Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Пробуждение" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-4 за неделю
Психотехники бессознательного 75
Информационный Канал Subscribe.Ru |
[Скорочтение] [Английский] [Обучалки] [Психология] [Ссылки] |
[О нас] [Словари и Книги] [Все тексты в ZIP 500K] [Форум] [Гостевая] |
Научные исследования и партизанские методы
Вернемся к 11 главе книги Маслоу "Мотивация и личность", посвященной самоактуализированным людям. Я бы предпочел называть их свободными людьми...
[Маслоу] Исследование, о котором пойдет речь в этой главе, во многом необычно. Оно не планировалось так, как обычно планируются научные исследования, оно не было продиктовано каким-то социальным заказом, я провел его из чистого любопытства, желая разрешить те нравственные, этические и научные проблемы, которые волновали меня в ту пору. Мне хотелось открыть нечто новое для себя, я вовсе не думал удивить мир или доказать что-то своим недругам.
Однако совершенно неожиданно для меня результаты этого исследования оказались столь впечатляющими, содержали в себе столько информации, что я считаю необходимым рассказать о нем, даже несмотря на все его методологические изъяны.
Есть еще одно соображение, которое заставляет меня вынести на суд общественности результаты этого сугубо приватного исследования. Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь огромную эвристическую ценность.
[И.Ш.] Итак, исследование Маслоу направлялось его личным интересом и привело к впечатляющим результатам. И в этом нет ничего удивительного, потому что исследование, направляемое интересом, обычно приводит к открытиям и "впечатляющим результатам". Ведь интерес - это интуитивное чувство ресурса...
Открытия свободного исследователя всякий раз "неожиданны". Всякий раз поражает стройность и продуманность открывающегося мира. Всякий раз поражает потрясающая ограниченность общепринятого взгляда на вещи - воинствующая, я бы сказал, ограниченность.
А вот социальный заказ как раз редко приводит к открытиям. Общество не "заказывает" ничего ценного. У него те же проблемы, что и у невротика. Хотя невротик, как любой человек, страдает от несвободы, он более всего на свете боится стать свободным, потому что дурни ему это запретили (и свобода для него значит конфликт с дурнями). Так и "исследует" невротик этот мир - не дай Бог увидеть путь к свободе! Так и общество "заказывает" исследования - открывай, что хочешь, но только не пути к свободе.
[Маслоу] В принципе, такого рода исследования очень сложны, сложны именно потому, что исследователю в этой области особенно сложно избежать влияния своих собственных взглядов, предубеждений и заблуждений.
[И.Ш.] Я бы сказал, сложны с точки зрения классического подхода, который попробовал применить Маслоу, но не с точки зрения свободного человека, "самоактуализированной личности". О попытке применения классического научного подхода он дальше и рассказывает.
[Маслоу] Но если и дальше ждать абсолютно точных, надежных, достоверных данных, то мы рискуем никогда не сдвинуться с мертвой точки. Я убежден, что нам не остается ничего другого, как безбоязненно шагнуть в неизвестность, в полную темноту и на ощупь брести в ней, избирая то одно, то другое направление, пока в конце концов впереди не забрезжит свет. У нас есть только один выбор - либо тащиться, либо бездействовать, отказаться от исследования проблемы.
Убедив себя подобными аргументами, я выношу на суд читателя результаты своего исследования, питая надежду, что они прольют некоторый свет на поставленную проблему, и приношу все необходимые извинения тем, кто озабочен в первую очередь проблемами валидности, надежности или репрезентативности.
Метод отбора испытуемых
Я отбирал испытуемых из числа своих знакомых и друзей, а также из общественных деятелей и исторических персонажей.
Кроме того, я провел скрининговое исследование на трех тысячах студентов колледжа, но только один из них стал моим испытуемым, и еще десяток студентов или около того я отнес к разряду потенциальных испытуемых ("растущие личности").
Исходя из этого, я вынужден был заключить, что самоактуализация в том виде, в каком она обнаруживается у людей старшего возраста, для молодых, развивающихся людей в нашем обществе, практически невозможна. В соответствии с этим заключением, я несколько упростил задачу и совместно с Е. Раскиным и Д. Фридманом начал искать среди студентов колледжа относительно здоровых людей.
