Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Сказка о том, как старуха дважды продала тыкву.


2007-08-28
Номер выпуска: 79

Articulus

Как старуха продавала тыкву

Владимир Шкода

Жила одна старуха. Посадила она тыкву, из которой делают звонкострунные садиеу. Когда над землей появились два первых листочка, зашел к старухе один человек и предложил продать ему тыкву на корню. Заплатил он вперед один кахапана и ушел. Когда появилась завязь, наведался к старухе другой человек и тоже пожелал купить у нее тыкву на корню.

    Как же я могу продать эту тыкву,— сказала старуха,— когда она давным-давно куплена?

    Когда же ее купили?

    Когда над землей два первых листочка появились.

    И сколько же тогда за нее дали?

    Один кахапана.

Тогда могли купить только стебель. Ведь были видны листья, а плода еще не было. Я же покупаю этот плод и даю за него два кахапапа.

Обрадовалась старуха деньгам и продала тыкву. Второй покупатель каждый день заходил к старухе и ухаживал за тыквой, а когда она созрела, сорвал ее и сделал садиеу.

Услышал первый покупатель чарующие звуки музыки, зашел к соседу и спросил:

    Где ты взял тыкву для садиеу?

    Купил,— ответил сосед и продолжал наигрывать.

    У кого купил?

    У старухи.

    Значит, ты украл мою тыкву. Я давно ее купил.

--- Я купил тыкву у старухи и, как полагается, за нее заплатил. Как ты смеешь обвинять меня в воровстве? Идем к старухе и спросим ее обо всем!

Отправились оба покупателя к старухе. Первый спросил:

    Правда ли, что ты продала тыкву этому человеку?

    Конечно, правда.

Как же ты могла продать тыкву, которую уже я купил? Стали оба покупателя спорить и ругаться. Спорили они, спорили и пошли к королю. Король выслушал спорщиков и решил:

Первый из вас купил тыкву, когда был только стебелек, и больше не появлялся. Он не ухаживал за тыквой, а посему тыква должна достаться второму из вас.

 

Комментарий

 

Человек – существо нуждающееся, ему всегда чего-нибудь надо. Случается так, что люди претендуют на одну и ту же вещь, и каждый считает ее принадлежащей именно ему. Тогда они обращаются в суд, просят их рассудить. Этим цивилизованное общество отличается от нецивилизованного, где прав тот, кто сильнее. В нашей сказке спор вышел из-за тыквы. Один человек купил у старухи в огороде растение тыквы на корню и ушел с намерением вернуться, когда созреет плод. Другой человек явился позже, когда завязался плод. Он убедил старуху в том, что первый покупатель купил только стебель, плода тогда еще не было. Он же покупает плод, и дает за него вдвое больше, чем первый покупатель дал за стебель. Конфликт возник, когда первый покупатель узнал о происхождении инструмента, из которого его сосед извлекал чарующие звуки музыки. Он обвинил соседа в воровстве. Тот оправдывался и предложил идти к старухе. А что могла старуха ответить? Она получила деньги с обоих, и на резонный вопрос первого покупателя: «Как же ты могла продать тыкву, если я ее уже купил?», ничего толком не могла сказать. Она выходит из игры, а соседи продолжают спорить и ругаться. Наконец они обращаются со своим делом к королю. Согласно его решению тыква принадлежит тому, кто за ней ухаживал, т.е. второму покупателю.

Попытаемся восстановить аргументацию каждой стороны. Первый покупатель считал, что купить тыкву на корню, значит оплатить труд и все расходы по выращиванию плода от посадки до сбора урожая. Сказано ведь, что он заплатил деньги вперед. Вот он и ушел дожидаться своей тыквы. Понятно его возмущение, когда он узнал, что его тыква продана вторично. Второй покупатель рассуждал иначе. Когда человек что-то покупает, купленное перестает принадлежать прежнему владельцу. Поэтому он и ухаживал за тыквой, после того, как купил ее. Можно сказать, что тыква есть результат труда -  частью труда старухи, который оплачен, частью труда самого нового владельца. Есть что-то ленинское в этой позиции, если иметь в виду известную фразу «земля принадлежит тому, кто ее обрабатывает». В общем, землю - крестьянам, фабрики - рабочим, небо - летчикам. А тыкву - второму покупателю.

Как видим, здесь представлены две принципиально различных аргументации. Первая аргументация формальна и потому проста. Купить что-либо на корню, значит оплатить будущий урожай. Вторая аргументация сложнее, а потому уязвимее. Первый покупатель мог бы сказать второму: «Хорошо, я купил стебель, значит, вы использовали мою собственность при выращивании тыквы. Без стебля не появился бы плод. Выходит, что и я имею на него право». Что мог бы ответить на это второй покупатель, я не знаю. Судя по тому, как он вел себя ранее, он стал бы изворачиваться. А выход мог быть таким: музыкальным инструментом пользуются соседи по очереди, тот, который заплатил один кахапане, играет на нем, скажем, неделю, а другой, заплативший два кахапане, - две недели.

Все это, впрочем, несколько вольный разговор. Если стать на точку зрения строгого права, дело поворачивается совсем другой стороной. А состоялся ли вообще договор купли-продажи, когда к старухе пришел первый человек? Вот вопрос, на который надо ответить прежде всего. Увы, ответ отрицательный. Купля-продажа предполагает наличность вещи, несуществующая вещь не может быть продана. Процедура купли-продажи определяется так: продавец передает вещь в собственность покупателя, покупатель ее принимает и уплачивает за нее определенную денежную сумму. Именно в такой последовательности: передать – принять - уплатить. Ясно, что плода тыквы на момент появления первого человека не было. Следовательно, в отношении плода не могло быть и купли-продажи. Но могло быть то, что на языке юристов называется запродажей, т.е. мог состояться договор о предстоящей продаже. Тогда любителю музыки  следовало оставить старухе задаток и в известный срок, – когда созреет плод, явиться для заключения договора купли-продажи. А второй человек купил плод. Хотя и не снятый с грядки, а продолжающий созревать.  Старуха передала тыкву, а новый собственник ее принял и уплатил деньги. Король решил дело в его пользу, ссылаясь именно на это обстоятельство. Но оно вторично. Главное в том, что, корректно оформив договор купли-продажи, покупатель принял тыкву и далее она состояла уже в его владении. Потому-то он за ней и ухаживал.

Подведем итог. Люди в обыденной жизни заключают массу соглашений, нисколько не беспокоя юристов, обходясь без них. Как правило, такие соглашения соблюдаются. Общество, где так обстоят дела – здоровое общество, в нем высоко ценится доверие. А что может быть важнее доверия во взаимоотношениях между людьми? Между тем право указывает, как следует заключать соглашения, и как разрешать возможные впоследствии споры. Кстати, тема доверия становится одной из важных тем социальной философии. Вот как определяет это понятие американский философ Френсис Фукуяма: «Доверие есть возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены данного сообщества будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами». Ф.Фукуяма считает, что от уровень доверия в обществе как «единственная всепроникающая культурная характеристика» определяет благополучие нации и ее способность к конкуренции.

 



Copyright © Владимир Шкода
Web-верстка и подготовка рассылки к выпуску: © Evgeny Ukhanov

В избранное