Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

Один бедный человек нанялся к богатому человеку пасти коров.


2006-12-10
Номер выпуска: 46

Articulus

Как справедливость может обернуться несправедливостью

Владимир Шкода

В давние времена жили-были два человека. Один был беден, другой ‑ богат. Бедняк взял у богатого двух коров и пас их. В награду он получал от обеих коров молоко.

Богач был добрый человек. Однажды он сказал бедняку:

‑ Если ты и дальше будешь пасти моих коров, и они принесут телят, я дам часть их тебе.

И вот принесли коровы телят. Богач пришел к бедняку и сказал:

‑ Давай делить коров.

‑ Каких коров? У меня нет твоих коров.

Богач возмутился и стал спорить. Наконец решили они пойти к султану. По пути встретился бедняку его приятель.

‑ Куда идешь? – спросил он.

‑ Я иду с этим богачом к султану, ответил бедняк.

‑ А какое у тебя к нему дело?

‑ Этот богач собирается жаловаться на меня. Я пас его коров, а теперь не хочу их ему отдавать.

Приятель сказал бедняку:

‑ С султаном тебе будет не так просто.

‑ Что же мне делать? – спросил бедняк.

‑ Пойдем вместе, - ответил приятель, я тебя научу, что делать. Когда мы придем к султану и он станет спрашивать у тебя, как было дело, ты не отвечай ему ни слова. Говори только: «Гм, гм». А я назовусь твоим свидетелем и помогу тебе.

Пришли они к султану. Богатый рассказал, как было дело. Султан стал спрашивать о том же бедняка. Но тот отвечал лишь одно: «Гм, гм, гм!».

Тогда султан обратился к приятелю бедняка:

‑ Ты можешь что-нибудь сказать об этом деле? Что с твоим другом?

Приятель ответил:

‑ Этот человек от рождения немой. Его язык беспомощен. Коровы же принадлежат ему, а не богачу. Богач давно зарился на этих коров и хотел воспользоваться его беспомощностью. Он думал: раз бедняк не умеет говорить, он не сможет постоять за себя.

Услышав такое, султан очень разгневался.

‑ Ты совершил большую несправедливость, ‑ сказал он богачу. – Зачем ты привел ко мне этого бедного человека?

С этими словами он прогнал богача. А бедняк и его друг пошли домой.

Когда они добрались до дому, приятель сказал бедняку:

‑ А теперь давай делить коров. Ведь мне причитается доля за помощь.

Но тот ему ответил:

Гм, гм, гм!

Приятель рассердился:

‑ Ах, раз так, пойдем к султану.

Пошли они к султану. Приятель, недавний свидетель сказал:

‑ Султан, коровы, о которых шла речь, принадлежат богачу.

‑ Но недавно ты говорил, что коровы принадлежат бедняку, - заметил султан. – А ты что скажешь на это? – обратился он к бедняку.

‑ Гм, гм, гм.

‑ Он прекрасно умеет говорить, вступил приятель, - сейчас он только притворяется.

Тут султан рассердился:

‑ Если ты сейчас уверяешь, что он умеет говорить, значит, ты в прошлый раз лгал?

И он прогнал его. А коров оставил бедняку.

 

Комментарий

 

Обычно в сказках богатые люди злые и несправедливые, а бедные ‑ добрые и справедливые. В этой сказке, как видим, наоборот. И дальше станет ясно, почему это так. В чем, собственно, здесь справедливость, которая обернулась несправедливостью? В том, что богатый человек хотел вознаградить бедняка за его труды. И еще более в том, что когда коровы отелились, он пришел к бедняку и сказал: «Давай делить коров». Он не сказал: я дам тебе столько-то телят, столько, сколько считаю нужным дать. В таком случае бедняк мог бы считать себя обделенным и почувствовать несправедливость. Нет, богатый человек пришел и предложил сообща поделить коров.

Когда два человека берутся по-хорошему что-либо разделить между собой, они надеются договориться об условиях, отвечающих справедливости. Если им надо разделить, например, много предметов, однородных, но неодинаковых по ценности, скажем, три десятка яблок, они могут  действовать так. Каждый поочередно выбирает лучшее, на его взгляд, яблоко, а кому начинать, решают жребием. Таким способом богач и бедняк могли бы разделить коров. Состоялась бы приватизация коллективной собственности. Почему коллективной? Потому что в данном случае собственность, подлежащая распределению, представляет собой единство двух составляющих –  собственности  богача или коров, которые он изначально передал бедняку для выпаса, и результа труда самого бедняка.

Как видим, вышло иначе. Распределение произошло, но самым несправедливым способом: бедняк получил все, а богач не получил ничего. Далее, понятно, судебное разбирательство у султана. А по дороге на суд рождается новая несправедливость. Приятель бедняка подбивает его на обман – симуляцию немоты. Так всегда; единожды совершив несправедливый поступок, человек обречен творить несправедливость и дальше. Теперь становится понятно, почему в этой сказке именно бедняк представлен злым и несправедливым. Представим себе картину: богач приводит на суд бедного немого человека, чтобы отобрать у него коров. А один добрый человек решил помочь бедняку и изложить суть дела. Так складывается ситуация в воображении султана. Понятен его гневный возглас богачу: «Ты совершил большую несправедливость». А ведь сказано по этому случаю: «И бедному не потворствуй в тяжбе его» (Ис. 23, 3). Иными словами, не становись на сторону бедного, только потому, что он бедный. Вот так справедливость обернулась несправедливостью. Человек, предложивший справедливо разделить коров, осужден высшей властью за несправедливость. Или иначе: человек отнесся к другому справедливо, а в ответ претерпел от него несправедливость.

Теперь рассмотрим отношение между бедняком и его приятелем. Приятель – плут. Ввел в заблуждение султана и тем обеспечил несправедливое судебное решение. Сделал он это неспроста, когда бедняк выиграл дело, он потребовал свою долю. Но ничего не получил: бедняк использовал против него прием, которому он же бедняка и научил. Отсюда мораль: не учи ближнего обманывать, ибо ближний может обмануть тебя самого. Не помог приятелю и суд. Султан обвинил его в лжесвидетельстве и прогнал. Легко еще отделался.

Что можно сказать в конце о несправедливо пострадавшем? С коммунистической точки зрения никакой несправедливости здесь нет. Произошла экспроприация экспроприатора, как любят говорить коммунисты. Богач потому и богат, что эксплуатировал бедняка. И если бедняку каким-то образом удалось заполучить часть его собственности, значит, частично восторжествовала справедливость. А торжество полной справедливости выражала бы перефразированная к данному случаю знаменитая фраза основателя реального коммунизма: коровы принадлежат тому, кто их пасет. Как земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает. Что же все-таки получил из этой истории богатый человек как бы взамен коров? Он получил некоторый жизненный опыт. Возвращаясь с суда, он, возможно, сказал себе: не связывайся впредь с бедняком, не ставь его на одну доску с собой в важных делах. Впрочем, не все же бедняки мошенники. Может быть, не надо вообще связывать нравственные качества человека с его материальным положением?

 

 



Copyright © Владимир Шкода

В избранное