Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о полиграфии! Самая оперативная информация!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Эту, а так же многие статьи Вы можете прочесть на сайте http://www.alteh.ru

Прямая печать на… ТКАНИ

Словосочетания “плоттер для наружной рекламы” и “сольвентный плоттер” стали практически синонимами в российском рекламном сообществе. Подтверждением этому стала проходившая в Москве в ноябре 2003 г. выставка “Реклама – 2003”, на которой были представлены сольвентные плоттеры более чем 10 производителей из разных стран.

Подробный обзор оригинальных и модифицированных сольвентных плоттеров Mimaki был дан в статье “Плоттеры Mimaki на любой вкус”.

Однако, справедливости ради, надо сказать, что цифровая печать для наружной рекламы производится не только на сольвентных плоттерах. Каждый, кто хотя бы один раз серьёзно задавался вопросом, как изготовить перетяжку, приходил к выводу, что сольвентная печать на ПВХ в данном конкретном случае – не идеальное технологическое решение. А если вспомнить об изготовлении флажной продукции, которую также можно считать одной из форм наружной рекламы, то станет очевидным, что возможность применения сольвентной печати в данном случае сильно ограничена. Эта статья о технологиях и оборудовании для цифровой печати наружной рекламы на тканях, т.е. на текстильных поверхностях.

Особенность структуры тканых материалов предполагает возможность проникновения красителей на довольно большую глубину, вплоть до полного прокрашивания обратной стороны ткани (что зависит от толщины и фактуры изделия). Именно это послужило толчком к развитию двух технологий нанесения изображения на ткань, известных в настоящее время: сублимационного термопереноса и технологии прямой печати на ткани. Первая применима для нанесения изображения на полиэстеровые и полиэфирные, а так же смесовые ткани с процентным содержанием волокон более 50%. Прямая печать может осуществляться на ткани из любых синтетических и натуральных волокон. Собственно говоря, отличие в химическом составе ткани и есть причина существования этих двух технологий.

    В процессе сублимационного термопереноса задействовано два технологических этапа:
  1. цифровая печать изображения на бумаге зеркальным способом;
  2. перенос изображения с бумаги на ткань при помощи температуры.

Печать должна производиться сублимационными (дисперсными) чернилами на специальных бумагах. Особенность сублимационной бумаги в её структуре: рыхлость и уникальная химическая обработка – позволяет её пропитываться достаточным количеством чернил, а затем испарять их с максимальной отдачей.

Отличительная черта сублимационных (дисперсных) чернил – повышенная вязкость и температурная нестабильность, что позволяет им испаряться и вступать в соединение с полиэстером при высокой температуре. Эти же свойства сублимационных чернил резко ограничивают круг плоттеров, способных качественно и устойчиво на них работать. Во - первых, сразу же становиться очевидной невозможность применения термоструйных плоттеров. Во – вторых, из ряда известных марок пьезоэлектрических плоттеров только Mimaki проявляет себя наилучшим способом, поскольку некоторые модели Mimaki (JV4, TX2) разрабатывались с учётом возможности использования дисперсных чернил.

Термоперенос изображения с сублимационной бумаги на ткань происходит при помощи термопереносов при довольно высокой температуре (180 – 240ْ С). Подбор температуры зависит от толщины и структуры ткани, толщины сублимационной бумаги, а также от физико-химических особенностей цветопередачи чернил конкретного производителя. Термопрессы делятся на две категории: планшетные (плоскостные) и каландровые (рулонные). Принципиально выбор термопереноса определяется задачами, которые ставятся перед конкретным производственным комплексом.

Условно задачи можно дифференцировать на мелкоформатные, высокоточечные и высокотиражные. В первом случае правильным будет использование планшетного пресса, во втором – неизбежно применение каландровых прессов. Среди малых планшетных прессов хорошо зарекомендовали себя на российском рынке американские (HIX) и английские (Adkins & Sons) термопрессы. Из больших планшетных прессов наибольшее распространение получили прессы отечественного производства, поскольку стоимость зарубежных, например Adkins & Sons или Monti Antonio, превышает стоимость отечественных в 4 – 5 раз. Из каландровых прессов наиболее известны и популярны каландры GMP. Их отличает оптимальное сочетание “цена – качество”. Это оборудование наиболее рентабельно при изготовлении изделий до 15 – 12 м длиной (рабочая ширина каландра GMP – Corona DST в зависимости от модели – 1,7 м или 1,3 м). Возможно и осуществление термотрансфера на непрерывной рулон ткани, но в этом случае ужесточаются требования к качеству и фактуре самой ткани. Она должна быть плотной относительно толстой. Если же стоит задача скоростного термопереноса на непрерывный рулон ткани, да ещё и в автоматическом режиме работы, то в этом случае гораздо целесообразнее использовать французские каландры или Monti Antonio (Италия). Хотя, справедливости ради, отметим, что их стоимость превышает стоимость GMP в 2,5 – 3 раза (при аналогичной рабочей ширине).

Теперь поговорим о печатающем оборудовании, применимом для технологии термопереноса. Как уже отмечено выше, наиболее адекватно в работе с дисперсными чернилами проявляют себя плоттеры Mimaki JV4 и TX2, поскольку разрабатывались они с учётом особенностей использования этих чернил. Обе модели плоттеров очень похожи с точки зрения механического и электронного устройства и устройства печатающей системы. Они идентичны друг другу с точки зрения технических характеристик: нижний порог разрешения – 360 dpi, верхний – 1440 dpi, максимальная скорость (360 dpi, двусторонняя печать в два прохода) – около 30 м2/ч.

Отличия состоят в цветности и системе подмотки материала. JV4 комплектуются двумя блоками слотов (картриджей) по 6 цветов в каждом (с подачей чернил по 2 изолированным группам трактов) и содержит в печатающем блоке 6 головок с 360 соплами в каждом. У TX2 двухблочная система картриджей содержит по 8 цветов, а печатающий блок состоит уже из 8 головок с 360 соплами. Таким образом, у модели TX2 существенно расширена возможность использования дополнительных цветов, что бывает весьма актуальным при работе с дисперсными и прочими текстильными красителями. Второе кардинальное отличие этих двух моделей – “сестрёнок” заключаются в том, что у JV4 система подмотки материала предназначена для работы с обычными бумажными и синтетическими материалами (не ткаными!), а система подмотки у TX2 – сложное оптико – электронное устройство, позволяющее перематывать текстиль. Поэтому на плоттере JV4 можно печатать на бумаге, т.е. с точки зрения работы с текстилем он пригоден лишь для технологии сублимационной печати. На TX2 можно печатать как на бумаге, так и на тканых поверхностях, соответственно эту модель Mimaki можно применять как для технологии сублимационного термопереноса, так и для технологии сублимационного термопереноса, так и для технологии сублимационного термопереноса, так и для технологии прямой печати на ткани. К сожалению, в ценовом отношении подобный “универсализм” не прошёл бесследно: Mimaki TX2-1600 приблизительно в 1,5 раза дороже своей “сестрёнки” – JV4-160 – с аналогичной рабочей шириной.

Рамки статьи не позволяют очень подробно осветить все особенности прямой печати на ткани. Остановимся лишь на некоторых из них. Как уже было отмечено, плоттер, способный работать с тканями должен обладать, как минимум, тремя особенностями: быть приспособленными к работе с дисперсными и прочими текстильными красителями, обладать возможностью использования дополнительных цветов (помимо CMYK) и иметь в наличии специализированную систему подмотки для тканых материалов. Всеми этими особенностями обладает плоттер Mimaki TX2-1600, созданный для этих целей.

Следующая особенность, которую необходимо учитывать, состоит в том, что ткань должна быть обработана как до, так и после печати. Предварительная обработка необходима для предотвращения растекания красителя на ткани, а последующая – для фиксации и придания стойкости изображению. Необходима также и последующая стирка для удаления излишков и остатков красителей и прочих химикатов. Несложно догадаться, что всё это требует дополнительного оборудования, что влечёт за собой дополнительные затраты. Так, оборудование для фиксации изображения на любых типах ткани (натуральных, синтетических и смесевых) термопаровым способом именуется на жаргоне текстильщиков “зрельник”. Стоимость относительно компактного французского “зрельника” (мы не говорим о промышленных машинах) колеблется от 55 000$ до 80 000$ в зависимости от комплектации. С нашей точки зрения, компактного непромышленного, устойчиво работающего оборудования для предварительной пропитки ткани пока ещё вообще не существует, хотя прогресс не стоит на месте, и технологии совершенствуются постоянно.

В заключении всем желающим заняться печатью на текстиле хотелось бы дать несколько полезных советов:

  • дерзайте – это очень перспективная область развития бизнеса;
  • подходите внимательнее к выбору техники и расходных материалов;
  • будьте осмотрительны в выборе поставщика.

Эту, а так же многие статьи Вы можете прочесть на сайте http://www.alteh.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное