Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь психического здоровья

  Все выпуски  

Путь психического здоровья.Выпуск 64.


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики! С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев. Выпуск 64. Обратная сторона роскоши. Это я – про человеческое общение. То самое, которое наряду с трудом отличает человека от прочих живых существ на планете. Но за все приходится платить. От труда можно заработать переутомление или стать трудоголиком, а от общения – получить эмоциональное выгорание – вещь, которая способна стереть в порошок любого человека. В наибольшей степени выгоранию подвержены профессии, для которых общение есть краеугольный камень – медики, педагоги, юристы, представители социальных служб и даже органов внутренних дел. Вот одна из статей по профилактике этого крайне неприятного состояния. Типы конфликтов в системе «врач - пациент» В смежных областях лечения души – психиатрии, психотерапии и психологии – течение и результаты лечения зависят от установления продуктивного контакта между врачом и пациентом. Во многом это зависит от личных качеств и мастерства врача (ведь необходимо уметь находить подход к очень разным людям с абсолютно подчас разными проблемами), но также и от желания и настроя самого пациента. Если контакт установить не удается и возникает недопонимание между врачом и пациентом, то от этого страдает прежде всего сам пациент и его здоровье. При этом часто развиваются конфликтные ситуации с системе «врач - пациент». О типах таких конфликтных ситуаций мне и хотелось бы рассказать. Первая ситуация, когда пациент не удовлетворен личностными качествами врача («неотзывчивый», «недоброжелательный», «формальный», «халатно исполняет свои обязанности» и т.д.) и / или (часто два эти аспекта взаимозависимы и переходят один в другой) ходом лечения и его результатами (не оправдываются надежды, возложенные пациентом на врача и его компетентность). В такой ситуации сложно что-либо изменить: доверие к врачу потеряно, улучшения состояния не происходит. Ожидания пациента индивидуального подхода к его случаю, индивидуального подбора лечения и эмоциональной вовлеченности врача в его проблему не оправдываются. И часто исходом этой конфликтной ситуации является уход больного от лечащего врача, переход к другому или разочарованность в возможностях медицины в целом и отказ от дальнейшего лечения вообще. В описанной ситуации сложно говорить об однозначной вине врача, скорее свою лепту вносят обе стороны терапевтического процесса или пациент неверно (в силу болезни или личностных особенностей) трактует действия и назначения врача. При втором типе конфликтных ситуаций между врачом и пациентом ответственность полностью ложится на компетентность врача, который не может совладать с собственными чувствами и на первый план выдвигает свою антипатию к пациенту. Конечно, медицинские работники обучаются лояльно и терпеливо относиться и помогать всем пациентам, но все мы, и по каким-то причинам (неопытность, усталость, профессиональное выгорание) можем показать свое раздражение или неприязнь, хотя это противоречит принципам терапевтического процесса и компетентности врача. Выводы из всего выше сказанного напрашиваются сами собой: крайне важно для медицинских работников индивидуально подходить к каждому пациенту, не забывать о своем профессионализме и об обязанности помогать всем страждующим, но и пациентам также важно научиться понимать сложность и трудоемкость работы врача, уважать его личное время и профессиональные качества. Белко А.А., медицинский психолог А вот – конкретный случай из повседневной практики: «Я, как мать троих детей, не могу смотреть на то, как молоденькие девчушки стали одеваться, ровняясь на странную моду глянцевых журналов. Меня до глубины души возмущает, как эти пигалицы – «растопырочки» ходят в мороз в коротеньких курточках, из-под которых торчат голые животы с пупками. Куда только смотрят их родители, если у них самих мозгов не хватает?! Так и хочется сделать замечание, еле сдерживаюсь!» Пожалуйста, подскажите, как поступать в таких ситуациях?» Совет психолога: В подобного рода ситуации (когда нам хочется сделать другим замечание), все мы попадаем практически ежедневно, но каждый воспринимает их по-своему. И мне понятна Ваша реакция. Я вижу два выхода из таких ситуаций: 1) позволить своему возмущению вырваться наружу, т.е. сделать замечание или даже обругать человека, и следовательно развязать конфликт (так как редкий человек на внезапное бестактное замечание промолчит или обратит ситуацию в шутку, скорее все же ответит грубостью на грубость – это естественная защитная реакция в современном обществе); и 2) промолчать, «переварив» свое раздражение внутри себя (но с условием, что оно не выплеснется на близких людей), вспомнив о существовании собственного достоинства, которое позволяет нам быть выше ситуации и не реагировать на обилие незначимых стресс-факторов. Делать замечания или давать советы незнакомым нам людям, лишь потому, что что-то в них нам не нравится или раздражает, невежливо: каждый человек имеет право носить или делать то, что ему нравится. Поэтому поступать в описанных ситуациях можно двояко, но четко представляя себе последствия своих действий, реакцию окружающих и собственное внутреннее состояние, которое после всего этого останется. Т.е. мы можем сделать замечание и попасть затем в глупую и некрасивую ситуацию с ощущением неприятного осадка внутри, или промолчать, но остаться человеком с достоинством, не опускаясь до навязывания своей точки зрения и развязывания конфликта. Белко А.А., медицинский психолог Рецепт недели: 1.С представителями каких профессий вы чаще всего конфликтуете? 2.Почему конкретно? 3.Знаете ли вы тех, у кого это общение оказывается успешным и продуктивным? 4.Можно ли научиться у этих людей чему-либо полезному? 5.Как конкретно? 6.Что произойдет тогда? Ведущий рассылки - Доктор Сергей Зиновьев 2007. Зиновьев С.В. Все права защищены. mailto:sergezinoviev@yandex.ru http://psyroad.narod.ru

В избранное