С Вами – Путь психического здоровья, рассылка сайта психического здоровья «Psyroad», ведущий – доктор Сергей Зиновьев.
Выпуск 3.
О страхе и ужасе.
У многих из нас само упоминание о жанре «хоррор» (энглизированное «ужас») вызывает неприятие и желание уйти от подобной темы. А уйти от нее трудно – достаточно лишь бегло посмотреть на репертуар, предлагаемый нам СМИ. Возникае два вопроса: 1) Это вообще для чего-нибудь созидательного нужно? и 2) Можно ли это как-то использовать в собственных конструктивных
целях? Попробуем разобраться…
Начиная с середины прошлого столетия именно кинематограф взял на себя очень важную – мифотворческую функцию (то есть то, что раньше делали эпосы и сказки, а именно – героев и стандартные шаблоны поведения). Самое массовое из искусств выводит свои главные жанры из фундаментальной, «аристотелевой» триады человеческих эмоций – смех, сострадание, страх.
Соответственно и три основных жанра – комедия, мелодрама и то, что вводит в дрожь (триллеры, фильмы ужасов). Без каждого из них вышеупомянутая триада лишится гармоничной законченности. И к ужасу это относится в полной мере. Я не выношу боевики в самостоятельный жанр – они либо комедийны («Неуловимые мстители»), либо мелодраматичны («Брат»), либо ужасны («Чистилище»).
Сами по себе страх и ужас имеют многовековую художественную традицию – достаточно вспомнить тексты описаний и изображения Конца Света, религиозных картин потустороннего мира, непреходящие детские страшилки (тот же тургеневский «Бежин луг» или четверостишия про «маленького мальчика»). И пытаться бороться с ними путем тотального запрета – штука достаточно
бесполезная, ибо тема ужаса вечна. При запрете она просто заместится более грубыми и уродливыми формами. Вспомним, как это происходит с игнорируемым многими родителями половым просвещением путем получения последнего в подворотне от пьяных гопников и надписей на стенах. А ведь через страх и ужас нередко происходит приобщение к очень глубоким, последним вопросам бытия – «Кто я такой?», «Зачем живу?», «Куда иду я?». И человек, не приобщившийся к этой теме (уж лучше на киноэкране чем на войне), рискует остаться
на всю жизнь незавершенным, инфантильным существом. Что он сможет передать своим детям?
Позволю себе напомнить, что фильм ужасов как культурно-психологический феномен сложился в США времен невиданного экономического спада тридцатых годов прошлого века. И кинематограф при этом выступил в роли врачевателя (да-да!), психотерапевта масс. Ибо во время просмотра, особенно группового, включается мощная цепь психологических механизмов – например,
ожидания, отождествления с героем. А умереть вместе с ним и столь же неожиданно воскреснуть, победив зло – это важный положительный психологический опыт, не всегда доступный нам в реальности. Это – и стимул к совершению подвига, и преодоление страха смерти, и постижение неведомого. Так что и «Терминатор», и «Дракула» несут в себе не только запугивание и насилие, но и мощную психотерапевтическую энергию. Нужно лишь рассмотреть ее под правильным ракурсом, ибо, как говорится, «если в зеркало смотрит обезьяна –
оттуда не выглянет апостол…»
Наиболее показательны в этом отношении работы Альфреда Хичкока, однако тема ужаса часта и у Андрея Тарковского, и у Ингвара Бергмана, и других признанных мэтров кино. Не перегружаясь физиологией и будучи безупречными по логике, их фильмы показывают нам истинный, внутренний страх (а не резиновые клыки или плохо сработанный муляж акулы). Однако такой,
аппелирующий к обыденной реальности и здравому объяснению, страх и «страшнее» всего (извиняюсь за пассаж). Он не уводит нас от действительности и не навязывает свое видение мира, он оставляет с проблемой выбора один на один. Вспомним «Сталкера» или «Кладбище домашних любимцев». Или представьте себе: ранним утром Вы выйдете на работу, а дворник выскажет Вам ни с того ни с сего соболезнование. В недоумении войдя в транспорт, услышите разговор случайных попутчиков. Упоминая Ваше драгоценное имя, один рассказывает
другому как обладатель имени сего недавно похоронил близкого человека. Разумеется, попробуем отмахнуться от тревожащего и непонятного, суета рабочего дня затушует дыру в скользкой реальности. Но вот вечером у подъезда к Вам подойдет некто и задаст простой вопрос «А зачем же Вы меня похоронили?». Дальнейшая реакция, наверное, предсказуема. Спецэффектов – ноль. Но эмоции!!!
Настоящая опасность исходит не от жанра фильмов ужаса как таковых, а в тотальной подмене ими остальных не менее целительных жанров, которые я перечислил выше. И если человек со сформировавшейся зрелой психикой просто выключит превышающий чувство меры и здравого смысла фильм, то для более юных и не обладающих твердыми жизненными ориентирами, очевидно,
нужна комплексная экспертиза предлагаемого продукта с участием специалистов в области мира души. Она достаточно отработана в сети кино-и видеопроката (обратите внимание на примечания на обратной стороне видеокассет), но применение ее в деятельности современного телевидения я пока представляю с трудом. И все же это не повод заменять высококачественный ужас штампованными «песнями ни о чем».
А теперь рецепт недели. Для него понадобятся листок бумаги и ручка.
1. Напишите 5 предметов или явлений, которых Вы боитесь больше всего.
2. Проранжируйте их – от самого ужасного до самого менее значимого.
3.Внесите этот списокв графу 1 таблички из 5 столбцов.
4. В столбце 2 впишите, какие события поддерживают в Вас то или иное убеждение.
5. В графе 3 запишите, какие мыслеформы (убеждения) поддерживают этот страх.
6. В следующей – написать те мыслеформы, которыми можно пользоваться как снимающими или ослабляющими чувство страха убеждениями.
7. В последней – то же самое, но для Ваших поступков.
Пример. 1. Страх умереть от сердечного приступа. 2. Событие – смерть от него близкого друга. 3. Мыслеформа – «И мне столько же лет». 4. Снимающая страх мыслеформа – «При здоровом образе жизни болезни сердца отступают», или «От несчастных случаев и отравлений погибает гораздо больше людей». 5. Снимающие страх поступки – бросить курить, регулярно проходить
обследование у врача, подписаться на рассылку «Путь психического здоровья» и практиковать данные упражнения : )
Эту самую табличку можно вывесить на видном месте (например, над письменным столом) или перенести в ежедневник. Прорабатывать надо от самого «маленького» страха к самому большому, новые убеждения можно проговаривать перед зеркалом или во время медитативного погружения, а то и просто на ходу. Внесение в нее корректив и уточнений по ходу работы приветствуется.
Неплохо последние 2 графы раскрасить - например, ярко-оранжевым цветом. А за результативное выполнение уж не забудьте себя поощрить!
Информация для подписчиков и всех желающих!
3 декабря (воскресенье) автор и ведущий рассылки доктор Сергей Зиновьев проведет бесплатную ознакомительную лекцию «Современное использование эриксонианского гипноза в повседневной жизни» в недавно открывшемся клубе «Ноосфера» (просветительство, психология, оздоровление). Контактный телефон в Санкт-Петербурге (+7) 921 – 311 – 55 – 67 (Алена).
Вам будет предложена стройная и творческая система, позволяющая повысить эффективность собственного общения, дающая умение распознавать манипуляции во всех аспектах повседневности и уклоняться от них без вступления в конфликт.
А 8 – 10 декабря (пятница – воскресенье) автором будет проводиться трехдневный семинар-тренинг «Эриксонианский гипноз как метод повышения эффективности влияния» (1 ступень) на базе института практической психологии «Иматон». Выдается свидетельство о прохождении тематического последипломного усовершенствования. Телефон в Санкт-Петербурге (+7812) 320 – 71 – 54. Сайт института www.imaton.ru.