Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Встречный ветер - психология воли : Сознательность и сознание


Информационный Канал Subscribe.Ru

Встречный ветер : на главную
На главную Библиотека Пси-помощь Диалог Карта сайта

Ментальность : Сознательность и сознание

Вопрос:

2002-10-14 23:03:28 ammetist

Как могут быть связаны следующие понятия: бытовое понятие "сознательность" и психологическое - "сознание"? Какую литературу можете порекомендовать.

Ответ:

Здравствуйте, ammetist.
Вопрос о том, что такое сознание, до сих пор является белым пятном в науке, которую представляет собой психология. Естественно, что такая важная проблема становилась заглавной в работах очень многих известных психологов - как у нас, так и за рубежом. Но, к сожалению, до сих пор эта тема остается "Терра инкогнито".

Поэтому вопрос о том: "Какую литературу рекомендовать по этой проблеме?", - не может быть разрешен однозначно, так как каждый исследователь давал свое личное объяснение тому, чем, по его мнению, является сознание.

Отсюда получается: если Вы хотите получить некую определенность, то следует изучать труды какого-либо одного автора. Но тогда, вместе с определенностью, несомненно, придет и ограниченность, так как будет представлено только одно мнение. Ежели изучать труды нескольких психологов, то в результате мы получим достаточно объемное впечатление, которое будет составлено из многих, но противоречивых идей, что, несомненно, приведет к путанице в мыслях.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: человек, интересующийся данной проблемой, должен изучить ее сам. Но тут же, естественно, возникает и следующий вопрос: "Как?". Ответ давайте на время отложим в сторону и попробуем сначала просто рассмотреть эту тему так, чтобы логика обсуждения не вызывала у нас отторжения. Если нам удастся удержаться в рамках согласия, то можно считать, что мы находимся недалеко от истины. Главное не идти вперед, не разрешив все сомнения.

Итак, начнем с разбора понятия "сознание". "Со-Знание" - как мы видим, слово, составленное из двух смыслов. Одно из них обозначает знание как некую абсолютную истину, а второе "со" указывает на Нечто, присутствующее при этом, но в тоже время и связанное с ним. Приставка "со" говорит о том, что это Нечто является одновременно и частью общего знания, и в тоже время некой индивидуальностью.

На что это может быть похоже в технике? Широко известно такое понятие, как голограмма. Но в то же время известно, что любая голограммная целостность состоит из отдельных фрагментов - наподобие мозаичных картин, которые с одной стороны являются составной частью целого, а, с другой, каждая из них несет в себе информацию о целом. Можно было бы сказать, что эти мозаичные индивидуалии являются со-голограммками.

Вам, наверное, не раз приходилось удивляться, насколько гармоничен и совершенен окружающий мир природы. Видимо, не зря древние создали идею Бога как всемогущего и совершенного творца. Ведь трудно себе представить, чтобы такое совершенство возникло само по себе.

Конечно, это абсолютно так: само по себе такое великолепие никогда бы не могло быть создано. Однако вопрос о том, кто это сделал, также не выдерживает никакой критики, так как пропаганда Бога как некой сверхличности уничтожает любую возможную индивидуальность, находящуюся под его пятой.

Если же мы будем говорить не о личности, создавшей все это, а о законе природы, по правилам которой идут все процессы развития и эволюции, то смысл этой идеи сразу же меняется. Ведь на вопрос о том: "Кто же является источником этого закона как некой целостности?", - мы сможем ответить, что им является каждый фрагмент этого целостного знания.

Таким образом, наша логика может принять следующее объяснение. Если мы всеобщий закон мироздания представим как некую единую голограмму, то все фрагменты этой голограммы являются не только ее носителями, но и создателями. Получается, нет Бога как единого создателя, но есть единый закон, представляющий собой Абсолютное Знание, которое держится на всех индивидуалиях, составляющих эту целостность.

Так, создателями общего знания являемся все мы, то есть люди, животные, насекомые, растения и минералы - вообще, все сущее. И в то же время мы все являемся частью целого, внося при этом свою личную лепту - каждый по своим возможностям и способностям.

Значит, если принять, что знанием может быть обозначен космический закон эволюции и развития, то "сознаниями" мы должны обозначить те полевые структуры, которые одновременно принадлежат каждому (в том числе и человеку), но в тоже время органично вплетаются в структуру целостности.

Продолжая эту идею, мы видим, что индивидуальное сознание каждого человека (по голограммному принципу) является монадным, так как с одной стороны включает в себя единое знание, а с другой проявляется как индивидуальность.

Однако быть "при Знании" еще не значит, что ты владеешь этим знанием, а уж тем более управляешь. Именно поэтому закон эволюции и включает в себя правила развития, которые активизируют каждую индивидуальность именно в этом направлении. А это, по сути, и является смыслом жизни.

