Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Не плохо бы пообщаться вживую, господа подписчики! Уж скоро год, как родился Articulus. И ни одного от вас отклика. Не ведаю, что нравится вам, что не нравится. Какие темы вы хотели бы предложить? Пишите, будем рассуждать вместе.


2006-12-19
Номер выпуска: 47

Articulus

Силен тот, кто не угнетает слабого, даже если наносится ущер

Владимир Шкода

Однажды римский император послал вестника к падишаху Ануширвану. Тот прибыл ко двору падишаха, смотрит — стоит огромный дворец. На троне сидит падишах, а разные другие эмиры и везиры сидят около него в креслах. Вестник осмотрелся, и одна стена во дворце показалась ему кривой.

— Почему эта стена кривая? — спросил он у кого-то.

— Здесь был дом одной старухи, — ответил тот. — В те времена, когда падишах строил этот дворец, он просил старуху:

«Продай мне этот дом». Но она не согласилась. И падишах никак не мог ее уговорить. Вот поэтому в этом дворце одна стена и осталась кривой.

— Эта кривизна куда лучше прямизны, которую достигают путем насилия, — сказал посланец. — В этом и заключается сущность справедливости. Не слыхал я, чтобы что-нибудь подобное бывало в прежние времена. Думается, что и в будущем никто из падишахов не поступит так.

Услышал эти слова Ануширван, обрадовался, наградил его и отпустил с почетом и славой.

 

Комментарий

 

Не знаю, как там у падишахов, поступали они так в будущем, или не поступали, но, если верить газетам, подобное случилось уже в наше время в одной европейской столице. Прямая современная улица на окраине города резко изгибается. Гиды объясняют: когда планировали новостройку, фермер, владевший здесь землей, отказался продать ее городу. Пришлось делать крутой поворот.

В разных языках слово «право», об этом уже шла речь, но нелишне повторить, этимологически восходит к слову «прямо» или выражению «идти прямым путем». Метафора прямого пути часто встречается в Библии: «Путь праведника прям» (Ис. 26, 7); «Сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13, 10) и т.п. Прямое ассоциируется с истинным, а кривое с ложным. И «блуд» здесь же. Блуд есть рас-путство, т.е. блуждание неверными путями.

Перемещение по прямому пути – самый простой вид движения. При таком движении легко предсказываются будущие состояния. Отсюда важная социальная функция права – оно обеспечивает известную предсказуемость человеческого поведения. Разум вообще что-то значит только в упорядоченной или разумной жизни. Право и сообщает жизни разумность, как бы вразумляет ее. Только в такой жизни человек может ставить цели и достигать их, предсказывать действия власти и других людей, чтобы учесть их в своих планах. Это напоминает игру в шахматы. Игра вообще возможна, если есть правила. Следуя правилам, я могу рассчитывать свои действия и распознавать действия противника.

Что же, однако, получается? Мы превозносим прямизну, а в сказке вестник римского императора одобряет кривизну. Одно другому не противоречит. Сущность права метафорически выраженная в прямизне – это пришлось к слову. А в сказке падишах пожертвовал эстетикой ради этики. Кривая стена для дворца – некрасиво, но решение сделать стену кривой для падишаха благородно. Справедливый поступок, по-видимому, всегда связан с усилием. Потому что приходится поступиться желанием. Кант сказал: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Возведение прямой стены закончилось там, где она подошла к дому старухи.

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное