Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятидесятничество в России и в мире Российское пятидесятничество


Стратегии пятидесятников по инкультурации в российскую традицию

Оксана Куропаткина

С начала 1990-х годов пятидесятничество (которое вскоре разделилось на традиционное, «умеренное» и «новое») вышло из «сектантского» подполья и развило легальную миссионерскую деятельность. В конце 1990-х годов руководству пятидесятнических союзов стало ясно, что, несмотря на значительные успехи в росте общин, верующие сталкиваются с неприятием и общества, и государства, воспринимающего их не только как «сектантов», но и как носителей американской культуры и, соответственно, предателей национальной. Для того, чтобы быть принятыми, им нужно было доказать, что они остаются русскими, несмотря на то, что не являются православными. В связи с этим были выработаны следующие стратегии инкультурации:

  • 1) Концепция патриотизма. Пятидесятники позиционируют себя как патриотов своей страны и выдвигают следующие аргументы:
  • а) Активная социальная работа, в частности, реабилитация алкоголиков и наркоманов. Пятидесятники утверждают, что их любовь к Родине выражается в заботе о конкретных ее гражданах.
  • б) Приверженность семейным ценностям и исключительное внимание, которое уделяется отношениям супругов и воспитанию детей. Это давняя пятидесятническая традиция, которую отмечали еще советские исследователи. [Калугин В.М. Современное сектантство, его разновидности и идеология. – М., 1962. – с.23; Клибанов А.С. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. – М., 1973. –с.164; Эволюция христианского сектантства в СССР. – М., 1979. – с.61; Акинчиц А. Эволюция сознания в новых поколениях верующих в советском обществе ( автореферат докт.дисс.).- М.,1988- с.13; Мельник В.И. Новый тип верующего в пятидесятничестве. – Киев, 1991. –с.27; Подоляк В.А. Миссионерская проповедь в протестантских общинах// Протестантские организации в СССР. – М., 1989. – с.139.] Пятидесятники утверждают, что их семейная политика (многодетные семьи, роль мужчины как главы семьи) – конкретный ответ на демографический кризис в стране. Кроме того, они считают, что придерживаются традиционных для России ценностей и уже поэтому могут с полным правом считаться и подлинно русскими, и патриотами.
  • в) Воспитание ответственного отношения к труду. Пятидесятники большое внимание уделяют воспитанию трудовой этики; таким образом, считают они, происходит воспитание сознательных граждан, которые, благодаря своему умению работать, обеспечивают процветание не только свое, но и всей страны: чем больше будет людей, придерживающихся "евангельских ценностей" в повседневной жизни, тем более процветающей будет Россия.
  • 2) Получение гуманитарного образования. Если в начале 1990-х образование считалось совершенно не обязательным (поскольку пятидесятническая среда была подчеркнуто антиинтеллектуальной), то теперь пасторы-интеллектуалы поощряют своих прихожан получать хорошее светское образование, чтобы на равных разговаривать с интеллигенцией. Эта стратегия дала свои результаты: в начале 2000-х годов в пятидесятнические общины пришли образованные люди. В Российской церкви христиан веры евангельской, Ассоциации христианских церквей «Союз христиан», в Чебоксарском и Томском христианских центрах, в церкви «Новая жизнь» (Барнаул) есть аспиранты, кандидаты и доктора наук. Несколько пятидесятнических пасторов прошли или проходят обучение в Российской академии государственной службы. Ассоциация христианских церквей идет еще дальше: она провозглашает преимущество светского образования над духовным и предпочитает сотрудничать с государственными вузами, например, организовывает там специальные христианские группы. Кроме того, например, «новые» пятидесятники тесно сотрудничают с Российской христианской гуманитарной академией – светским межконфессиональным вузом с высоким уровнем образования. Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» специально отправляет учиться туда своих пасторов.
  • 3) Создание национального "евангельского" богословия. Для этого пятидесятнические интеллектуалы стали тщательно изучать историю русского сектантства (стригольничества, хлыстовства, молоканства, духоборства, штундизма), во-вторых – православное богословие как неотъемлемую часть русской культуры. Смысл этого российские пятидесятники видят в том, чтобы совершить синтез протестантизма и российского православия, и таким образом, создать самобытное богословие, которое не зависит от американских образцов и не будет вызывать отторжения у русских людей. Однако по вопросу «русификации» есть несколько точек зрения. Одни считают, что нужно обратиться прежде всего к классической русской литературе для того, чтобы быть ближе к своему народу и чтобы проповедь была успешнее, а также для того, чтобы в России появились свои авторитетные лидеры. Такова позиция многих «умеренных» пятидесятников. Другие считают, что нужно приобщиться не только к производным, но и к духовным корням российской культуры – православию, при этом оставаясь последовательными протестантами. Они стараются найти протестантские корни в российской культуре и «евангельскую традицию» в русском православии, и таким образом, отвергнув «византинизм», считать себя православными по духу, а не по букве Интерес к православному богословию характерен для интеллектуалов из «умеренных» и «новых» пятидесятников. Третьи свое увлечение православием превращают в своеобразную эклектику: в тамбовской церкви «умеренных» пятидесятников «Свет истины» считают, что нужно по возможности использовать православные традиции в церкви – благоговение, стройное пение без инструментальной музыки; в церквях ассоциации «новых» пятидесятников «Виноградник» могут висеть православные иконы, верующим из Ивановского христианского центра разрешают исповедоваться в РПЦ, наконец, в Свободной православной церкви в Калининграде (это именно пятидесятническая, а не православная церковь) служится литургия восточного обряда, а наряду с глоссолалией практикуется Иисусова молитва. Четвертая группа (интеллектуалы из «новых» пятидесятников) предлагают не слепое копирование православных традиций, а творческий синтез. Яркий представитель подобного взгляда – пастор церкви «Дом Отца» (Москва) Михаил Дубровский. Взгляд Дубровского на успех аккультурационных попыток в целом пессимистичен: несмотря на все усилия интеллектуалов, рано праздновать победу: пятидесятники не нашли еще ни своего богословского пути, ни своей культурной ниши. Богословие должно быть осмыслено в контексте российской культуры и отвечать на российские вопросы и проблемы, на которые не могут ответить книги американских авторов. Уникальна позиция церкви «Краеугольный камень» (Казань). Руководство церкви считает, что у православия есть глубина, но часто не хватает «духа», а у «новых» пятидесятников есть «дух», но часто нет глубины, поэтому две эти церкви должны сотрудничать и взаимно обогащать друг друга. Члены церкви читают В.Лосского, Н.Бердяева, П.Флоренского, Г.Флоровского; одно время проводился семинар по изучению творений Иоанна Златоуста. Руководство церкви приглашало московских специалистов читать лекции по патрологии и богословию иконы.

    Тем не менее, остаются проблемы. Национальное пятидесятническое богословие еще только рождается. Россия еще не дала лидеров, равных по своему авторитету западным «отцам», поэтому подавляющее большинство литературы в пятидесятнических общинах – переводы иностранных текстов. К тому же, пятидесятнические интеллектуалы еще только ищут более-менее приемлемые пути совмещения православия и протестантизма, западного индивидуализма и российской «соборности».


В избранное