Теперь мы плавно подошли к следующей теме.
Вначале мы раскрыли вопрос о знании, затем объяснили, что такое сознание, из которого мы поняли, что сознание - это такая полевая структура, которая является мостиком между общим и частным. Но раз существует мостик, следовательно, по нему должно быть и движение, причем в обоих направлениях.

Сам факт жизни как раз и подтверждает, что это движение существует в реальности. Но почему же мы его не только не понимаем, но даже и не замечаем? Ответ прост. Очевидно, что этот процесс идет за порогом нашего восприятия, то есть автоматически, без участия воли Личности.

Но если Личность, в силу определенных причин, начинает проникать своим вниманием в идею энергоинформационного обмена (и, мало того, не просто проникать, но и, интересуясь, изучать его), то как мы можем все это назвать? Видимо, проникновение в суть этого процесса можно назвать по-знанием (как движение по следам), а процесс понимания и объяснения того, что открывает путь познания, может быть обозначен как о-сознание.

Ранее мы говорили о том, что сознание представляет собой монадную структуру, где доминируют две властные силы: это сила общего Знания и "Личностного-Я". Так вот. Если такая личность не только движется по пути по-знания, но и проявляет о-сознание в этом процессе, то можно сказать, что монадная сущность приобрела третью, пиковую величину. Через нее энергия общего и энергия частного слились между собой в гармоничном единстве, которое и будет обозначать очередное, в смысле развития, состояние - "сознательность".

Она (сознательность), как Вы поняли, утверждает следующее: смысл сознания не только понят, но и реализуется как путь. Ежели такой процесс идет лишь автоматически, без осознания, то, естественно, ни о какой сознательности речи идти не может.

А через что, в таком случае, могут утверждаться жизненные процессы индивидуальности, если нет сознательности? Могу ответить вполне определенно: через реакции, рефлексы, инстинкты. Возможно, оппоненты мне возразят, сказав: "Данное определение относится к животным. А мы-то, ведь, все-таки Люди!".

Действительно, мы - люди. Наша психика достигла уровня развития, который проявил себя как ум своей логичностью, что выразилось способностью к длительному удержанию процесса восприятия. Все это так. Я ведь говорю о другом.

Я говорю не о том, как мы оперируем своей логикой. Я говорю о том, посредством чего мы действуем, то есть какой механизм задействован нами в процессе общения между индивидуальным и общим.

И тут видится довольно печальная картина, которая демонстрирует нам то, что хоть мы уже и стали людьми, но все еще не перестали быть животными.

Прочитав этот материал, попробуйте все-таки взять книги:

* А. В. Петровского "Введение в психологию";
* Ж. Д. Годфруа "Что такое психология";
* Дубров А.П., Пушкин В.Н. "Парапсихология и современное естествознание", Москва, 1990;
* Капра Ф. "Дао физики", Санкт-Петербург, 1994;
* Назаретян А.П. "Интеллект во Вселенной", Москва, "Недра", 1991.

Теперь давайте вернемся к тому, с чего мы начинали наш разговор, то есть как разобраться во всем этом нагромождении идей, концепций и мнений, включая и наш текст?

Для начала отбросьте все личные предпочтения и постарайтесь, прочитав всех рекомендованных авторов, отпустить свою фантазию в направлении всего того информационного материала, который Вы изучили. Вашим побудительным мотивом должен стать только один момент, который будет активизировать Ваше движение в этом направлении. Не делайте никаких предпочтений - просто идите вперед по неизведанной территории и жадно за всем наблюдайте.

Когда этот процесс себя исчерпает, постарайтесь о нем забыть. Переключите свое внимание на что-нибудь другое. Вначале, устав от столь напряженного труда, Ваше внимание с удовольствием откликнется на новое направление и старое будет как будто забыто. Не думайте об этом специально - просто через определенный срок Вы вдруг (хотя, конечно, не вдруг) вспомните обо всем этом, но вспомните уже со своим видением данного вопроса. Вот это и будет правильно.

Правильно абсолютно? Нет, не обязательно. Однако это будет Вашей личной правильностью, которая соответствует Вашему уровню интеллектуальности на данный момент. Если эта тема будет продолжать Вас интересовать, то это будет означать только одно - Вы движетесь по пути познания.

Это, несомненно, будет стимулироваться осознанием процесса и, следовательно, Ваша сознательность заработает в ритме вселенского знания. А если это будет так, то значит, Вы исполняете смысл жизни на практике.

С уважением,
П. Веденин



Еще по теме "Ментальность" (http://www.5vetrov.ru/content/content34.shtml).



Новости Поиск Контакты Избранное

(c) "Встречный ветер" 2000-2004



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное