Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь психического здоровья

  Все выпуски  

Путь психического здоровья. Выпуск 43.


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!

С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев.

Выпуск 42.

9. К МЕТА-МОДЕЛИ.

9. 1. Насущная необходимость.

Под моделью в самом общем виде подразумевают способ формального описания или отображения чего-либо, содержащий минимальное число элементов. Иначе говоря, признак или какая-либо составляющая явления должны быть упрощены настолько, чтобы исключить дальнейшую возможность дробления и минимизации. Кроме того, модель всегда предполагает наличие языка, учитывающего ее внутреннюю структуру (Самохвалов В. П., 1993).

Первым этапом построения модели можно считать выделение достаточно однозначных элементов.

Второй этап - структурное описание системы.

Третий этап - описание работы системы в динамике.

В данном случае мы используем понятие мета-модели, то есть такого описания или отображения самоубийства, которое включает в себя существующие основные подходы (модели) - социально-психологическую, биологическую и метафизическую (духовную).

Как правило, в рамках отдельно взятого подхода самоубийство описывается в основном как конфликт (противоборство двух тенденций) - желаний и способа их достижения, инстинктивных импульсов и возможностей их реализации, духовного роста и сдерживающих его факторов. Теоретически и практически полярность, дихотомия присуща всем живым существам. Ей противостоит хрупкое единство эго, возникшее в ходе эволюции благодаря множеству мер.

9. 2. Через плоскость - в объем.

Вместе с тем для более полного описания самоубийства будет целесообразнее введение не дихотомической (тело - душа и так далее), а трихотомической (троичной) модели, отображающей основные аспекты человеческого бытия. Их можно расположить в пространстве по координатныи осям X, Y, Z и обозначить с их помощью следующие аспекты :

«природа / тело» - реализация инстинктивных потребностей ;

«культура / душа» - обучение правильному социальному поведению ;

«дух» - утверждение индивидуальности.

Тем самым мы получим объемное, трехмерное изображение, включающее в себя основные онтологические направления. Совершенно очевидно, что нормальное функционирование человека невозможно без гармоничной совместной работы всех упомянутых составляющих. Например, реализация человеком инстинктивных (пищевая, половая и другие) потребностей попросту невозможна без соблюдения существующих социальных норм и правил поведения, а также без утверждения в них своей индивидуальности. Социализация происходит при реализации врожденных (инстинктивных) потребностей и имеет четкие индивидуальные особенности.  Утверждение индивидуальности обязательно происходит в ходе социального взаимодействия и через удовлетворение инстинктивных потребностей, и так далее. Все эти параметры находятся в динамических взаимоотношениях. С любым из них можно утратить контакт (временно или хронически). 

Исходя из трихотомической мета-модели (кстати, именно троична человеческая структура в тибетской и ведической медицине, христианстве, ортодоксальном психоанализе и его современной модификации - транзактном анализе и даже в каббалистике), возможны три варианта генеза самоубийства. При этом две составляющие бытия вовлекаются во взаимный конфликт, а третья становится «виртуальной» или «репрессированной» - вышедшей из-под произвольного контроля, лишенной уловимого сознанием эмоционального заряда (энергетической подпитки) и, по сути, неуправляемой (но не исчезнувшей) «мнимой величиной». Либо же изначальная «репрессия» («виртуализация») одного аспекта сталкивает остальные в конфликте.  Двоичные (дихотомические) модели игнорируют этот факт, порой сводя на нет усилия специалистов, направленные только лишь в одной плоскости.

Так, первая из возможных моделей самоубийства подразумевает конфликт человека «духа» и человека «природы», то есть утверждения собственной индивидуальности, самобытности и в то же время - возможности реализации собственных инстинктивных побуждений.  Наиболее показательный возрастной пример - самоубийства в среде молодежи : с одной стороны - растущая необходимость проявления себя как чего-то самобытного, что обусловлено формирующимся абстрактным мышлением, желанием эмансипации и противопоставления себя окружающему миру, а с другой стороны - столь же быстрое нарастание напряженности инстинктивных потребностей, требующих немедленного удовлетворения. При этом виртуализируется, «упускается» необходимость проявления человека «культуры», социализации.

Либо же это может случиться под пресснгом окружающей социальной среды, препятствующей как реализации значимых инстинктивных потребностей, так и обезличивающей человека. Яркие примеры тому - самоубийства заключенных, солдат, воспитанников сиротских учреждений и адептов тоталитарных сект. Кстати, все эти жестко регламентирующие жизнь организации и институты способны прочно привить попавшему в них состояние инфантилизма.

В молодом возрасте нередки переживания неуверенности,  беспокойства и внутренней драмы вследствие слабости образа Я и в то же время - настоятельной необходимости реализации инстинктивных потребностей. Одновременно с этим выявляется дефицит социально значимой информации и опыта. Не стоит забывать и социально подддерживаемую дискриминацию молодежи - не столь давно алкогольные напитки по административным правилам можно было продавать лицам, достигшим 21 года. В то же время призыв в Вооруженные Силы, в том числе и в Афганистан, производился  на два-три года в 18 лет... Половозрелый и остро чувствующий себя и мир человек становится социально завершенным по меньшей мере к 23-25 годам («требуются молодые, с опытом работы»). Не является ли нынешний бум психопатизации, наркотизации и сектантства среди молодых своеобразным ответом на существующий ход событий ?

. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»... Возможно, именно эта, типичная для молодого возраста модель описывает так называемые «альтруистические суициды», в генезе которых лежит попирание, репрессия главных человеческих добродетелей - Веры, Надежды, Любви окружающим социумом.

Одной из наинеудачнейших попыток адаптации молодого поколения следует признать возникновение так называемой «молодежной культуры». Это - коммерчески обусловленное явление, противопоставляемое культуре настоящей, то есть обобщенному опыту относительно того, как вообще жить. Данное явление способно затруднить нормальное усвоение основных, выверенных опытом предшественников основных ценностей детородного, зрелого возраста. В итоге молодые фиксируются в «недосоциальном» состоянии и иногда погибают от этого.

«Чтобы преодолеть нынешнюю расслабляющую волну крушения духовных идеалов, ведущую к насилию и жестокости - нужно убедить молодых дюдей, что они не утолят нормальную жажду свершений эксцентрическим поведением... Им не уйти от действительности, с которой они не могут справиться... Нужно объяснить, какие методы адаптации полезны, а какие вредны. Этому можно научить если не с помощью продуманных учебных программ, то, во  всяком случае, путем наставничества» - писал нобелевский лауреат Г. Селье (Selye H., 1984).

Второй вариант модели самоубийства, более характерный для лиц зрелого возраста - это конфликт проявлений «природы», прежде всего способов выражения агрессии, и, соответственно, «культуры» - то есть невозможность выразить импульсы бессознательного «легальным», «общепринятым» путем в современных условиях. Виртуализованным аспектом становится «дух» - становление самобытности, дающее, парадоксальным образом (напомним предыдущую главу) и единение с окружающим миром.

Привычный жизненный уклад явно или скрыто стимулирует у половозрелых и социализированных (взрослых и трудоспособных) людей как гипертрофию притязаний (конкуренция, кризис перепроизводства), так и чувство ответственности за «неудачу» в их реализации (от налоговой декларации до страха тотальной неудачи). Он не способствует истинно духовному (индивидуация через единение) самоопределению, а скорее гипертрофирует индивидуализм и одиночество.

Подобная модель работает и там, где человек вольно или невольно лишен знаний о духовном аспекте собственного бытия, вовлекая тем самым остальные его пласты в тяжелый конфликт и получая в лучшем случае вместо духовности категорические императивы. В таком же контексте возможно и рассмотрение суицида как казни себя (при нарушении долга, обета, кодекса чести). 

Только философия альтруизма, проникнутая духовным началом и ориентированная на «долгосрочный проект» в сотрудничестве с окружающим миром и людьми, способна внести ясность в этот конфликт. 

И, наконец, третий из возможных вариантов самоубийства с позиции описывемой мета-модели - это конфликт «духа» (сформированной индивидуальности) и «культуры» (суженного пространства для проявления социального взаимодействия) при виртуализации «природы» (затруднения реализации инстинктивных потребностей). Он типичен для пожилого возраста, а также больного, ослабленного недугом организма.

 Пожилой возраст - это инволюция тела, снижение памяти и внимания как предпосылок интеллекта, социальная невостребованность при наличии значительного опыта. Если во второй половине жизни сохранются устойчивые социальные связи, то и в этом возрасте остаются предпосылки для высокой жизненной устойчивости и творческой активности. Это более выполнимо при упрочнении природных задатков «прочности», повышении уровня биологической энергетики с профилактической целью, улучшении экологического фона.

К третьей модели можно отнести и некоторые самоубийства, носящие ритуальный характер. Типичный пример - старинный индийский обряд «сати» - сожжение вдовы вместе с умершим супругом. Овдовев, индийская женщина прежде всего теряла свой инстинктивный, физиологический аспект бытия. Оставались обычаи социума, вера в реинкарнацию и утраченная в этой жизни любовь. Строка из сутр наглядно демонстрирует это :

      Довольно времени была ты верною женой

      Тому, кто сделал тебя матерью его детей.

Разумеется, приведенная автором классификация не претендует на окончательность и бесспорность. Она не учитывает, например, очень важные психопатологические аспекты или особенности культур, разительно отличающиеся от привычной нам европейской. Однако в приложении к каждому конкретному случаю применение ее будет способно открыть новые взаимосвязи и подсказать возможные пути предотвращения беды. 

Ведущий рассылки - Доктор Сергей Зиновьев

      © 2007. Зиновьев С.В. Все права защищены.

      mailto:sergezinoviev@yandex.ru

http://psyroad.narod.ru


В избранное