Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Практическая психология на каждый день" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Путь психического здоровья, Выпуск 35.
ПРЫЖОК В НИЧТО. По результата семинара по эрискснонианскому гипнозу можно судить о вовпросах, заданных автору. На приватные уже ответил, теперь отвечаю на общие перывыми главами из книги, посвященнной проблеме саамоубийств, по сути, ответами из книги (в продаже, наверное, уже нте). САМОУБИЙСТВО. ПОПЫТКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА.
Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики! С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев. Выпуск 35. Эта работа - первая в отечественной литературе попытка, опираясь на системные принципы исследования сложных явлений, упорядочить представления профессионалов и дилетантов в одной из самых насущных и болезненных областей человеческого бытия.
1. ВВЕДЕНИЕ. Mortui vivos dociunt. (Мертвые учат живых - лат. ) 1. 1. В плену не-существующего. Двадцатый век - на исходе. Сам по себе конец тысячелетия способен настроить на апокалиптический лад. Человечество успело испытать и пережить практически все. Колонизация планеты и полеты в Космос, появление мировых религий и геноцид, Интернет и экологический кризис... Сейчас мы живем во время, пришедшее на смену векам аграрному и индустриальному - в эпоху господства информации и, как следствие - нигилизма (критики ценностей). Большинство трудоспособного населения Земли занято не на производстве, а в сфере информации. Информация (ин-формация) есть не просто мера упорядоченности энтропии, багаж знаний, но и победа формы над содержанием (политика, пропаганда, реклама, популярное искусство), победа мысли (точнее, умышленности) над вульгарным материализмом. При этом подмена означаемого означающим становится тотальной. В быстром и интенсивном потоке информации все труднее отделить реальность от вымысла, существенное от несущественного. «Всякое событие можно толковать как угодно, оно открыто любым интерпретациям. Оно как бы потеряло свой нерв, свою соль, свой центральный смысл» (Горичева Т. М., 1992). «Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазмы, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальнейших реальностей. Много ли есть онтологически реального в биржах, банках, в бумажных деньгах, в чудовищных фабриках, производящих ненужные предметы или орудия истребления жизни, во внешней роскоши, в речах парламентариев и адвокатов, в газетных статьях, много ли есть реального в росте бесконечных потребностей ? Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения» (Бердяев Н. А., 1924). Пьющий шипучий напиток молодой человек под лозунгом «Обновляйся!». Стиральный порошок как «решение всех проблем». Автомобильное масло, гарантирующее успех (не больше и не меньше)... Виртуальный, не-существующий в реальности мир получается равносилен слову (поставленное с ног на голову «В начале было Слово... »). При этом естественный ход жизни становится не определяющим ее порядком. И когда современный человек вольно или невольно становится рабом виртуального, информационного спектакля-игры, ценность реальной жизни начинает падать. Человека становится слишком мало, чтобы быть защищенным и подготовленным ко многим неподвластным виртуализации проявлениям реальности. В полной мере это относится к смерти и самой человеческой ее форме - самоубийству. Почему мы заговорили именно об этом ? 1. 2. Человеческое, слишком человеческое. Во-первых, смерть - в высшей степени значительное событие, рассмотрение которого способно обогатить общепринятое видение мира и ценностей . Во-вторых, проблема самоубийств (или суицидов) - едва ли не древнейшая человеческая проблема. В самом наивном изложении она заключается в том, что мы не только смертны, но в отличие от прочих живых существ имеем устойчивую и вполне вероятную возможность самостоятельного прекращения своей жизни. Преподносимая нам сегодня версия реальности «фальшива и опасна не менее, чем та, которая некогда исходила из отделов пропаганды ЦК КПСС» (Дондурей Д. Б., 1998). Вместо светлого будущего нас пичкают будущим «мазохистски-сладостно-самоубийственным». »Все «проходящее через средства массовой информации, сам психологический климат напичканы катастрофичностью и запугиванием». При этом, по мнению автора, «нестабильность, паника, раздувание чувств ненависти, слабости и краха выгодны некоторым силам в стране, мечтающим о скорейшем неправедном обогащении за счет других». Увы, внимают подобным словам не все... Кто из нас, и так смертных, не знает добровольно ушедших из этой жизни?Кто, как он считает, застрахован от этой магии саморазрушения ?Согласно мнению автора, в вероятностном аспекте независимо от богатства, уровня интеллекта и социального обустройства человек может стать жертвой самого себя. Заметим, против самоубийств в отличие от геноцида или загрязнения планеты не выступает ни один политик, эколог или пацифист, что само по себе симптоматично. В лучшем случае с покушающимися на свою жизнь стараются обойтись «наиболее человечно» - не афишировать сам факт, по возможности лечить недолго и не в психиатрической больнице (заодно - меньше затрат), фактически оставляя наедине с собой. Превратное истолкование евангельских слов - «пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов»... 1. 3. Общее дело. Суициденты (люди, выбравшие самоубийство как способ ухода из жизни ) попадают в поле зрения представителей множества служб - медиков и психологов, социологов и юристов, представителей религиозных конфессий и сотрудников похоронных контор. Вместе с тем любая из точек зрения представителей отдельно взятой профессии, взятая сама по себе, неизбежно грешит однобокостью. Поэтому для более полного понимания проблемы необходим системный анализ взаимоотношений человека и его жизненного финала - проверка имеющихся фактов, поиск наиболее значимой информации о самоубийствах и смерти, построение модели всего комплекса условий и факторов (наследственно-биологических, психологических, медицинских, социальных, духовных) суицида в их историческом развитии. Несмотря на глобальность и таинственность проблемы, возможность ее решения представляется реальной. Мир не впервые проходит через тяжелые периоды. Но история показывает, что обращение к источникам мудрости и ответственности всегда способно внушить оптимизм.
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ. 2. 1. Извечный спутник. Феномен самоубийства известен с древнейших времен. При этом отношение к нему, как и ко всякого рода отклоняющемуся поведению (гомосексуализм, бродяжничество, сумасшествие, пьянство), претерпело своеобразный круг превращений - от признания самого факта существования, попыток первичного философского осмысления, репрессивно-классифицирующей (юридической, религиозной и медицинской) оценки до «либерализации» (создание гомосексуальной субкультуры и исключение гомосексуализма из Международной Классификации Болезней, легализация наркотиков во некоторых странах, слияние с обществом психически больных и т. д. ). Из многих древних текстов известны свидетельства о совершаемых в то время самоубийствах, имеющие, однако, существенный недостаток - документировались обычно суициды героев, великих людей. Марк Антоний и Луций Анней Сенека, Сократ и Митридат вспоминаются нами не потому, что избрали такой способ ухода из жизни, а благодаря оказанному ими влиянию на ход мировой истории и культуры. Вместе с тем до наших дней дошли некоторые положения законодательства античного мира, считающие суицид преступлением гражданина против государства, подвергавшие самоубийц суду, а их имущество - конфискации. В Древней Греции и Риме органы власти пытались определить критерии, когда добровольное лишение жизни могло считаться оправданным и правомерным ; в некоторых городах для этой цели создавались и хранились запасы ядов. Видимо, это говорит о широком распространении суицидов среди населения в целом. Самоубийство уже в то время давало богатую пищу для размышлений философов (в особенности - стоиков и эпикурейцев). В большинстве древних культур отношение к добровольному уходу из жизни не приветствовалось, хотя не считалось смертным грехом. Кончина человеческая с точки зрения большинства тогдашних религий и философских концепций представлялась «просто» переменой места жительства. Достаточно иллюстративны в этом отношении слова, приписываемые Луцию Аннею Сенеке : «Если вам нравится эта жизнь - то живите, а если не нравится - то идите туда, откуда пришли». Плиний Старший именовал самоубийство величайшей милостью, данной человеку природой. К тому же системами ритуалов и традиций предполагались условия, когда человек не просто мог, но и должен был лишать себя жизни. Примерами их могут служить доживший до нашего века индийский ритуал «сати» (сожжение вдовы вместе с умершим мужем), греческое философское общество Синапофименон, члены которого обдумывали наиболее приятные и изысканные, с их точки зрения, способы самоубийства, а затем в порядке очередности в торжественной обстановке уходили в мир иной. Известны самоубийства античных, кельтских и японских воинов при поражении в бою, нарушении принятых кодексов чести или наступлении физической немощи (наиболее известен ритуал «сэппуку», или «харакири»). В двадцатом веке мир потрясли публичные самосожжения буддийских монахов в знак протеста против войн и других варварств. До наших дней у некоторых народностей, исповедующих язычество или сравнительно недавно обращенных в христианство, суицид допустим как месть обидчику (например, у коренных жителей Поволжья или Крайнего Севера). Показательны в этом отношении и Вооруженные Силы уже бывшего СССР, когда даже угроза жизни не была поводом для сдачи в плен (печально известный приказ № 227 И. В. Сталина 1942 года) . 2. 2. Наследники Иуды. Негативное отношение большинства людей к суициду начинается с эпохи торжества религий, возвещавших о том, что жизнь человека - не просто случайный факт бытия, а Дар Божий. К этим религиям (в хронологической последовательности) можно отнести иудаизм, христианство и ислам в их традиционных проявлениях. Они отвергают свойственный более древним религиям релятивизм, заявляя о том, что Бог не посылает человеку того, что человек не в силах вынести . Смерть становится победимой при совместных усилиях человека и Божества. Поэтому суицид можно считать одним из крайних проявлений человеческой гордыни, и совершивших его не подвергают установленному для остальных ритуалу погребения. Именно самоубийством покончил жизнь Иуда (Евангелие от Матфея, гл. 27, 5-8) - «И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взявши сребренники, сказали : не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та «землею крови» до сего дня». Долгое время и в Западной Европе и на Руси проблема самоубийств находилась в ведении Церкви. В дальнейшем Император Петр Первый добавил и уголовную ответственность, учредив смертную казнь даже за покушение на самоубийство. Эта норма зафиксирована в статьях 164 Воинского 1716 года и 117 - Морского 1720 года Уставов. Законченное самоубийство каралось позорным погребением, если только не совершалось в состоянии душевного расстройства. «Ежели кто сам себя убъет, то надлежит палачу тело его в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам, дабы, смотря на то, другие такого беззакония чинить не отваживались ... А ежели кто учинил в беспамятстве, болезни, в меланхолии, то оное тело в особливом, но не в бесчестном месте похоронить. И того ради должно, ... чтоб судьи наперед о обстоятельстве и причинах немедленно уведомились, и через приговор определили б, каким образом его погребсти. ». Напомним, что именно на годы петровского правления приходится эпидемия массовых самоубийств среди раскольников-староверов (как правило, самосожжений) . В Западной Европе (например, во Франции) тогдашнее законодательство тоже не отличалось излишней мягкостью к покушавшимся на свою жизнь. «Тот, кто покушался наложить на себя руки и пытался себя убить, не должен избежать насильственной смерти, каковую ему угодно было себе причинить» - писал М. Фуко (Foulcaut М., 1997). Тела самоубийц проносились по городским улицам на вилах, закапывались на перекрестках с вбитым в сердце осиновым колом, подвешивались голыми за ноги, бросались в овраги вместе с падалью или сжигались. Суровость этих мер обусловливалась тесной внутренней связью как с церковными законами, так и с римским правом, усматривавшими в самоубийстве одновременное оскорбление Божественного и человеческого достоинства. На потенциальных самоубийц они нередко действовали эффективнее самых убедительных аргументов. Именно на суицидентах впервые были испробованы в XVIII веке сдерживающие приспособления, которые впоследствии стали неотъемлемым атрибутом психиатрических учреждений. Это могли быть клетки из ивовых прутьев с прорезью для головы на крышке, где человек находился со связанными руками, всевозможные кандалы, цепи с ошейниками, узкие палаты-ниши. Не следует считать эти меры плодом одной лишь бесчеловечной фантазии, ибо помышляющие о самоубийстве бывают чрезвычайно изобретательны в выборе средств и практически нет такого предмета, при помощи которого с известной долей изощренности нельзя было бы покончить с собой (крышка от консервной банки, рулон туалетной бумаги, фильтр от сигареты и даже собственные волосы). Профессионалы знают немало случаев, когда самоубийца добивался поставленной цели, несмотря на самое строгое наблюдение. 2. 3. В зеркале науки. Долгое время эта тема была «запретной» для обсуждения в широком обществе, и открыто заговорили о ней лишь в XIX веке, когда клиническая психиатрия оформилась как самостоятельная научная дисциплина. Преамбулой для медицинского рассмотрения проблемы самоубийств могут служить каноны французской классической медицины. По мнению Ф. Пинеля (Pinel Ph., 1889), сама по себе суицидная попытка указывает на продукт исключительно болезненной психики - душевное расстройство, подлежащее лечению в ограничительных условиях. По мере развития капитализма происходило медленное, но неуклонное возрастание самоубийств, особенно на фоне экономических кризисов. Из литературы той поры наиболее известны «О самоубийстве» Э. Дюркгейма (Durkhaim E., 1912) и «Судебная психиатрия» Р. Крафт-Эббинга (Kraft-Ebbing R., 1908), отражавшие две принципиально разных точки зрения - анатомо-антропологическую и социологическую. Если последний автор говорил о самоубийстве как об одном из продуктов дегенерации (вырождения человеческой природы, антиэволюционном выбросе с наличием соответствующих анатомо-физиологических изменений у дегенератов), то французский социолог Дюркгейм, указывая на резкое увеличение количества суицидов к концу XIX века, подчеркивал социальные корни этого явления. По его мнению, причинные факторы самоубийства лежат в «социальной тоске» - отрыве людей от привычного общего жизненного круга, включенности в социальную группу, утрате стереотипов поведения, которые выполняли охранительную роль. Подтверждением его гипотезы можно считать большую частоту суицидов у протестантов по сравнению с католиками. При этом в протестантизме акцент делается на личное спасение конкретного человека, у католиков спасение души возможно только через иерархическую общину - Церковь. Дюркгейм выделял суицид эгоистический (недостаточная интеграция индивида с референтной социальной группой), альтруистический (полная интеграция с «растворением» личности ) и аномический (реакция на тяжелые социальные потрясения). Также он подчеркивал, что нет такого человеческого переживания, которое не могло бы быть субъективным поводом для сведения счетов с жизнью. В нашей стране в 1911 году был издан труд В. М. Бехтерева «О причинах самоубийства и возможности борьбы с ним», также подчеркивающий социально-психологические причины исследуемого явления. В это же время (1910 год) видный киевский психиатр И. А. Сикорский в «Учебнике психиатрии» приводит данные о том, что среди армий европейских государств в начале века суициды были наиболее распространены в германской и австро-венгерской, реже всего - в армии тогдашней России (2,22 на 100 человек у офицеров и 0,39 - для нижних чинов). Самоубийство, писал он, нередко в тех армиях, где господствует суровое, лишенное человеколюбия обращение с людьми. К факторам, способствующим высокому количеству самоубийств среди военных, относили гипертрофию чувств долга и вины, необходимость сдерживания постоянного нервно-психического напряжения, доступность огнестрельного оружия. Самый же высокий в России процент добровольного лишения себя жизни И. А. Сикорский отмечал среди... врачей. Данный факт может быть вполне объяснен не только постоянным высоким нервно-психическим напряжением, но и отрывом врачей как касты от привычных социальных групп, более критичным по сравнению с ними мышлением, знанием особенностей человеческого организма, доступностью ядов. До 1917 года в России действовало принятое в 1885/1903 гг. «Уложение о наказаниях, уголовных и исправительных», предусматривающее признание незаконным завещание сознательного самоубийцы, тюремное заключение на срок до года покушавшемуся на самоубийство, лишение церковного погребения и епитимию (покаяние). В самом общем виде факторы, влияющие на частоту самоубийств, можно представить по данным работ первой половины XX века следующим образом. На их повышение оказывают влияние темпы индустриализации, рост городского населения, интенсивность его миграционных потоков, экономическая нестабильность, эмансипация женщин, ломка привычных стереотипов жизни и ранее общепринятых ценностей, увеличение количества атеистов и сектантов (так, в конце прошлого века в России 25 человек захотели быть зарытыми заживо в землю в знак нежелания участвовать в переписи населения). В то же время факторами, препятствующими росту суицидов, всегда считались устойчивость семьи и церкви, в наибольшей мере препятствующих людской разобщенности. Вторая половина нашего столетия характеризуется резким ростом количества самоубийств, особенно в экономически развитых странах. В Японии, Германии, США суицид входит в первую пятерку среди причин смертности среди взрослого населения, превышая смертность в автокатастрофах. Не представляет собой исключение и Россия (Амбрумова А. Г., Постовалова Л. И., 1991). В целом в мире ежегодно сводят счеты с собственной жизнью не менее 500 тысяч человек (по данным Всемирной Организации Здравоохранения за 1972 год), ежедневно - около 1300 человек. Для сравнения - размер армии Наполеона Бонапарта в 1812 году составлял 600 тысяч человек, за 10 лет боевых действий Советской Армии в Афганистане, по официальным данным, погибло около 14 тысяч военнослужащих . Кроме того, очень многие случаи добровольного ухода из жизни скрываются, регистрируясь потом как несчастные случаи или нераскрытые убийства. В качестве примеров можно привести отказ от лечения по жизненно важным показаниям, «неосторожное» выпадение из окна во время выполнения каких-либо работ или «производственную» травму в состоянии алкогольного опьянения со смертельным исходом. 2. 4. Русское поле экспериментов. Сто лет назад, как сообщают московские исследователи А. Г. Амбрумова и Л. И. Постовалова (1991), Россия была на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (3 человека на 100 тысяч жителей в год). За неполный век эта цифра возросла более чем на порядок. Увы, это - следствие происходящих с нашей страной и по сей день масштабных социальных потрясений. Большинство прежних сословий и классов, составлявших общество, были уничтожены вместе с присущей им системой ценностей. Даже такое, казалось бы, безвинное понятие, как «мещанин», стало чуть ли не ругательством и эквивалентом средневекового «еретик». Концентрация населения в крупных городах сопровождалась и продолжает сопровождаться развалом сельского хозяйства ( в дореволюционной России именно крестьяне были самым многочисленным классом). Христианская (и не только христианская) вера была постепенно заменена набором утопий и догм. В конечном итоге продолжающаяся в течение десятилетий социальная деструкция (прежде всего - отмена частной собственности и «упростительное смешение» с остальными, своего рода деперсонализация ) не могла не привести к деформации психики отдельно взятых людей под воздействием страха и наивно-психологических мифов. Еще великий фантаст Г. Уэллс под впечатлением увиденного им в новой России сказал, что большевикам придется изменить всю психологию людей, дабы построить новый мир. В 20-х годах был выдвинут тезис о наличии «специфической советской психологии». Формировалась и передавалась из поколения в поколение массовая привычка к скрытности, приспособленчеству ради сохранения и упрочения своего положения в жизни («а то вдруг не примут в октябрята / пионеры / комсомол / партию или же исключат ?»). Все это в конечном итоге привело к появлению популяции духовно неразвитых, потерявших веру и способность критически мыслить «простых советских людей», признающих истину монополией государства. Другие их негативные черты - нетерпимость к инакомыслящим и инаковыглядящим, жестокость и презрение к слабым («закон курятника»), неуважение к молодежи и старикам, социальный инфантилизм (наивность, безответственность, безынициативность). Самобытность не приветствовалась и зачастую подавлялась. Стоит добавить к этому массовое злоупотребление алкоголем, низкий уровень общей культуры, невозможность открытого доступа к разнообразной информации. «Советский народ всегда что-то строил, попутно что-то разрушая... В 12 тезисах Морального Кодекса (Строителя Коммунизма) дважды фигурирует «нетерпимость», дважды - «непримиримость». Будто казалось мало просто призыва к честности, добросовестному труду, коллективизму ; ко всему этому требовалось еще и борьба с проявлениями противоположных тенденций. Искренность обязана была быть агрессивной, отрицая принцип невмешательства, - что логично при общем характере труда и всей жизни в целом» (Вайль П, Генис А., 1996). Наряду с описанным выше, вскоре после 1917 года в России выходит на арену и другой тип людей - тип «дельца». В какой бы ипостаси не представал он в разное время, сущность его пророчески и метко описал Н. А. Бердяев в работе «Новое Средневековье»: «В русской революции победил новый антропологический тип. Произошел отбор биологически сильнейших, и они выдвинулись в первые ряды жизни. Появился молодой человек, ... в большинстве случаев наглый и беззастенчивый. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует. Это он стремительно мчится на автомобиле, сокрушая все и вся на пути своем, он заседает на ответственных советских местах, он расстреливает, и он наживается на революции... Он заявляет себя хозяином жизни, строителем новой России... Самая зловещая фигура в России - это не фигура старого коммуниста, обреченная на смерть, а фигура этого молодого человека». С 1917 года уровень самоубийств в нашей стране неуклонно возрастал. К сожалению, автору не удалось найти точную статистику данного явления с приходом к власти И. В. Сталина (самоубийство как «буржуазный пережиток» в энциклопедиях 30 - 40х гг. ). Однако, исходя из материалов главы «Биология самоубийства», войны, смертные казни и ссылки в лагеря должны все-таки снижать прирост суицидов. Перестройка и приснопамятная антиалкогольная кампания значительно снизили количество суицидов в нашей стране, но эти благие почины закончились неудачей. Утопия разрушилась, ибо невозможно сделать людей и государство лучше, чем они есть. Поляризация общества на два отмеченных типа («простых» и теперь уже не «советских», а «постсоветских» людей и «дельцов»), кажется, достигает предела. Особую опасность представляет собой появление еще одного психобиологического типа людей - спутника социальных потрясений. Можно обозначить его как «криминогенный» или «криминальный». И некоторые уже спешат назвать его «надеждой общества», «выбравшим стратегию свободного самоопределения»... В конечном итоге насущные людские потребности остаются невосполненными, нарастают озлобленность и социальная апатия. Явственно чувствуется «укорочение будущего» - страшное ощущение невозможности сколько-нибудь планировать наперед. Возрастает количество социально незащищенных людей - пенсионеров, инвалидов, безработных и переселенцев. Большинство из них чувствуют себя обманутыми, забытыми, оскорбленными и не видят возможных путей облегчения своего положения. Многие используют алкоголь и наркотики как средство разрешения насущных жизненных проблем. Вот что пишет по поводу психического здоровья наших соотечественников известный психотерапевт, профессор В. В. Макаров (1999) : «Все мы строили светлое будущее - коммунизм, а построили прошлое - капитализм. Причем в далеко не лучшем, демократическом его варианте... Резкий диссонанс между направлением движения и ментальностью приводит к психологическим срывам, к психической дезадаптации и расстройствам. Сегодня в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем психологической адаптации или же психических расстройств. У кого не обнаруживается названных нарушений, те часто демонстрируют зависимость от психически активных веществ... Когда у человека не выявляется психологических проблем, психической дезадаптации или зависимостей от психически активных веществ, важно измерить его интеллект. И если результаты измерения интеллекта показывают норму, можно говорить о человеке, составляющем счастливое исключение жестких правил нашего бытия». То, что прежде называлось спекуляцией, может называться коммерцией, обманом - ловкостью, сомнительной сделкой - предприимчивостью, эгоизмом - проявлением свободного выбора. Грани между добром и злом размываются. Мерилом всего становятся деньги, а главным принципом - «все средства хороши». В этом и есть трагизм современной «переходной» ситуации. Когда ложным ценностям нет противодействия, то создаются условия для формирования дисгармоничной и уязвимой личности с асоциальными и антисоциальными установками. Становится понятным, что проблема самоубийств по-прежнему актуальна. Их массовость свидетельствует о том, что в обществе до сих пор сильны тенденции к подражательству и отсутствует сознание ценности индивидуальной жизни. Наличие собственных представлений о ее осмысленности остается редкостью. Заповеди мировых религий находятся за пределами сознания тех, которым суицид представляется как «простой» способ снятия личной ответственности за происходящее и как спасение от грядущей катастрофы (личностной, техногенной, экономической, идеологической). 2. 5. Обуздание джинна. В 1978 г. вышел в свет первый отечественный сборник статей под редакцией профессора А. Г. Амбрумовой, посвященный актуальным проблемам суицидологии. Это было событием, отразившим рождение нового направления исследований на стыке психологии, медицины, социологии, юридических наук. Согласно основным положениям отечественной суицидологии самоубийство расценивается как один из возможных вариантов человеческого реагирования на экстремальную ситуацию и представляет собой результат нарушения социально-психологической адаптации (активного приспособления к окружающему миру) личности в условиях переживаемого ею конфликта (неудовлетворенной потребности в чем-либо). Его могут совершать как психически больные лица, так и здоровые люди с дисгармоничными чертами характера, недостатком жизненного опыта и интеллекта. Это делает их более уязвимыми к конфликтам и стрессу в самом широком понимании этого слова. В СССР была создана в конце 70-х годов вначале в Москве, а затем - и в некоторых других городах суицидологическая служба, действующая на принципах анонимности и этапности. Она объединяет в себе ряд круглосуточных «телефонов доверия», пунктов социально-психологической помощи, иногда - психотерапевтические центры, мобильные психотерапевтические бригады и кризисные стационары. С потенциальными самоубийцами и их близкими работают врачи, психологи, социальные работники. В соответствии с «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» возможна и госпитализация в психиатрический стационар. Отечественная суицидологическая служба по уровню материальной оснащенности, бесспорно, уступает своим зарубежным аналогам, однако ее роль в предотвращении самоубийств и оказанию квалифицированной помощи покусившимся на свою жизнь трудно переоценить. Вместе с тем никакая специализированная служба не в состоянии повлиять на глобально-общественные (первичные) факторы, способствующие росту количества самоубийств. «... Влияние здравоохранения на здоровье населения может распространяться не более чем на 30% ; остальные 70% влияния приходится на государство и другие ведомства, то есть понятие здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности» (Ташлыков В. А., 2000). Ведущий рассылки - Доктор Сергей Зиновьев © 2007. Зиновьев С.В. Все права защищены. |
В избранное | ||