Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Газета "Академия"

  Все выпуски  

Газета "Академия"


ГАЗЕТА "А К А Д Е М И Я" Донбасской государственной машиностроительной академиии г.Краматорск, Донецкая область, Украина

ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип N.1 (128)
от 16 января 2006 года

С новым 2006 годом и Рождеством Христовым

Дорогие читатели! Коллектив редакции газеты "Академия" поздравляет Вас с Новым 2006 годом и Рождеством Христовым. Мы желаем Вам совершенствоваться и, строго относясь к своим ошибкам, с иронией принимать чужие. Мы желаем Вам тратить время и энергию не только на мелочи, но и на действительно важные вещи. Будьте успешны и счастливы в Новом 2006 году. С Новым Годом, с Рождеством Христовым!

Официально
Академия. Взгляд в будущее

Центральной темой последнего заседания Ученого совета Академии, состоявшегося 27 октября, стало...


Потапкин Виктор Федорович

Потапкин Виктор Федорович - известный ученый в области обработки металлов давлением...


Что нового нам может преподнести этот учебный год

Все знают лозунг: "Молодежь - это наше будущее". И, как известно, молодые люди уже...


События
Технологии будущего


13-14 декабря в стенах Донбасской государственной машиностроительной академии прошла Четвертая международная научная конференция...


Новогодняя феерия

19 декабря, в День святого Николая, Краматорский исторический музей открыл новую выставку...


На досуге
Горы зовут

Про альпинистов говорят, что это ненормальные люди, которые ищут, где бы перезимовать лето....


Литературная страница академии

Да, так получилось - родился я 1 января 1951 года. Краматорчанин...



"Что? Где? Когда?"

Два вышедших в отставку полицейских организовали в Голливуде...




Академия. Взгляд в будущее

Центральной темой последнего заседания Ученого совета Академии, состоявшегося 27 октября, стало обсуждение вопроса "Стратегия развития Академии - состояние и пути развития на 2005-2010 годы". Докладывал ректор ДГМА Владимир Анатольевич Федоринов. Советом отмечено, что Академия динамично развивается и ныне является не только учебно-научно-воспитательным центром государственного значения, но также культурным и спортивным центром региона.

Чтобы перечислить основные достижения Академии за отчетный период, не хватит одной небольшой статьи. Все достижения уже освещались в "Академии". Вклад ДГМА в развитие образования страны и подготовку высококвалифицированных специалистов был отмечен: коллектив Академии награжден Почетной грамотой и Почетным знаком Кабинета министров Украины (Постановление КМУ от 15.05.2003г. № 5500). А по результатам достижений в научно-технической деятельности Академия в 2004 году отнесена к высшей категории вузов - группе "А" и включена в Государственный реестр научных организаций, которые обеспечиваются поддержкой государства, сроком на 3 года.

Наряду с достижениями есть и недостатки. Ввиду роста штата снизилась доля "остепененных" преподавателей, не все гладко в науке и финансировании развития Академии, требует развития и совершенствования система управления и организация учебного процесса на факультете заочного и послевузовского образования. Не в полной мере используется и опыт других вузов по методическому обеспечению, внедрению передовых информационных технологий, современных электронных учебников, тестов для контроля знаний студентов и т.п.

Ну, а что же впереди? Впереди, конечно же, много работы. Из основного можно назвать создание сквозной системы управления качеством процессов по всем направлениям деятельности Академии, переработку рабочей документации дисциплин и специальностей с учетом современных достижений науки и техники и оригинальных наработок кафедр Академии, а также запросов предприятий-работодателей. Это достигается только в условиях совместной творческой работы всего коллектива вуза. Эффективность этой работы должно обеспечить намеченное дальнейшее развитие корпоративной культуры в Академии.

Учитывая накапливаемый опыт, предполагается дальнейшая оптимизация кредитно-модульной системы ступенчатой подготовки специалистов по количеству, объему и содержанию учебных модулей и разработка эффективных средств объективного контроля знаний, умений и навыков студентов.

В этом же контексте необходимо обеспечить повышение качества издаваемой учебной литературы, принять меры по созданию творческих коллективов и разработке оригинальных электронных учебников, программных продуктов, средств контроля знаний студентов, обеспечение внедрения в учебный процесс системы дистанционного обучения. С целью обеспечения конкурсного формирования качественного контингента студентов предполагается также дальнейшее совершенствование методов и форм профориентационной работы и довузовской подготовки.

Планируемое дальнейшее совершенствование и повышение качества профессионально-практической подготовки выпускников, научной и изобретательской деятельности студентов требует постановки на более высоком уровне НИРС и исследований в рамках магистерских квалификационных работ, а также взаимодействия и сотрудничества с предприятиями.

В научной деятельности необходимо направить усилия на улучшение условий для проведения научных исследований и получения новых знаний в научных коллективах Академии и повышение эффективности НИОКР, а также на повышение эффективности госбюджетной научной работы второй половины рабочего дня преподавателя. Добиваться этого следует путем модернизации и обновления материальной базы научных лабораторий, улучшения организации работ, в т.ч. НИОКР в Академии. Успехам науки способствует и развитие международных связей в сфере образования и научно-технического сотрудничества, а также поддержка и развитие инновационной активности в Академии.

В плане кадрового обеспечения намечено совершенствование работы с резервом, реализация целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышение качественных характеристик научно-педагогических кадров Академии. На решение этих задач направлено повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры, формирование качественного резерва для поступления в аспирантуру путем активизации и повышения результативности работы с одаренной студенческой молодежью.

В русле стремительного развития современных технологий одним из главных вопросов будущего развития вуза является разработка и реализация стратегического направления: дальнейшего развития компьютерных сетей и информационных технологий. Для обеспечения реализации этой и многих из поставленных задач необходимо достаточное финансирование. Поэтому с учетом острого и усиливающегося дефицита финансовых ресурсов одной из основ успешного развития Академии является повышение эффективности имеющихся и поиск новых источников поступления средств в Академию, разработка и реализация мер, направленных на экономию материальных и энергетических ресурсов. Время диктует также необходимость дальнейшего совершенствования и поиска эффективных механизмов, форм и методов моральной и материальной мотивации труда преподавателей и сотрудников, особенно при реализации стратегических направлений и задач.

Некоторые из полномочий руководство Академии планирует передать самим студентам, обеспечивая более широкое привлечение студенческой молодежи к управлению Академией и выработке решений. Для большей эффективности такой передачи дальнейшее развитие должно получить студенческое самоуправление. Намечено привлечение органов студенческого самоуправления к анализу учебно-воспитательного и других процессов в Академии.

Это - лишь общая информация, стратегический план, который должен найти реализацию в работе ректората, ученого совета, комиссий, служб. Да и всего коллектива Академии в целом.

Алексей Кабацкий


Потапкин Виктор Федорович

Потапкин Виктор Федорович - известный ученый в области обработки металлов давлением, доктор технических наук, профессор.

Виктор Федорович Потапкин родился в селе Ушаково Сасовcкого района Рязанской области. В 1956 году окончил Высшее техническое училище им.Н.Баумана. В том же году переехал в Краматорск, где на Ново-Краматорском машиностроительном заводе начал свою трудовую деятельность. В 1960-63 годах обучался в аспирантуре МВТУ им. Баумана под руководством академика А.И.Целикова и успешно окончил ее с защитой кандидатской дис-сертации на тему "Теоретическое исследование процесса горячей прокатки на непрерывных листовых станах". С 1963 года В.Ф. Потапкин работал в Крама-торском индустриальном институте - нынешней Донбасской государственной машиностроительной академии. В том же году он организовал кафедру "Меха-ническое оборудование заводов черной металлургии", с которой неразрывно связана значительная часть его дальнейшей профессиональной и научной дея-тельности. В эти годы продолжилось его становление как ученого, определи-лись основные направления научной деятельности. На основе развития метода полей линий скольжения В.Ф.Потапкиным было проведено комплексное иссле-дование напряженно-деформированного и кинематического состояния металла при прокатке полос в широком диапазоне соотношений протяженности очага деформации к средней его толщине. В результате этих исследований была раз-работана методика по расчету энергосиловых параметров и технологических режимов обжатий на станах горячей прокатки, внедренная на ряде ведущих предприятий металлургической промышленности, таких как Ново-Липецкий и Череповецкий металлургические комбинаты, "Запорожсталь" и др. Эффектив-ность этой методики была подтверждена результатами экспериментальных ис-следований на одном из наиболее современных в СССР широкополосных ста-нов НШПС 2000 Ново-Липецкого металлургического комбината, проведенных под его руководством. В.Ф.Потапкиным были разработаны также методики расчета энергосиловых параметров процесса прокатки колец, использованные при проектировании и эксплуатации кольцепрокатного стана 750 на Чебаркуль-ском металлургическом заводе.

Дальнейший этап научной деятельности В.Ф.Потапкина связан с развити-ем процессов асимметричной прокатки, в частности, с разработкой теоретиче-ских основ и внедрением в производство процесса деформации между непод-вижным и приводным валками (ДНПВ). В рамках этих работ был проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований, расширивших и углубивших представления о закономерностях асимметричной прокатки, ее влиянии на качество производимой металлопродукции. Результатом стали из-готовление и опытно-промышленная эксплуатация на Артемовском заводе по обработке цветных металлов первого в мире специализированного стана ДНПВ 50/450х450. В ходе работ по освоению процесса ДНПВ и оборудования для его реализации В.Ф.Потапкиным лично и в соавторстве с сотрудниками кафедры было сделано более 80 изобретений. На разработки были получены патенты США, Франции, Италии. Дальнейшее развитие это направление получило в ис-следованиях совмещения процессов симметричной и асимметричной прокатки в одной технологической линии, открывающее новые возможности повышения точности прокатной металлопродукции.

Все указанные исследования стали основой докторской диссертации на тему "Напряженно-деформированное состояние в очаге деформации при про-катке широких полос", защищенной в 1982 году.

