели. Вот цитата из книги О'Коннора и Сеймора:

Роберт Дилтс рассказывает, как он посещал занятия по лингвистике в университете Санта Круз в начале 1970-х, где Джон Гриндер обучал метамодели в течение одной пары. Это было в четверг. Он отпустил учащихся, чтобы они попрактиковались в использовании метамодели. В следующий вторник половина класса выглядела чрезвычайно удрученной. Они оттолкнули своих любимых, своих учителей и друзей, разобрав их по косточкам с помощью метамодели.

Раппорт является первым шагом в применении любого паттерна НЛП. Будучи использованной без чувствительной обратной связи и без раппорта, метамодель превращается в мета-садизм, мета-беспорядок, мета-несчастье.

При использовании метамодели существует также весьма реальная опасность собрать слишком много информации. Вам следует спросить себя: Мне действительно необходимо это знать? Какой результат мне требуется? Важно использовать вопросы метамодели исключительно в контексте раппорта и взаимно согласованного результата.

Ваши вопросы не должны быть слишком прямолинейны, иначе они могут быть восприняты как агрессивные. Вместо вопроса: Как именно вы узнаете об этом? - вы можете сказать: Мне любопытно понять точно, каким образом вы узнаете об этом? Или: Я не вполне понимаю, как вы узнаете об этом. Разговор не должен превратиться в экзаменационный опрос. Вы можете использовать любезный и мягкий тон голоса, чтобы смягчить вопросы.

[И.Ш.] У того, кто попробует практиковать метамодель, держа в памяти многочисленные инструкции, как это делать, крыша съедет сразу. У того, кто умеет общаться, уместные вопросы возникают сами собой.

О спонтанной метамодели

Бендлер и Гриндер срисовали метамодель у Перлза. Сам Перлз задавал вопросы, не задумываясь о том, что это вопросы метамодели (и слова-то такого в то время еще не было). Для него задавать вопросы было естественно.

Задавать вопросы естественно, для тех, кто занят не только собой, но и интересуется другими. А человек типический (гомо слабо разумный) спрашивать не может - он только свое несет, а понять собеседника и не пытается...

Задавая вопросы, незачем ограничивать себя рамками метамодели. Спрашивай, если видишь нелогичность, непродуманность, скрытность...

Если человек утверждает что-то, противоречащее моим представлениям о реальности, я буду задавать вопросы, сталкивающие его с реальностью... Типа а как ты объяснишь, что... Если в его собственных представлениях я увижу противоречия - я буду задавать вопросы, сталкивающие его собственные представления... Делать это буду примерно так, как тысячелетия назад делал Сократ. Это в том случае, конечно, если мой собеседник заинтересован согласовать свою систему представлений с реальностью и устранить в ней внутренние противоречия. Если не заинтересован - пусть остается в невежестве. В этом случае, его невежество - его проблема, а не моя.

Такие слова, как очевидно, должен, нельзя, не могу, все, всегда, никогда обращают на себя внимание того, кто отслеживает степень категоричности. А самокритичный человек степень категоричности отслеживает всегда. Если есть самокритика - будет реакция и на подобные паттерны... Если есть самокритика - будет реакция и на все другие паттерны, кстати заметим...

Если есть культура мышления, высказывания типа А вдруг это ЛЮБОВЬ? А вдруг это ШИЗОФРЕНИЯ? Нельзя снимать с себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ не пройдут неуточненными... То есть, номинализации будут распознаны. Будут распознаны не только номинализации, но и другого типа ярлыки, связанные с неопределенными сравнениями (я плохой в сравнении неизвестно с кем, я хороший и так далее).

А кто не способен распознавать номинализации? Тот, кто не пробует разбираться в реальности, а занят навязыванием другим "своей правды", то есть теорий для себя удобных (тот, кто врет). Дурни привычно навешивают ярлыки, а к критике на соответствие ярлыка реальности относятся враждебно, ведь именно эта критика ярлыки обезвреживает. Мышление ярлыками приводит к мышлению номинализациями.

Приведенный в начале статьи пример из той же серии. Психиатр, неспособный быть психологом, мыслит номинализациями, потому что в таком мышлении он спец, а в психологическом мышлении - профан... В одном случае он спаситель, в другом - профан, который должен помочь, но не может. Соответственно, психиатр предлагает "свою правду", вешает ярлык на состояние и освобождает себя от необходимости думать. Так пациент получает статус "больной" и лечение препаратами. А проблемы остаются нерешенными... Если человеку время от времени неожиданно наносят удары, если он все время должен отстаивать свое бытие во враждебной среде, но не умеет этого делать, успокоят ли его транквилизаторы?

Скрытые внушения, что осуществляются посредством пресуппозиций, отслеживаются всеми, кто обращает внимание на собственное настроение в момент разговора, то есть чувствует стеснение свободы и снижение статуса. Вопрос типа Ты будешь делать это сейчас или через пять минут? вызовет чувство стеснения свободы, понимание, откуда оно приходит, и "вопрос метамодели" А почему ты решил, что я вообще буду это делать? . Дурь, задача которой стоит именно в стеснении свободы, отслеживания аффекта не любит... Дурь несовместима с культурой мышления...

Использование непроясненных слов обращает на себя внимание всех, кто отслеживает направление разговора и реальное продвижение вперед. Они видят, что тормозит общение и бессодержательные фразы не остаются незамеченными... То есть привычка строить конструктивный разговор, ответственность за общее общение, не пропускает неопределенности незамеченными. Их пропускает тот, кто привык нести свое, кто свободен от стараний вести разговор в конструктивном русле.

Использование пассивных конструкций отслеживается всеми, кто чувствует разницу между пассивным и активным состояниями души и в разговоре обращает внимание не только на слова, но и на то, какое настроение они передают (все то же отслеживание аффекта).

Чтение мыслей критически обрабатывается всеми, кто сам себя привычно проверяет с помощью уточняющих вопросов, насколько верно он понимает собеседника. Склонность к мисинтерпретациям эту способность выключает. Тем, кто "боится" быть мисинтерпретатором (другими словами, заботится о том, чтобы не оболгать человека в душе своей) эта способность дана от природы. А мастерам мисинтерпретаций и метамодель не поможет...

Человек, который интересуется другими, знает, насколько люди нестандартны, насколько по-разному мотивированы. Угадывать мысли других, исходя из того, что другие ничем от него не отличаются, он не станет - предпочтет задать уточняющие вопросы...

Как неграмотная речь обращает на себя внимание всех, кто говорит грамотно, так и нарушения логики и надуманные причинно-следственные связи обращают на себя внимание всех, кто грамотно мыслит.

Все сбои, на которые метамодель обращает внимание - суть проявление низкой культуры мышления. Они не проходят незамеченными мимо человека с высокой культурой мышления, как не остается незамеченным бытовое бескультурье в среде культурных людей - трудно не обратить внимание, например, на человека, который кричит в библиотеке (не обратит тот, кто сам все время кричит)...

Если дана культура мышления - дана спонтанная метамодель. Ну, а если нет культуры мышления, тогда метамодель будет метакошмаром, и не помогут никакие напоминания о необходимости раппорта.

Грамотность, культура мышления не достигаются за несколько часов тренировок. Они либо оттачиваются всю жизнь, либо не оттачиваются. Не оттачиваются они в том случае, если человек не любит думать и в том случае, если грамотное мышление подводит к выводам, которые человек не хочет признавать.

Еще раз. Поиск правды - культура мышления - спонтанная естественная метамодель. Вранье - бескультурье мышления - неестественные попытки метамодели - метакошмар.

Теперь о НУ-МОДЕЛИ, которую практиковала одна моя давняя знакомая. Что бы ей ни сказали - все ей виделся в словах недобрый скрытый смысл. Чтобы его выявить, она задавала один только вопрос Ну... . И получала обычно дальнейшие разъяснения. Она была психологически образована (точнее, не образована, а дипломирована) и называла этот прием "проективным тестом". Иногда, правда, в ответ она слышала то ли БАРАН КИГНУ то ли БАРАНКИ ГНУ...


Если Вы хотите поделиться интересными мыслями - добро пожаловать на Форум Хозяев.

Хотите поделиться своими впечатлениями от рассылки - оставьте запись в Гостевой Книге.

Или пишите лично ведущему рассылки Илюше Шальнову. Имейте в виду, что письма могут цитироваться с указанием имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.

ICQ 284880074

[Скорочтение] [Английский] [Обучалки] [Психология] [Ссылки]
[О нас] [Словари и Книги] [Все тексты в ZIP 500K] [Форум] [Гостевая]



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное