Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Встречный ветер - психология воли * Системо-образующее начало - идея мира VII


Встречный ветер : на главную
На главную Библиотека Пси-помощь Диалог Карта сайта

Хранитель Пустоты : Системо-образующее начало - идея мира VII

Выпуск 195

* * *

Пост-человеческий мир – это мир информационных технологий, который мало что имеет общего с природной действительностью, став искусственной реальностью.

И самое опасное в этом то, что данный процесс не просто динамичен, но и выработал собственную логику, с помощью которой начинает выходить за пределы соразмерности человеческому сознанию.

Это творение человека уже пробует вести себя, как особый мир, всё меньше и меньше считающийся с человеком, как своим творцом. Отсюда возникает два основных вектора в развитии этой тенденции.

*

Либо данная искусственная реальность развивается сама по себе, а человек в ней становится придатком, значение которого в ходе времени видится всё более и более ничтожным.

Либо человек сможет развиться настолько, что его сознание, став адекватным "второму" миру, не утратит позиции лидера и не позволит техническому прогрессу подмять свою личность. Хотя существует еще один вариант возможного развертывания событий.

Речь идет о том, что человек найдет в себе силы остановить технический рывок саморазвивающегося монстра, и тем самым не только сохранит свою экологическую нишу, но и спасет свою личность от уничтожения.

Однако для этого надо будет наладить диалог между "второй" природой (или компьютерно-информационной реальностью) и человеком. Но вот вопрос: а пойдет ли "второй" мир на компромисс? Сомнительно.

Тем более что для диалога, кроме логики, нужна еще и духовность, без чего нет эмоций. Человек – эмоционален, а машина – нет. Следовательно, в том гипотетическом диалоге никакого консенсуса достичь окажется невозможно, и итог будет однозначным.

*

Самодостаточной машине человек будет не нужен. Конечно, она не станет уничтожать его физически, так как гуманное отношение к себе со стороны автоматики люди заложили прежде всего.

Но вот удалить человека от информационного обеспечения машина сможет, тем более что, по "её" мнению, это и будет гуманистическим актом. И человек окажется "выброшенным на свалку истории" - для так называемого отдыха.

А нет ничего более опасного для сознания, чем бездействие. Таким образом, становится видно, что первая и последняя концепции отношений между человеком и машиной одинаково трагичны для человеческой личности.

Следовательно, приемлемым становится второй вариант, когда человек сможет усилить свои качественные грани сознательности не за счет искусственных приспособлений, держа себя в зависимости от машин, а в ходе самостоятельной работы по развитию своей сознательности.

Только его независимая сила, то есть проявленная свобода воли, сможет сдержать натиск "второго мира". Это значит, что искусственной культуре должна быть противопоставлена естественная, зиждущееся на природных законах. И самым важным из них, можно сказать, приоритетным, является закон особого восприятия.

*

Без восприятия нет и сознания. Но восприятие должно быть как-то выражено, и для этого природой было создано не просто восприятие, а образное постижение действительности. Её информация сначала, на приёме, видится, как мысленный образ, а затем, уточняясь, приобретает качества формы.

Но для того чтобы это произошло, необходима развитая дуальность сознания. Так, кроме участника, который мыслит формами, нужен наблюдатель, мыслящими образами. Оба они мыслят, но один мыслит относительно своих действий, а другой – относительно его действий.

Первый говорит: "Я знаю и умею!", - а второй: "Знаю, что знаешь и умеешь ты, а также то, что знаю и умею я". Поэтому такая параллельность сознательности, будучи проявленной в жизни, обладает двойным потенциалом.

Однако для того чтобы сознанию войти в режим параллельной работы, ему необходимо погрузиться в свой внутренний мир – лишь тогда можно будет говорить о "само-осознании". Словом, нужно обратить внутрь сознания внимание этого самого сознания.

И тогда сможет "высветиться" та внутренняя сила, которая определяется, как объединенная энергия мысли, чувства, ощущения - созерцатель. А, высветившись, став понятной, управляемой и направляемой, уже можно её и высвобождать.

*

Конечно, наше сознание, в первую очередь, интересует мир внешний. Но для того чтобы с ним достойно взаимодействовать, сначала необходимо развить силу, которая хранится в запасниках мира внутреннего.

И только после того, как силы духа, ума, тела объединятся в единую мощь, можно заявлять о себе, как о личности, основанной на свободе волеизъявления и выраженной властностью.

Властность – это не насилие с произволом, а взращенная культура материализации мысли, свободная от внешней необходимости и неизбежности, т. к. является внутренней потребностью и выбором, которые основаны, прежде всего, на чувстве ответственности.

"Ответ-ственность", как спрос, возникает тогда, когда имеется вина. А проявленное чувство ответственности работает на опережение, то есть на недопущение вины в будущем. Чувство ответственности позволяет человеку не быть виновным, а значит, и ничем не ограничивать свою свободу.