Следует отметить, что свою научную деятельность В.Ф.Потапкин успеш-но сочетал с педагогической работой и административной деятельностью по руководству кафедрой и работе в должности проректора института. Он разра-ботал и вел курсы базовых специальных дисциплин "Механическое оборудова-ние заводов черной металлургии" и "Теория ОМД", осуществлял руководство аспирантами. Благодаря его инициативе и организаторским способностям на кафедре была создана лаборатория, которая и в настоящее время считается од-ной из лучших среди родственных кафедр вузов Украины. Установленное в ней оборудование не только обеспечивает выполнение лабораторных практикумов по специальным дисциплинам, но и позволяет проводить эффективные экспе-риментальные исследования различных процессов прокатки. Среди оборудова-ния кафедры особо следует выделить промышленно-лабораторный стан 55/260х200. В ходе модернизации в середине 90-х годов он был оснащен уни-кальной системой профилирования межвалкового зазора путем осевой сдвижки рабочих и опорных валков и перекрещивания осей рабочих валков. Различные комплекты валковых узлов стана обеспечивают возможность осуществления горячей и холодной прокатки полос, в том числе и асимметричной, совмещение различных процессов прокатки. При непосредственном участии В.Ф.Потапкина были разработаны и признаны изобретениями устройства для пластической де-формации, моделирующие процесс прокатки в валках большого диаметра. Они позволяют исследовать не только интегральные, но и локальные показатели на-пряженного состояния металла и тем самым существенно расширить возмож-ности экспериментальных методов изучения процессов ОМД.

Большое внимание В.Ф.Потапкин уделял поиску талантливой молодежи, которую привлекал к работе на кафедре. В 70-е годы под его руководством со-трудниками кафедры был защищен ряд кандидатских диссертаций. Именно то-гда возникла научная школа, основным направлением которой стало совершен-ствование процессов и оборудования листопрокатного производства. Среди первых ее представителей были ставшие сейчас известными ученые в области прокатного производства -- нынешний ректор ДГМА профессор В.А.Федоринов, доктор технических наук профессор А.В.Сатонин и ряд дру-гих. Присвоение В.Ф.Потапкину ученого звания профессора стало результатом научно-педагогической деятельности этого периода.

В 1989 году начался новый этап творческой биографии В.Ф.Потапкина - он был избран ректором Краматорского индустриального института. Здесь в полной мере раскрылись его организаторские способности. В это нелегкое вре-мя политической и экономической нестабильности он сумел обеспечить высо-коэффективную работу и финансовую стабильность вуза, который под его ру-ководством стал в 1994 году Донбасской государственной машиностроитель-ной академией. За время его работы в должности ректора существенно выросли все показатели работы академии. Почти в 3 раза увеличились прием и контин-гент студентов, более чем в 15 раз увеличилось поступление внебюджетных средств, существенно расширился аудиторный фонд, парк компьютеров совре-менных моделей составил около 1000 единиц. Значительное внимание В.Ф.Потапкин уделял высокоэффективному функционированию науки в акаде-мии, что было нелегкой задачей на фоне массового оттока по стране научных кадров в сферу бизнеса. Динамичное развитие в период его руководства акаде-мией получили исследования в области физики, химии, информатики, приклад-ных наук. Значительно расширилось госбюджетное финансирование научных работ. Удалось сохранить, хотя и в меньших объемах, хоздоговорную тематику.

Развивалась и научная школа, руководимая им непосредственно. В связи с интенсивным развитием и распространением вычислительной техники был проведен комплекс научных работ по обеспечению автоматизированного про-ектирования технологии и оборудования процессов прокатки листов и полос. Новым направлением научных исследований стали работы, связанные с произ-водством полиметаллических композиций. В этой области профессором В.Ф.Потапкиным и сотрудниками кафедры были разработаны методики расчета напряженно-деформированного состояния и прогнозирования целостности многослойных полиметаллических композиций при их последующей прокатке. На их основе была разработана технология производства биметаллических композиций, внедренная в производство на Белорусском научно-производственном объединении по производству полиметаллов. Результаты научных работ в области прокатки порошковых полиметаллов были использо-ваны на Кировском заводе порошковых материалов при освоении технологии производства композиций из бронзографита и создании оборудования для его реализации. Получен комплекс теоретических и экспериментальных результа-тов применительно к процессам симметричной и различных схем асимметрич-ной прокатки, волочения, гибки, правки, дрессировки, вытяжки металлоизделий из полиметаллических композиций. Под руководством профессора В.Ф.Потапкина всегда шел поиск новых направлений научной деятельности, новых объектов исследований. Проводились исследования и разрабатывались новые технологии процессов сортовой и поперечно-винтовой прокатки, упроч-нения швов сварных труб, обкатки цилиндрических заготовок, процесса утили-зации гильз артиллерийских выстрелов и ряд других процессов ОМД. Большое внимание В.Ф.Потапкин уделял и развитию теоретических методов исследова-ния. Ряд последних его работ посвящен развитию метода полей линий сколь-жения, который и в настоящее время не потерял своей актуальности и предос-тавляет широкие возможности исследования закономерностей пластической деформации на фоне новых методов компьютерного моделирования.

Важной стороной творческой деятельности профессора В.Ф.Потапкина являлась подготовка научных кадров. Под его непосредственным руководством были выполнены и защищены 2 докторских и 16 кандидатских диссертаций. С 1990 года он являлся председателем специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности "Процессы и машины обработки давлением" в Донбасской государственной машиностроительной академии.

Неотъемлемая часть творческой работы профессора В.Ф.Потапкина - издательская и изобретательская деятельность. Им опубликовано 240 научных работ, в том числе 105 изобретений, из которых 29 внедрены в производство. Изданы две монографии, посвященные использованию метода полей линий скольжения в исследованиях процессов ОМД. Разработки, выполненные под его руководством, демонстрировались на ВДНХ СССР и УССР и были отмече-ны медалями этих выставок.

Редакция газеты "Академия" во многом обязана в своем становлении поддержке Виктора Федоровича Потапкина.

Его дело будет жить в сердцах и душах его учеников, коллег, тех людей, которые вместе с ним шли по жизненному пути.


Что нового нам может преподнести этот учебный год

Все знают лозунг: "Молодежь - это наше будущее". И, как известно, молодые люди уже сегодня вносят весомый вклад в развитие нашей страны и общества в целом. И вот недавно Президентом Украины был подписан Указ "О неотложных мероприятиях для улучшения развития образования в Украине". Этим указом он обязал Кабинет министров в ближайший месяц разработать план реформирования нашей системы образования. При этом необходимо учитывать перспективы интеграции Украины в Европейский Союз. Также Кабинет министров должен разработать программу по работе с одаренной молодежью, которая бы создала в Украине благоприятные условия для поиска и поддержки интеллектуально одаренных детей и их самореализации.

Что предлагается сделать правительству

В ближайшее время правительство должно утвердить программу по компьютеризации общеобразовательных школ и вузов, обеспечению их необходимыми средствами для выхода в международную информационную сеть Интернет (это очень важно, особенно для сельских школ). И на это планируется выделение немалых средств из государственного бюджета.

Нельзя забывать об еще одной немаловажной проблеме - проживании студентов в общежитии (точнее, качестве этого проживания). И для этого до 1 января 2006 года Кабмин был обязан утвердить программу "Студенческое общежитие", которая предусматривает улучшение условий проживания студентов в общежитии.

Как будет выглядеть образование в Украине

Украина стремится к подготовке специалистов по европейским стандартам, что необходимо для дальнейшего трудоустройства на престижные рабочие места. Поэтому Кабинету министров надо было до 1 января 2006 года отработать серию мероприятий, необходимых для укрепления демократии в образовании, а именно развития студенческого самоуправления. Но нельзя забывать и о вступительных экзаменах. И для этого МОН планирует полностью перейти на протяжении 2005-2006 года на систему независимого тестирования (по которой проводится независимое тестирование выпускников школ или других учебных заведений, и результат этого тестирования можно использовать как вступительный экзамен в вуз). Финансирование тестирования - за счет государства.

Еще одной задачей для Кабинета министров Украины является совершенствование системы трудоустройства. Начиная с 2006 года, государство будет совершенствовать практику заключения трехстороннего договора (студент - вуз - работодатель). Это, по идее, должно снизить уровень безработицы людей, которые только что закончили институт. Также, в соответствии с этим Указом, Кабинет министров обязан принять необходимые меры для реализации в Украине основных положений Болонской декларации.

Стипендия и бюджетные места

Не менее важный стимул для обучения - это стипендия (точнее - ее выплата и размеры). Поэтому Кабинету министров предложено принять меры к увеличению в 2006 году размера стипендии. Кроме того, предложено увеличивать количество бюджетных мест, шире использовать практику выдачи кредитов на обучение.

Итак, указ подписан, осталось только новому Кабмину как можно быстрее решить поставленные перед ним задачи, принять необходимые меры для улучшения качества образования и доступности его получения.

Новогодний подарок ученикам и студентам

Как сообщил министр образования и науки Украины Станислав Николаенко, министерство дополнительно нашло 13 млн. гривен на льготный проезд для учеников и студентов высших учебных заведений Украины.

Теперь в следующем году студенты и ученики будут иметь возможность пользоваться железный дорогой на льготных условиях.

Проект "Гражданское образование - Украина"

В 2005 году в Украине начал работу международный проект по общественному образованию под названием "Общественное образование - Украина". Партнерами проекта являются Представительство Европейского Союза в Украине, МОН Украины, а также ряд европейских общественных организаций.

Для реализации проекта определены четыре пилотные регионы: город Киев, Волынскую, Винницкую и Херсонскую области. В каждом из них отобраны 20 пилотные школы; недавно к ним прибавились еще четыре учебные заведения в каждой области с целью привлечения к целевым группам проекта детей с особыми потребностями и учеников, которые приобретают профессионально-техническое образование.

Подготовили Сергей Пугач, Алина Остафийчук по материалам сайта МОН


Технологии будущего

13-14 декабря в стенах Донбасской государственной машиностроительной академии прошла Четвертая международная научная конференция "Нейросетевые технологии и их применение". Ученые из России и Украины пытались решить самые различные вопросы: от методики построения нейросетей до оценки кредитных рисков банков и нормирования труда. Организаторами и координаторами конференции стали молодые ученые кафедры технологии и управления производством ДГМА.