Мы определили для себя, что отберем студентов этого колледжа, отличающихся особым здоровьем...
Мне бы хотелось привести в качестве примера идеального испытуемого какого-нибудь героя литературного произведения, но мне так и не удалось найти среди них героя нашего времени и нашей культуры (и этот факт сам по себе наводит на размышления).
Исходное клиническое определение самоактуализированной личности, на базе которого мы отбирали испытуемых, состояло из позитивного и негативного критериев.
В качестве негативного критерия мы избрали отсутствие неврозов, психозов, психопатических черт характера, а также выраженных невротических или психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболевания исследовался нами отдельно - подробно и тщательно.
Всегда, когда это было возможно, мы использовали тест Роршаха, но очень скоро поняли, что он больше подходит для выявления скрытой психопатологии, чем для диагностики здоровья.
В качестве позитивного критерия мы приняли наличие признаков самоактуализации - этот набор симптомов до сих пор точно не определен.
В самом общем виде мы определяли самоактуализированного человека как индивидуума, сумевшего реализовать свои таланты, способности, потенции.
Самоактуализированный человек постоянно находится в процессе самовоплощения, глядя на него, хочется вспомнить призыв Ницше: "Так стань же тем, кем можешь стать!"...
[И.Ш.] Второе определение, между прочим, качественно отличается от первого. Второе определение в миллион раз точнее.
[Маслоу] Позитивный критерий предполагает не только удовлетворенность базовых потребностей (в безопасности, принадлежности, любви, уважении и самоуважении), но и удовлетворение потребностей когнитивного уровня, потребности в познании и понимании, а иногда и способность человека подчиниться им.
Другими словами, все отобранные нами испытуемые не только были уверенными в себе, добрыми, благожелательными, уважаемыми людьми, они обладали глубоко личными философскими, религиозными и аксиологическими убеждениями.
Мы пока не знаем, является ли базовое удовлетворение достаточным условием самоактуализации, или оно не более чем ее необходимая предпосылка.
[И.Ш.] Удовлетворение базовых потребностей, конечно же, не является достаточным условием внутренней свободы. Более того, оно не является даже необходимым условием внутренней свободы. Эту мысль развивает Франкл, психиатр, прошедший фашистские концлагеря.
[Маслоу] ...В ходе беседы с испытуемыми мы спрашивали их, как они понимают самоактуализацию, и таким образом собрали множество субъективных, житейских определений исследуемого нами синдрома.
Затем мы сопоставили эти определения и вывели более точное, но все же еще не научное определение, при этом мы попытались избавиться от всех логических и фактических несоответствий, которыми грешат житейские определения (это предварительное исследование мы называем лексикографической стадией исследования).
На основе уточненного житейского определения мы отобрали первые две группы испытуемых, соответственно с высоким и низким показателями самоактуализации.
Мы всесторонне обследовали этих людей, и на основе результатов нашего клинического исследования уточнили первоначальное определение самоактуализации, получив, таким образом, клиническое определение синдрома.
[И.Ш.] Интересно, кто назвал самоактуализацию "синдромом", автор или переводчик. Впрочем, в русском языке, как я уже говорил, масса языковых дыр. Невозможно подчас подобрать слова, соответствующие важнейшим понятиям, на которые должно было бы опираться мышление. Толи языковые дыры являются следствием неразвитости мышления народа, толи неразвитость мышления - следствие языковых дыр...
[Маслоу] Опираясь на новое определение, мы произвели повторный отбор испытуемых, получив новую группу высокоактуализированных людей, в которую вошли несколько человек, первоначально отвергнутых нами.
Эту группу мы вновь обследовали с помощью клинических методов, присовокупив к ним несколько экспериментальных методов, и это позволило нам еще тоньше определить исковое понятие, модифицировать, уточнить и расширить его сугубо клиническое определение.
На основе этого нового определения еще раз была отобрана группа испытуемых, и вся процедура повторилась вновь.
Таким образом, первоначально расплывчатое, ненаучное, народное понимание самоактуализации становилось все более и более четким, все более операциональным, а следовательно, и более научным.
[И.Ш.] Что бы значила эта добавка к предложению, "а следовательно, более научным"? Неужели четкости и применимости недостаточно? Что же еще нужно ученым? Какая такая научность им еще нужна? Что же еще эта "научность" включает? Профессорский стиль изложения? Наличие цифр в формальном отчете? Ссылки на работы других профессоров?
[Маслоу] Разумеется, процесс коррекции определения не был столь гладким, как это может показаться на первый взгляд. Нам постоянно приходилось вносить те или иные поправки, вызванные соображениями как теоретического, так и практического характера.
Так, например, мы довольно скоро обнаружили, что житейское определение самоактуализации предъявляет чрезмерно высокие, слишком нереалистичные требования к человеку. Поэтому мы перестали сгоряча отвергать испытуемых, которых хотя бы с небольшой натяжкой можно было отнести к разряду самоактулизированных личностей, у которых обнаруживались лишь отдельные, незначительные изъяны и недостатки, или, говоря другими словами, мы поняли, что совершенство не может быть критерием самоактуализации, так как совершенных людей, по-видимому, просто не существует.
Другая проблема заключалась в том, что далеко не во всех случаях нам удавалось получить необходимую для клинического исследования полную и всеобъемлющую информацию о человеке. Некоторые из испытуемых, узнав о цели исследования, приходили в замешательство, смущались, становились скованными или же поднимали нас на смех и отказывались участвовать в эксперименте.
[И.Ш.] Странная реакция со стороны самоактуализированных людей... Если это отношение к теме исследования, с самоактуализированными ли людьми имели дело исследователи? Если это отношение к прокрустовым системам тестированиям, может, стоило отказаться от прокрустовых систем?
Учтя этот негативный опыт, мы стали обследовать своих испытуемых, особенно пожилых людей, косвенными методами, а честно говоря - методами полупартизанскими.
[И.Ш.] Полупартизанские методы исследования, как показывает работа Маслоу, подчас оказываются более эффективными, чем лабораторные. Можно ли их назвать научными? Да какое мне дело до того, можно ли эффективные методы назвать научными? Мне эффективные, а не научные методы нужны.
Исследовать жизнь можно не только полупартизанскими методами, но и прямо партизанскими, которыми, например, исследовал жизнь Александр Зиновьев (см. далее).
[Маслоу] Поскольку нашими испытуемыми были конкретные живые люди, имена которых мы не вправе называть, то мы не смогли соблюсти два требования из тех, что обычно предъявляются к научному исследованию, а именно: воспроизводимость исследования и доступность данных, на основе которых делаются заключения.
[И.Ш.] На самом деле, выводы, полученные в результате лабораторного исследования, представляют по жизни малую ценность.
Во-первых, потому что наука на девяносто процентов профанирована (к оставшимся десяти я отношусь с превеликим уважением!!!). Гуманитарные науки профанированы в гораздо большей степени, чем естественные. Потому выводы, предлагаемые "наукой" сегодня, завтра будут на девяносто процентов этой же наукой рассматриваться как вранье, продиктованное социальным заказом. Кому, как ни нам, жившим в эпоху "единственно научного" "марксистского" мировоззрения, следует это понимать. Потому, верить на слово тому, что утверждает наука, категорически нельзя, как нельзя верить и тому, что утверждает религия. Жить надо своим умом.
Во-вторых, меня интересуют жизненные ситуации, которые мне предстоит распознавать вне лабораторий, без микроскопов, телескопов и дифференциальных уравнений... Жизненные ситуации - они совершенно неповторимы с одной стороны, но, с другой стороны, жизнь воспроизводит их снова и снова... Жизнь неповторима, как позиции в игре Го, но это не значит, что в игре нельзя научиться ориентироваться. Другими словами, повторимость, воспроизводимость жизненных ситуаций - не та воспроизводимость, с которой классическая наука привыкла иметь дело.
Если наука предлагает мне знания, в достоверности которых я не могу убедиться непосредственно, эти знания мне не нужны. Если я сам могу разглядеть взаимосвязи явлений, на который мне указывает наука, что мешает мне самостоятельно эти взаимосвязи открывать?
[Маслоу] Как были получены данные и как они будут представлены
Процесс сбора информации в ходе нашего исследования состоял не столько в накоплении специфических дискретных фактов, сколько в постоянном движении к тому, чтобы сформировать общее, целостное впечатление об изучаемом явлении.
Этот процесс можно сравнить с тем, как в повседневной жизни мы формируем свое впечатление об окружающих людях по мере общения с ними.
Очень редко мне удавалось свести общение с пожилыми людьми в рамки структурированной экспериментальной ситуации, уговорить их на участие в целенаправленном обследовании с помощью стандартизованных опросников или тестов (хотя с молодыми испытуемыми это было возможно). Я общался с ними неформально, стараясь, чтобы внешне это походило на обычную беседу. Кроме того, при всяком Удобном случае я задавал интересующие меня вопросы моим друзьям и Родственникам.
Именно потому, что процесс сбора информации зачастую был не стандартизован, а также из-за малочисленности испытуемых и невозможности собрать полную информацию о некоторых из них, я не могу представить вам никаких количественных данных, никаких цифр. Единственное, чем я могу поделиться с вами - это ряд впечатлений, которые, как мне кажется, содержат в себе немало ценной информации.
Я обобщил свои впечатления, проанализировал их и обнаружил несколько характеристик, свойственных всем самоактуализированным людям.
Понятно, что эти характеристики требуют дальнейшего клинического и экспериментального исследования.
[И.Ш.] Так ли уж необходимо дальнейшее именно клиническое и экспериментальное исследование, я не знаю... Есть и другой способ исследования, к которому мы, следуя за Маслоу, сейчас подходим. Первое, что характеризует самоактуализированных людей по Маслоу - это эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью.
Я бы сказал, что свободные люди могут напрямую видеть взаимосвязи явлений (об этом, собственно Маслоу дальше и пишет). Им не нужны для этого лаборатории... Чтобы разобраться в жизни, лучше всего самому стать свободным. В частности, "самоактуализированная" личность может исследовать самоактуализацию...
Маслоу - описал, как свободные люди смотрятся со стороны. Куда интересней взглянуть на мир глазами самого свободного человека. Увидеть мир глазами свободного человека, значит самому стать свободным.
Что толку смотреть со стороны на гроссмейстера? Как он двигается, как он рисуется, как встает из-за стола, выиграв очередную партию, как с девочками себя ведет... Интересно посмотреть на мир его глазами, увидеть саму игру во всей ее глубине. Увидишь - сам станешь гроссмейстером!
Сам Маслоу, как видно, делал свои открытия именно благодаря своей внутренней свободе, и лишь затем приводил их к виду, доступному для понимания "ученых". Он собственно и был ученым в истинном смысле этого слова, но под стандартную "профессуру" старался подстроиться. Как писал Идрис Шах, "настоящих ученых мало, подделывающихся под них - великое множество. Как результат, именно их стали называть учеными. В странах, где нет лошадей, лошадьми называют ослов".
[Маслоу] Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью
Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с самоактуализированным человеком, так это на его поразительную способность распознавать малейшее проявление лжи, фальши или неискренности.
Оценки этих людей удивительно точны. Неформализованный эксперимент, в котором принимали участие студенты колледжа, выявил одну отчетливо выраженную тенденцию: студенты, имевшие высокие показатели по тесту базовой безопасности (то есть здоровые студенты), оценивали своих преподавателей гораздо более точно и верно, чем студенты, имевшие низкие показатели по этому тесту.
По ходу исследования я все больше убеждался в том, что такого рода эффективность восприятия, обнаруженная поначалу только в сфере взаимоотношений с людьми, нужно понимать гораздо шире. Она распространяется на очень многие аспекты реальности - практически на все, исследованные нами.
Живопись, музыка, интеллектуальные и научные проблемы, политические и общественные события - в любой сфере жизни эти люди умели мгновенно разглядеть скрытую сущность явлений, обычно остававшуюся незамеченной другими людьми. Их прогнозы, каких бы сфер жизни они ни касались и на сколь бы скудные факты ни опирались, очень часто оказывались верными.
Мы склочны понимать это так, что актуализированный человек отталкивается в своих суждениях от фактов, а не от личных пессимистических или оптимистических установок, желаний, страхов, надежд и тревог.
Сначала я назвал это свойство "хорошим вкусом" или "здравомыслием", осознавая всю неточность этих терминов. Но постепенно у меня появлялось все больше оснований (о некоторых из них я расскажу ниже) говорить не столько о вкусе, сколько о восприятии, и, в конце концов, я пришел к убеждению, что эту характеристику правильнее было бы назвать "способностью к восприятию фактов" (в отличие от склонности к восприятию мира через призму устоявшихся и общепринятых мнений или представлений).
Я надеюсь, что этот мой вывод, или точнее, предположение, когда-нибудь найдет себе экспериментальное подтверждение.
[И.Ш.] А если не найдет "экспериментального" подтверждения, что с того?
[Маслоу] Ведь если нам удастся это доказать, то последствия, которые повлечет за собой признание этого факта, будут поистине революционными.
[И.Ш.] Те выводы, которые общество не может опровергнуть, оно просто отвергает. Потому наличие или отсутствие доказательств ничего не меняет. Кроме того, ничто в этом мире не может быть доказано, но это уже другой разговор...
[Маслоу] Английский психоаналитик Мони-Кирл уже заявил, что невротик - это не просто малоэффективная личность, это личность абсолютно неэффективная. Мы можем сказать так хотя бы потому, что невротик не может воспринимать реальность настолько же ясно и эффективно, как воспринимает ее здоровый человек. Невротик болен не только эмоционально - он болен когнитивно!
Если мы определим здоровье и невроз соответственно как верное и неверное восприятие реальности, то перед нами со всей неизбежностью встанет проблема факта и его значения, или оценки, или, иначе говоря, проблема единства реального и ценностного.
Это означает только одно - мы уже не вправе искоса смотреть на ценности и отдавать их на откуп кликуш и религиозных проповедников, пора сделать их объектом эмпирического исследования.
Тот, кто когда-либо сталкивался с этой проблемой, понимает, что именно она должна стать фундаментом истинной науки о ценностях, которая, в свою очередь, ляжет в основание нового понимания этики, социальных отношений, политики, религии и т.п.
Кажется совершенно очевидным, что нарушения адаптации и неврозы способны снизить остроту зрительной перцепции, осязания, обоняния... Я убежден - рано или поздно мы получим экспериментальные подтверждения тому, что восприятие здоровых людей гораздо в меньшей степени, чем восприятие больных людей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений.
Можно также предположить, что именно эта, априорная эффективность восприятия самоактуализированных людей обусловливает их здравомыслие, способность видеть истину, их логичность, умение приходить к верным заключениям, то есть когнитивную эффективность.
Более высокое качество взаимодействия с реальностью проявляется у этих людей и в том, что им не составляет труда отличить оригинальное от банального, конкретное от абстрактного, идеографическое от рубрифицированного. Они предпочитают жить в реальном мире, им не по нраву искусственно создаваемые миры абстракций, выхолощенных понятии, умозрительных представлении и стереотипов, миры, в которых пожизненно поселяется большинство наших современников.
Самоактуализированному человеку явно больше по душе иметь дело с тем, что находится у него под рукой, с реальными событиями и явлениями, а не со своими собственными желаниями, надеждами и страхами, не с предубеждениями и предрассудками окружения.
"Наивное восприятие" - так охарактеризовал эту способность Герберт Рид.
Исключительно многообещающей кажется мне еще одна особенность самоактуализированных людей - их отношение к неизвестному.
Исследование этой особенности может стать своего рода мостом, соединяющим академический и клинический разделы психологического знания. Здоровых, самоактуализированных людей не страшит неизвестность, неопределенность не пугает их так, как пугает среднестатистического человека. Они относятся к ней совершенно спокойно, не видят в ней угрозы или опасности для себя. Наоборот, все неизвестное, неструктурированное притягивает и манит их. Они не только не боятся неизведанного, но приветствуют его. Очень показательно в этом смысле заявление Эйнштейна: "Самое прекрасное в мире - это тайна. Она источник искусства и науки".
Воистину, этих людей можно назвать интеллектуалами, исследователями, учеными; очень легко счесть, что все дело здесь и состоит именно в интеллектуальной мощи, однако нам известно множество примеров высокоинтеллектуальных людей, которые несмотря на свой высокий IQ, то ли в силу слабости, то ли из-за боязни, то ли по причине конвенциональной или в силу каких-то иных личностных дефектов, всю свою жизнь занимались мелкими проблемами, отшлифовывали до блеска давно известные факты, объединяя их в группы и разделяя на подкатегории, - словом, занимались всякой чушью, вместо того чтобы свершать открытия, как подобает настоящему ученому...
Эти люди совершенно свободно могут позволить себе - когда ситуация требует того - беспорядочность, небрежность, неаккуратность, анархизм, бардак, неуверенность, неточность, нерешительность, сомнения, даже страх (все это вполне допустимо, а иногда даже необходимо как в науке, так и в искусстве, не говоря уже о жизни как таковой).
Таким образом, неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства обычных людей, стимулируют самоактуализированную личность, побуждают ее к исследованию и познанию.
Принятие себя, других, природы
Мне кажется, что очень многие характеристики, отличающие самоактуализированных людей, характеристики, на первый взгляд как будто не имеющие глубинных детерминант, кажущиеся совершенно обособленными, не связанными друг с другом, на самом деле можно понять как разные производные или разные формы проявления одной основополагающей, фундаментальной установки, а именно - отсутствия самодовлеющего чувства вины и стыда... Другое дело невротик - чувство вины терзает его, он порабощен стыдом и движим тревогой.
Да что там невротик! Даже среднестатистический представитель нашей культуры, так называемый нормальный человек готов поддаться переживанию вины, стыда и тревоги даже в тех случаях, в которых это совершенно не обязательно.
Но здоровый человек тем и отличается от среднестатистического, что он живет в ладу с собой, и если уж на то пошло, не слишком огорчается по поводу своих недостатков.
[И.Ш.] Вот именно! Среднестатистический человек - это больной, невротик, дисгармоничная личность...
Конечно, Маслоу пишет интересно, и прочитать его надо, но перепечатывать всю одиннадцатую главу его книги в своей рассылке я не буду. Хочу только заметить, что внутренняя свобода - это естественное для человека состояние. О том, как хорошо быть свободным, и рассказывает Маслоу... Дурь - это бытие прямо противоположное вышеописанному. Тяжелое состояние. Плохой выбор!
Возвращаясь к разговору о возможности познания этого мира, приведу слова Александра Зиновьева.
[Зиновьев] Я вспомнил об эвристических принципах, которые открыл для себя еще в юности, начав изучать советское общество тайно, в одиночку и в условиях, которые никак не располагали к серьезной науке.
Любая произвольно взятая и достаточно обширная сумма информации, относящаяся к некоторому социальному объекту, содержит в себе все то, что необходимо и достаточно для понимания сущности этого объекта.
Самые глубокие тайны основных социальных явлений открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. Люди не видят их главным образом потому, что не хотят их видеть или признать их за нечто достойное внимания. Во всех сенсационных сочинениях, разоблачающих некие тайные и скрытые пружины общественной жизни и человеческой истории, содержится истины не больше, чем способен заметить здравомыслящий ум в самых заурядных житейских делах.
[И.Ш.] Сейчас нет необходимости изучать жизнь тайно и в одиночку. Сейчас можно найти интересные книги, рассылки, форумы. И свободные исследователи читают книги куда внимательней, чем это делают студенты перед экзаменами, то есть будущие ученые...
Итак, основная мысль рассылки. Исследователь - слово с большой буквы. Ученый - с маленькой. Исследователь может быть ученым, может и не быть. Если ученые говорят вам, что ваше исследование "ненаучно", потому малоценно - можно послать их, чтобы шли своей дорогой, чтобы под ногами не путались... Впрочем, куда интереснее самих "ученых" расспросить о критериях научности, которым они пользуются и о том, почему они именно эти критерии выбрали. В таких расспросах много забавного можно для себя открыть.
Если Вы хотите поделиться интересными мыслями - добро пожаловать на Форум Хозяев.
Хотите поделиться своими впечатлениями от рассылки - оставьте запись в Гостевой Книге.
Или пишите лично ведущему рассылки Илюше Шальнову. Имейте в виду, что письма могут цитироваться с указанием имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.
[Скорочтение] [Английский] [Обучалки] [Психология] [Ссылки] |
[О нас] [Словари и Книги] [Все тексты в ZIP 500K] [Форум] [Гостевая] |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||