И даже в том случае, когда вина в прожитом дне всё же находится, то чувство ответственности путем непрерывного отслеживания всех временных слоев помогает человеку не только устранить последствия этой вины, но и разобраться в причинах ее возникновения.

Так образуется опыт, который формирует через по-знание - Знание, а через со-знание - Умение.

*

Отсюда мы видим, что познание неразрывно связано с сознанием, и представляет собой такую же целостность. И если сознание - это целостность сама в себе, то познание - это целостность сознательности, совмещенная с целостностью вовне.

А здесь внимание задействует все рычаги своей ментальной активности - интуицию и логику, чувства и ощущения, восприятие и представление. Но для того чтобы познание стало Знанием, необходимо создать управляемый мыслительный процесс.

Аналитическое исследование темы позволит не только рассмотреть детали, но и понять причины их взаимодействия, что и ляжет в основу будущего Знания. Как мы уже отмечали, прежде всего, речь идет об образных построениях.

Однако образы должны быть трансформированы в законченные формы, для того чтобы стать достоверным материалом, из которого и будет составлено Знание. А вот помочь этому процессу призвана речь. Необязательно ее вербализировать, но вот то, что она должна быть оформлена в конкретные понятия - принципиально.

Дело в том, что образ - непостоянен и непрерывно меняет свою конфигурацию. К тому же он недолговечен и нуждается в регулярной энергетической подпитке. Поэтому чтобы процесс совершенствования образа в мыслеформу был устойчив, внимание человека должно фиксировать каждое его принципиальное положение.

А вот слово - оно уже неизменно, и позволяет, удерживая внешний образ и его внутреннее содержание в единстве, словно фиксатор сохранять их целостность. Параллельное словесное сопровождение подобно цифровому переносу информации, который не может быть разрушен, так как, словно феникс, способен к восстановлению без потерь.

Так познание становится Знанием: надежным, ясным и устойчивым.

*

Почему я говорю о том, что вербализация, описывающая опыт, не всегда может быть использована в практике развития сознания? Мы уже неоднократно говорили о том, что ум имеет две стороны своей проявленности - свет (бодрствование) и тень (грезы, сновидения, особое состояние). Конечно, на свету ума речь может быть звучащей.

Но вот в тени речь, как физическое воспроизведение звуков, затруднительна - во всяком случае, внятная. Поэтому лучше (прежде всего остального) развивать в себе ту способность, которая может быть проявлена всегда и везде. А вот "болтливость" иногда может выглядеть, как некая необоснованная претенциозность. Не говоря уже о том, что так можно и проговориться, а это не всегда уместно.

Тренировать дикцию, риторику и т. п., конечно же, необходимо. Однако этот процесс ненужно совмещать с генерацией мысленного потока. Ораторское мастерство предназначено быть средством выражения заблаговременно оформленной мысли, когда создание мыслеобразов и их озвучивание идут двумя параллельными курсами - при неизменном лидерстве мышления. Важно, чтобы произносимые слова "не забегали" вперед развертываемой идеи.

Ведь смысл вербализации в как можно более точном и правильном оповещении окружения о том, что требуется им осветить, а не в демонстрации, как человек мыслит, что является делом сакральным. В общем, речь идет уже не о мысленном образе, а о четко сформулированной мысленной форме, являющейся законченным продуктом ментала.

П. Веденин, 13.02.2007

"...Тем, кто хочет постичь внешнюю форму психофизического стиля "Встречный ветер", твердо понимая необходимость и значимость изучения воинского искусства, мы предоставляем возможность заочного обучения в нашей школе.

В качестве первого блока учебного материала мы предлагаем DVD диск, в котором подробно и доходчиво изложена начальная ступень. Вся программа школы будет развернута в серии дисков, детально раскрывающих технику стиля...".

Подробнее читайте на странице:

Диски

http://www.5vetrov.ru/content/disks.shtml

К сведению:

Сообщаем, что мы ведем еще одну, серебреную рассылку:

Диалог с судьбой - 5vetrov.ru.

В ней распространяются как новые статьи сайта, так и тексты обширного архива, которые тем, кто уже читал их ранее, можно будет по-новому осмыслить, с позиции настоящего, что, несомненно, обогатит их новым опытом.

Мы работаем над тем, чтобы каждый выпуск этой рассылки (как, впрочем, и ее параллели) был актуален, значим и востребован.

Так, парой данного текста выходит статья темы

Сила воли : Кое-что о кое-чём

Рассылки распространяются один раз в неделю, по четвергам.

Желаем познавательного и увлеченного чтения, которое способствует личностному росту.



Подписаться на рассылку
"Диалог с судьбой - 5vetrov.ru"
на Subscribe.Ru

Почта:




Новости Поиск Контакты Галерея

(c) 2000-2007 "Встречный ветер" 


В избранное