Подробнее о новых технологиях и их значении для науки и практики нам рассказал председатель оргкомитета, проректор по учебной работе профессор Сергей Ковалевский.

- Сергей Вадимович, как вы оцениваете проведение конференции, что реально может дать она современной науке и практике?

- На конференции рассматривались результаты нашей работы в области нейросетевых технологий по двум основным направлениям - теория и практика решения прикладных задач. Надо сказать, уже прослеживается определенная преемственность результатов - от первой конференции до сегодняшнего дня.

Отличием четвертой конференции стало то, что в ее материалах представлены работы сильнейших научных школ России. В частности, очень интересные исследования представлены в работах профессора, вице-президента Российской академии наук по вопросам кибернетики Александра Галушкина, в докладах учеников школы профессора Горбаня из Красноярска. Вообще нужно отметить, что Россия выбрала нейросетевые технологии как стратегическое направление развития государства.

Также очень хорошо была представлена киевская школа в лице профессора Академии наук Украины Новотарского. Приехала целая группа из Запорожья во главе с проректором по науке Запорожского университета Юрием Внуковым. Традиционно ведет работу в этом направлении коллега из Донецка Олег Федяев.

Достаточно интересными были и работы наших ученых.

В принципе, все работы, представленные в докладах, перекликаются друг с другом. Разные научные школы по-своему решают одни и те же задачи. И в результате получается эффективный тандем ученых с мировым именем.

Лично мы заявили о том, что уже можем решать классическую задачу исключающего или с помощью одного нейроподобного элемента. Это дает возможность создать новый алгоритм построения нейросети, исключая классические проблемы подбора структуры, обучения системы. В результате ускоряется создание модели, которая полностью отражает свойства объекта. Это может быть модель предприятия, рынка ценных бумаг, рынка валют. Таким образом можно решать экономические, государственные, да, в общем-то, любые проблемы.

Кроме того, мы разрабатываем вопросы прогнозирования временных рядов. Здесь растущие динамические сети дают возможность отслеживать все: от температуры окружающей среды до показателей работы любого предприятия.

- Динамика и показатели дают количественное представление о проблеме. А можно ли с помощью нейросети оценить качество объекта?

- Конечно. Ведь само создание нейросети - это создание модели, образа объекта. То есть объемное, всестороннее представление объекта. Даже часть такого представления может быть восстановлена до целого, причем все качественные и количественные параметры обязательно сохраняются.

Мало того, мы доказали и решили ряд задач по связи характеристик объекта. Это дает уникальный эффект. Для того чтобы проанализировать объект, вместо огромного количества показателей и характеристик, мы можем взять минимум. То есть необходимо контролировать не все подряд, а только приоритетные признаки качества, которые связывают между собой все остальные. И в масштабе массового производства трудоемкость контрольных операций значительно снижается.

- Каковы перспективы развития этого направления науки?

- Перспективы прекрасные. В частности, работы по прогнозированию надежности кранового хозяйства, прогнозированию параметров проектируемых изделий, прогнозированию поведения экономических систем для малого и среднего бизнеса могут приносить не только научные результаты, но и реальные доходы. Много задач еще находится в стадии решения. А эффект от применения нейросетей очевиден.

Поэтому мы хотим выйти с предложением о создании Центра нейросетевых технологий для решения прикладных задач.

К началу нашей конференции мы подготовили электронный сборник публикаций всех материалов и вручили его нашим гостям. Это не только приятный сюрприз для всех участников, но и хороший фундамент для последующих работ.

Пятую конференцию мы планируем провести на базе одной из активных научных школ, в Академии наук Украины. Возможно, в свое время дойдем и до Москвы.

Алина Остафийчук


Новогодняя феерия

19 декабря, в День святого Николая, Краматорский исторический музей открыл новую выставку с праздничным названием "Новогодняя феерия".

Учащиеся школы искусств №3, скрипачи, художники и мастера плетения кружев создали настоящее чудо. Совмещение прекрасной музыки, удивительных детских картин, рушники клуба "Чаривниця" и показ моделей из кружев действительно стали новогодней феерией.

На торжественном открытии выставки работники музея во главе с директором Натальей Волошиной рассказали о нюансах празднования Дня святого Николая нашими предками. Оказывается, в старину этот день был не только праздником для всех детей. Его с удовольствием, причем довольно необычно, отмечали и взрослые. К 19 декабря уже завершались все работы, урожай был собран, заготовки сделаны. И уже можно было устроить для себя большой праздник. Поэтому каждый хозяин старался к этому дню запасти большую бочку хорошего пива. И вот на День святого Николая взрослые, поздравив и подарив подарочки свои малышам, оправлялись по гостям. Пили пиво, угощали своим и устраивали настоящие соревнования - у кого пиво лучше.

* * *

26 декабря в Краматорском художественном музее состоялось открытие новой выставки. Художник из Славянска Сергей Сметанкин представил в четырех экспозиционных залах 50 своих полотен, выполненных маслом на холсте.

В основном в картинах Сергея изображен городской пейзаж, виды улочек и панорам разных городов мира. Интересная цветовая гамма, объем и своеобразный стиль исполнения, казалось бы, классического вида живописи делают работы мастера уникальными.

* * *

27 декабря в Донбасской государственной машиностроительной академии отпраздновали Новый год большим концертом по одноименному фильму "За двумя зайцами". Танцы, песни, знакомые персонажи в новой интерпретации. Все было ярко, по-новогоднему празднично и интересно.

Особенно порадовались любители женской красоты, потому как недостатка в обнаженной натуре в этот вечер не было. И даже снегурочки выплясывали в "мини".

Подхватило всеобщее веселье и представителей ректората. Проректор по экономике и социальным вопросам Сергей Карнаух кружился в хороводе с Веркой Сердючкой и Дедом Морозом. А студенты подбадривали его дружными аплодисментами.

* * *

В канун Рожества Совет женщин Новокраматорского завода в большом зале ДКиТ НКМЗ провел городскую благотворительную акцию "Новогодняя сказка". Около двух часов маленькие жители нашего города наслаждались новогодней сказкой, которую создали для них народный театр "Бам-Бук" и ансамбль "Зернышки". В этой сказке были и настоящий Дед Мороз со Снегурочкой, и разные чудеса, и, конечно, праздничный фейерверк. Весь зал буквально верещал от восторга. И от детского смеха, от горящих глаз чудеса становились еще ярче, а праздник - веселее.

После завершения праздничной программы ребята получили сладкие подарки из настоящих сказочных избушек. Добрые волшебники - организаторы и спонсоры - постарались на славу. Ведь сочельник - это самое светлое и доброе время. И никто в этот вечер не должен быть обижен и забыт.

* * *

7 января, на Рождество Христово в храмах Краматорска традиционно торжественное богослужение завершалось выступлением воспитанников воскресных школ. Стихи, песни, настоящие колядки и прославления великого события были исполнены детьми разных возрастов. У сверкающей елки, возле Царских врат под чутким руководством учителей и настоятеля, маленькие прихожане сами создавали самое прекрасное чудо. Чудо веры и добра.

* * *

9 января в храме Успения Божьей Матери праздник продолжился. На престольный день храма Святого Серафима, который расположен рядом с храмом Успения Божьей Матери, приехал Митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион. Поздравляя прихожан с днем рождения храма, не преминул поздравить всех верующих и с Рождеством Христовым. И напомнил, что это праздник примирения человека с Богом, предвозвестие искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы.

Алина Остафийчук


Горы зовут

Про альпинистов говорят, что это ненормальные люди, которые ищут, где бы перезимовать лето. Вот и этим летом сборы Донецкой областной федерации альпинизма и скалолазания собрали более пятидесяти любителей экстрима для поездки на Кавказ, в числе которых была и группа из Краматорска.

Следует отметить, что благодаря тому, что альпинизм в нашем городе развивается в основном на базе спортивной секции скалолазания Академии, контингент участников также имел непосредственное отношение к нашему учебному заведению. Так, в очередной раз, руководителем областных сборов был мастер спорта по альпинизму и чемпион СССР, а по совместительству еще и кандидат технических наук, доцент кафедры МСИ Бабин Олег Фавиевич; инструктором - КМС по альпинизму, чемпион и член сборной Украины, а в свободное от поездок в горы время еще и преподаватель кафедры "Учет и аудит" Стрельников Роман Николаевич; участниками были - студентка третьего курса гр. ЭСА 03-2 Танхаева Дана, а также еще четыре выпускника Академии этого и прошлых годов.

Сборы проходили на базе альплагеря самого высокогорного района Кавказа - "Безенги". Из семи пятитысячников Европы - пять гор с высотой более пяти тысяч метров находятся именно вокруг данного высокогорного лагеря. Красоту этих мест нельзя передать словами! Даже фотографии могут дать только лишь отдаленное представление о том мире, в который попадает человек, вылезший из пропыленного и душного автобуса и вдохнувший аромат альпийских лугов и ледниковых озер!

Наверное, ни один другой вид спорта, кроме альпинизма, не дает такого единения с природой и возможности посмотреть на свою обычную жизнь с высоты. И основное в горах - это не столько покорение вершин, сколько преодоление себя и своих страхов.

В программу альпинистских мероприятий всегда входят следующие занятия:

- скальная подготовка (для отработки навыков перемещения по скальному рельефу и организации страховки и самостраховки);

- ледово-снежные занятия (передвижение по льду и снежным склонам различной крутизны, а также обучение технике самозадержания при срыве на данных элементах рельефа);

- медицина (лекция доктора сборов по оказанию первой медицинской помощи при травмах, обморожениях и других заболеваниях);

- теоретическая подготовка (тактика горовосхождений, техника вязания узлов и работы с веревкой, правила поведения в горах и заповедных территориях).

После проведения данных занятий и получения соответствующей акклиматизации (минимум дней пять) группы выходят из лагеря в высокогорную зону для совершения восхождений соответствующих категорий сложности.

У людей, далеких от альпинизма, существует расхожее мнение о том, что альпинист тем "круче", чем выше он забирался в горах. Так вот, это не совсем соответствует действительности. Все альпинистские маршруты (именно маршруты, а не горы!) имеют уровни сложности от 1 до 6 с подкатегориями А и Б. То есть, самый простой маршрут имеет категорию сложности 1-А, далее 1-Б, 2-А и так далее, и самый сложный маршрут имеет категорию 6-Б (к слову, шестерок Б на Кавказе на данный момент всего три). На одну и ту же гору может быть более десятка маршрутов разных категорий сложности, и, соответственно, в альпинизме ценится не высота подъема, как таковая, а именно степень сложности выбранного пути. Так, например, категория трудности классического маршрута на высочайшую вершину Европы Эльбрус (5642 м над уровнем моря) оценена как 2-А, а маршрут на пик Шоколадный (3650 м) в арачаево-Черкесии - 6-А. И, если на Эльбрус идется все время ногами, то на Шоколадный лезется по вертикальной стене, которая местами имеет отрицательный угол наклона.

В советском, а сейчас и в украинском альпинизме существует четкая градация спортивных разрядов, выполнение которых дает право восхождения на маршруты большей сложности. Это позволяет избежать значительного количества несчастных случаев, так как спортсмен имеет возможность набраться практического опыта при поэтапном развитии своего спортивного мастерства. Для того чтобы получить право выхода на "шестерку", альпинист, в общей сложности, должен провести с десяток сезонов в горах и иметь спортивную классификацию первого разряда с превышением.

В состав донецких сборов входили спортсмены самой разной классификации, от новичка до мастера спорта международного класса. Все же наши краматорские участники были как раз новичками, и целью их поездки было выполнение третьего спортивного разряда, для чего необходимо было совершить пять восхождений первой и второй категории сложности, что за двадцать дней и было успешно сделано.

Опять-таки, необходимо отметить, что простых гор не бывает. Надев рюкзак на плечи и перейдя по лагерному мостику через бурную речку, равнинный человечек попадает в мир, где на каждом шагу его поджидают суровые испытания. Что значит только один лишь подход из альплагеря до высокогорной стоянки с двадцатикилограммовым рюкзаком в течение девяти часов вверх по горной тропе! Кто мучается проблемой похудения, пусть съездит разок в горы, и что такое "Гербалайф" - ему знать уже не понадобится!

На восхождении всегда нужно быть начеку. Внешние факторы - лавины, камнепады, удар молнией, а также внутренние, такие как невнимательность, халатность, отсутствие навыков и определенных знаний, - делают ваше пребывание в горах, кроме увлекательного, еще и смертельно опасным. Так, по приезде, когда начальник спасслужбы "Безенги" проводил обзорную лекцию, он отметил, что за почти полувековой срок работы лагеря количество смертельных случаев в данном районе составило 99 человек. То есть, в среднем по два человека в год. И, по статистике, следует ожидать в этом году "юбиляра" (такой вот черный юмор). Слава богу, наши сборы прошли без нештатных ситуаций, но поучаствовать в спасработах краматорским участникам пришлось.

Во время второго выхода донецких сборов в высокогорную зону поступила информация, что возле соседних ночевок провалился в ледовую трещину альпинист из Санкт-Петербурга. Туда сразу же была отправлена группа инструкторов и врач сборов. Вечером дополнительно были "откомандированы" еще и старшие разрядники, которые помогли ночью оттранспортировать пострадавшего в наш палаточный лагерь. Как определил доктор, у питерца были поломаны ребра, которые проткнули ему легкое, и возникла угроза оттека. Поэтому было принято решение силами наших участников сносить его с утра в альплагерь (8 часов по тернистым горным тропам) для дальнейшего перевоза в городскую больницу. И, если бы не самоотверженный труд донецких участников и инструкторов, этот альпинист вряд ли дожил бы до следующего вечера!

А в день нашего отъезда пришла еще более печальная весть, что на вершине Архимед (где мы были всего за два дня до этого) погиб альпинист, тем самым "закрыв" первую сотню трупов в данном районе. Это, естественно, испортило настроение перед дорогой, но никак не отбило желание вернуться в горы в следующем сезоне. А все потому, что:

"Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес!"

Роман Стрельников


Литературная страница академии

ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ!

Вот и пришли мои 55 лет. Как говорится -

возврата нет.
Я за эти мои годы
Не стыжусь -
Ни перед собой,
Ни перед моим народом.
Были радость и грусть.
Но главное - я однажды
родился.
И к вам явился.
Видно, Мама меня угадала.
И так трудно меня рождала
Первого Января.
Думаю, что не зря...

Да, так получилось - родился я 1 января 1951 года. Краматорчанин. Окончил седьмую школу, железнодорожную. Потом - Донецкий государственный университет, факультет филологии. Потом - журналистская работа в ряде краматорских газет. Теперь - сотрудник ДГМА. И помню язык наш - от "А" - до "Я" - Потому что Родина - наша и моя!

В этой единственной Жизни успел издать четыре сборника стихов - "Исповедь", "Естественный отбор", "Откровения", "НА грани фола".

Благодаря нашей Академии готовы увидеть свет еще две книги - "Особый случай", а также - "Имею право!..".

Так давайте будем жить!
Друг другом дорожить -
Во имя нашего времени
И его будущего семени

С уважением, Сергей ШИШКИН
2005 год.

* * *

На небе звезды горят огнями,
И звезды сцену собой украшают,
Загораются и гаснут огни,
Вверх поднимаются, падают - вниз.
Ввысь - легко подняться,
Ступень за ступенью оставлять позади:
Но как на вершине такой удержаться?
Как не упасть с такой высоты?

Александра Болгова, ст. гр. СП 03-2


В ХРАМЕ ДУШИ

Свечи потрескивают уютно,
В храме души небывалый разгул.
Все так легко, счастье - в каждой минуте,
Свет разогнал затяжную тоску.
Праздник любви. И пусть люди - как люди,
Злобой дыша, пьют свой яд до пьяна.
Свечи горят. И обычное чудо
Светится богом и миром добра.
Пусть Иисус, и Яхве, и Ярило,
Зевс, Посейдон, и Аид, и Харон
Будут едины в любви. И над миром
Небо само запылает костром.
Свечи и солнце, душа и планета -
Сколько единства! И бог - это мы.
Детские души - как небо - открыты.
Не закрывайте же души свои!

Алина Остафийчук


Ангелочек.

Ангелочек спит. И я не вправе
Ангела внезапно разбудить.
Завтра встанет и протянет ручки маме.
Как такого ангела можно не любить?
Детские игрушки: мишка и хлопушки,
Уточка и зайка спят уже давно.
Ждал меня до вечера,
Но заснули глазки.
Милый, я приехала,
Здесь уже давно!
Я спешила поездом,
Долго к тебе ехала.
Думала, малютка, только о тебе.
Солнышко лучистое,
Сердце золотистое.
Вот тебя увидела -
Радость на душе.
И заботы старые, словно камни малые,
Вниз с горы посыпались тысячей огней.
Сколько бы ни ссорились,
Сколько бы ни плакали,
Нет прекрасней в жизни
Ангелов-детей!

Анна Стукова, УЧ04-2


"Что? Где? Когда?"

Ответы на вопросы из прошлого номера.

Вопрос 1. Пятая - съедобный минерал, 4я и 5я вместе - бобовая культура, 3я и 6я - единица длины, 1я и 6я - судьба. Назовите их все, с первой и до последней, одним словом.

Ответ: ноты (октава).

Комментарий: соль, фасоль, миля, доля.

Автор: вопросы школьного чемпионата Харьковской области.

Ответило команд: 11%

Вопрос 2. Писатель Перес Реверте пишет, что в Кадисе есть ресторан, где посетителям демонстрируют потенциальные блюда под вывеской: "Почти все они играли роли второго плана в ЕГО фильмах". В чьих же фильмах?

Ответ: Жака-Ива Кусто.

Комментарий: живая рыба.

Автор: Кирилл Корконосенко, этап Кубка мира в Саранске - 2004.

Ответило команд: 5%.

Вопрос 3. "Я хочу каждый день видеть Сельму Лагерлеф, я хочу каждый день видеть Нильса на гусе". Эти слова принадлежат одному шведу, участвовавшему в социологическом опросе. Таким образом он высказался против введения в Швеции... Чего? Напишите эти четыре буквы.

Ответ: евро.

Комментарий: писательница Сельма Лагерлеф и ее персонаж Нильс Хольгерсон изображены на двадцатикроновой купюре.

Автор: Константин Науменко.

Ответило команд: 5%.

Как мы уже сообщали, в конце прошлого года состоялся первый этап чемпионата Украины по игре "Что? Где? Когда?" сезона 2005/06 (вторая лига). Предлагаем вашему вниманию некоторые вопросы с этого чемпионата.

Вопрос 1. Два вышедших в отставку полицейских организовали в Голливуде охранное агентство, которое будет оказывать новый оригинальный вид услуг. Так, в частности, на сайте агентства будут размещаться компрометирующие и пикантные фотографии. Ответьте абсолютно точно: как принято называть тех, кто окажется на этих фотографиях?

Вопрос 2. Завершите абсолютно точно четверостишие группы "Морийский Гоблин":

"Мы рождены, чтобы эльфы стали пылью.
И властелин наш править миром стал.
Нам Саурон и кольца дал и крылья,
А вместо сердца...".

Вопрос 3. Вот список пар, в основе которого лежит некая закономерность. Анатолий Калинин и Александр Пушкин; Федор Достоевский и Николай Гоголь; Владимир Маяковский и Евгений Замятин. Назовите стихотворение Маяковского, из-за которого он попал в пару к Замятину.

Александр Мельников,
Президент Клуба интеллектуальных игр ДГМА



Шеф-редактор: В.Федоринов
Главный редактор: В.Медведев
WEB-редакция: А.Мельников, Е.Шевченко
Корректор: Е.Булдакова, Е.Дудченко
Фото: В.Медведев
Антон
Михайленко Выпускающий редактор:
Антон Михайленко

Архив предыдущих выпусков | Самый свежий выпуск
©Alexandr Melnikov
Рассылки Subscribe.Ru
Ваш e-mail:
http://subscribe.ru/catalog/press.world.akademia
Last modification: January-25-2006
URL: http://www.dgma.donetsk.ua/~np E-mail: al_mel@mail.ru
Click Here for Great Employees

В избранное