Пятидесятничество в России и в мире Российское пятидесятничество
Стратегии пятидесятников по инкультурации в российскую традицию
Оксана Куропаткина
С начала 1990-х годов пятидесятничество (которое вскоре разделилось на традиционное, «умеренное» и «новое») вышло из «сектантского» подполья и развило легальную миссионерскую деятельность. В конце 1990-х годов руководству пятидесятнических союзов стало ясно, что, несмотря на значительные успехи в росте общин, верующие сталкиваются с неприятием и общества, и государства, воспринимающего их не только как «сектантов», но и как носителей американской культуры и, соответственно,
предателей национальной. Для того, чтобы быть принятыми, им нужно было доказать, что они остаются русскими, несмотря на то, что не являются православными. В связи с этим были выработаны следующие стратегии инкультурации:
1) Концепция патриотизма. Пятидесятники позиционируют себя как патриотов своей страны и выдвигают следующие аргументы:
а) Активная социальная работа, в частности, реабилитация алкоголиков и наркоманов. Пятидесятники утверждают, что их любовь к Родине выражается в заботе о конкретных ее гражданах.
б) Приверженность семейным ценностям и исключительное внимание, которое уделяется отношениям супругов и воспитанию детей. Это давняя пятидесятническая традиция, которую отмечали еще советские исследователи. [Калугин В.М. Современное сектантство, его разновидности и идеология. – М., 1962. – с.23; Клибанов А.С. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. – М., 1973. –с.164; Эволюция христианского сектантства в СССР. – М., 1979. – с.61; Акинчиц А. Эволюция
сознания в новых поколениях верующих в советском обществе ( автореферат докт.дисс.).- М.,1988- с.13; Мельник В.И. Новый тип верующего в пятидесятничестве. – Киев, 1991. –с.27; Подоляк В.А. Миссионерская проповедь в протестантских общинах// Протестантские организации в СССР. – М., 1989. – с.139.] Пятидесятники утверждают, что их семейная политика (многодетные семьи, роль мужчины как главы семьи) – конкретный ответ на демографический кризис в стране. Кроме того, они считают,
что придерживаются традиционных для России ценностей и уже поэтому могут с полным правом считаться и подлинно русскими, и патриотами.
в) Воспитание ответственного отношения к труду. Пятидесятники большое внимание уделяют воспитанию трудовой этики; таким образом, считают они, происходит воспитание сознательных граждан, которые, благодаря своему умению работать, обеспечивают процветание не только свое, но и всей страны: чем больше будет людей, придерживающихся "евангельских ценностей" в повседневной жизни, тем более процветающей будет Россия.
2) Получение гуманитарного образования. Если в начале 1990-х образование считалось совершенно не обязательным (поскольку пятидесятническая среда была подчеркнуто антиинтеллектуальной), то теперь пасторы-интеллектуалы поощряют своих прихожан получать хорошее светское образование, чтобы на равных разговаривать с интеллигенцией. Эта стратегия дала свои результаты: в начале 2000-х годов в пятидесятнические общины пришли образованные люди. В Российской церкви христиан веры евангельской, Ассоциации
христианских церквей «Союз христиан», в Чебоксарском и Томском христианских центрах, в церкви «Новая жизнь» (Барнаул) есть аспиранты, кандидаты и доктора наук. Несколько пятидесятнических пасторов прошли или проходят обучение в Российской академии государственной службы. Ассоциация христианских церквей идет еще дальше: она провозглашает преимущество светского образования над духовным и предпочитает сотрудничать с государственными вузами, например, организовывает там специальные христианские
группы. Кроме того, например, «новые» пятидесятники тесно сотрудничают с Российской христианской гуманитарной академией – светским межконфессиональным вузом с высоким уровнем образования. Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» специально отправляет учиться туда своих пасторов.
3) Создание национального "евангельского" богословия. Для этого пятидесятнические интеллектуалы стали тщательно изучать историю русского сектантства (стригольничества, хлыстовства, молоканства, духоборства, штундизма), во-вторых – православное богословие как неотъемлемую часть русской культуры. Смысл этого российские пятидесятники видят в том, чтобы совершить синтез протестантизма и российского православия, и таким образом, создать самобытное богословие, которое не зависит от американских
образцов и не будет вызывать отторжения у русских людей. Однако по вопросу «русификации» есть несколько точек зрения. Одни считают, что нужно обратиться прежде всего к классической русской литературе для того, чтобы быть ближе к своему народу и чтобы проповедь была успешнее, а также для того, чтобы в России появились свои авторитетные лидеры. Такова позиция многих «умеренных» пятидесятников. Другие считают, что нужно приобщиться не только к производным, но и к духовным корням российской культуры
– православию, при этом оставаясь последовательными протестантами. Они стараются найти протестантские корни в российской культуре и «евангельскую традицию» в русском православии, и таким образом, отвергнув «византинизм», считать себя православными по духу, а не по букве Интерес к православному богословию характерен для интеллектуалов из «умеренных» и «новых» пятидесятников. Третьи свое увлечение православием превращают в своеобразную эклектику: в тамбовской церкви
«умеренных» пятидесятников «Свет истины» считают, что нужно по возможности использовать православные традиции в церкви – благоговение, стройное пение без инструментальной музыки; в церквях ассоциации «новых» пятидесятников «Виноградник» могут висеть православные иконы, верующим из Ивановского христианского центра разрешают исповедоваться в РПЦ, наконец, в Свободной православной церкви в Калининграде (это именно пятидесятническая, а не православная церковь) служится
литургия восточного обряда, а наряду с глоссолалией практикуется Иисусова молитва. Четвертая группа (интеллектуалы из «новых» пятидесятников) предлагают не слепое копирование православных традиций, а творческий синтез. Яркий представитель подобного взгляда – пастор церкви «Дом Отца» (Москва) Михаил Дубровский. Взгляд Дубровского на успех аккультурационных попыток в целом пессимистичен: несмотря на все усилия интеллектуалов, рано праздновать победу: пятидесятники не нашли еще ни своего
богословского пути, ни своей культурной ниши. Богословие должно быть осмыслено в контексте российской культуры и отвечать на российские вопросы и проблемы, на которые не могут ответить книги американских авторов. Уникальна позиция церкви «Краеугольный камень» (Казань). Руководство церкви считает, что у православия есть глубина, но часто не хватает «духа», а у «новых» пятидесятников есть «дух», но часто нет глубины, поэтому две эти церкви должны сотрудничать и взаимно обогащать
друг друга. Члены церкви читают В.Лосского, Н.Бердяева, П.Флоренского, Г.Флоровского; одно время проводился семинар по изучению творений Иоанна Златоуста. Руководство церкви приглашало московских специалистов читать лекции по патрологии и богословию иконы.
Тем не менее, остаются проблемы. Национальное пятидесятническое богословие еще только рождается. Россия еще не дала лидеров, равных по своему авторитету западным «отцам», поэтому подавляющее большинство литературы в пятидесятнических общинах – переводы иностранных текстов. К тому же, пятидесятнические интеллектуалы еще только ищут более-менее приемлемые пути совмещения православия и протестантизма, западного индивидуализма и российской «соборности».