Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятидесятничество в России и в мире Богословие 'нового' пятидесятничества


“Теология процветания”: западный и российский вариант

Оксана Куропаткина

Стремление преуспеть в земных делах - важная составляющая протестантского образа жизни. Особенно это характерно для американского варианта протестантизма и особенно для пятидесятнических церквей. В них сформировалась и достаточно широко распространилась т.н. «теология процветания» - учение о том, что христианин должен быть богатым и успешным. В конце 1980-х - начале 1990-х годов это учение «пришло» и в Россию, где оно постепенно приобретает новые черты, свойственные российскому менталитету. Чтобы разобраться, как это происходит, следует сделать небольшой исторический экскурс в историю формирования пятидесятничества как самостоятельного религиозного движения. В ней выделяются три «волны», давшие три направления и соответствующие им религиозные общины:

  • Первая - классические пятидесятники (начало ХХ вв.) ∙
  • Вторая - представители некоторых традиционных деноминаций, практикующих глоссолалию и крещение Святым Духом в пятидесятнической трактовке (1960-е годы). Западные исследователи называют их харизматами (Charismatics). Формально они не входят в пятидесятнические деноминации, а остаются в своей конфессии на положении особой группы. ∙
  • Третья - харизматы, вышедшие (1970-е годы.) из своих конфессий и образовавшие свои самостоятельные общины (в основном: Африка, Азия и Латинская Америка). За всеми ними закрепилось наименование «неохаризматы» (Neocharismatics).

Внутри данного направления следует выделить Движение веры (К. Хейгин, К. и Г. Коупленд, Дж. Аванзини, Ф. Прайс, М. Серулло и др.), возникшее» в конце 1970-х годов, с одной стороны, под влиянием философии т.н. «нового мышления», а с другой - лидера служения исцеления О. Робертса, а также А. Аллана.

Отметим, что «теология процветания» в наибольшей степени характерна именно для «третьей волны» и особенно для Движения веры. В России есть только несколько общин, которые можно отнести к собственно третьей «волне». Лидеры «обновленных» церквей выступают за модернизацию первой «волны», а не за конфронтацию с ней; поэтому их следует назвать харизматами - «обновленцами» своей собственной конфессии.

Очевидно, правильнее всего разделить российских пятидесятников на следующие группы и направления:

  • а) «традиционных», которые примыкают к первой «волне» (Объединенная церковь христиан веры евангельской - ОЦХВЕ);
  • б) «умеренных», которые отвергают жесткий бытовой консерватизм традиционных собратьев, однако скептически относятся к слишком, по их мнению, эмоциональному стилю богослужения харизматов (Российская церковь христиан веры евангельской - РЦХВЕ);
  • в) «новых», большая часть которых представлена в Российском объединенном союзе христиан веры евангельской (РОСХВЕ), а также частично в РЦХВЕ. Они есть и в двух других союзах, которые принципиально отказались от деноминационных границ (соответственно, принимают в свои ряды протестантов разных деноминаций) и предпочитают называть себя просто евангельскими христианами: Ассоциация христианских церквей «Союз христиан»- АХЦ (центр в Санкт-Петербурге) и Северо-Восточный союз евангельских церквей- СВСЕЦ (центр во Владивостоке). «Теология процветания» также имеет распространение в ряде независимых миссий и общин.

    Опираясь на предложенную типологизацию пятидесятнических объединений, сопоставим западный (классическую пуританскую, евангелическую и неохаризматическую модели) и российский варианты «теологии процветания», разобрав их основные положения. При этом, разбирая положения западных неохаризматических лидеров следует иметь в виду, что они довольно часто и подчас кардинально меняют свои взгляды. В этом, по их мнению, выражается «духовный рост».

    I

    Со времен Кальвина, как пишет М. Вебер, «выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача праведной жизни человека» [Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - Ивано-Франковск, 2002. - с. 57-58.]Бог, по мнению Кальвина, указал каждому свое дело, которое каждый должен выполнять как можно лучше. А потому труд, который раньше относился к сфере профанного, стал сакральным, так как отныне он стал восприниматься как главный способ «угодить» Богу. Эти идеи восприняли пятидесятники всех направлений, считающие, что «поступки, связанные с нашей земной жизнью - прополка, мытье машины, уборка в доме - могут стать инструментом для прославления и хвалы Богу»; что одна из важнейших добродетелей - трудолюбие, а лень - большой грех, пренебрежение к Божьему поручению; что лишь христианину, соблюдающему Слово Божие, гарантирован успех; что в ведении дел немалое значение имеет честность и т.д.[ См.: Мензис У., Хортон Ст. Библейские доктрины. Пятидесятническая перспектива.- Киев, 1999; Коупленд Г. Воля Божия для тебя. СПб., 1991; Аделаджа С. Успех во всем. М., 2001.].

    В российских харизматических церквах эти идеи стали активно проповедоваться относительно только недавно. Причем, проповеди американских проповедников о процветании были поняты в чисто русском духе: если человек уверовал, то ему ничего уже не надо делать, а деньги будут сыпаться с неба. Павел Савельев, лидер ассоциации «Харизма», в связи с этим заметил, что «новые» пятидесятники в России совершенно не поняли пуританский культурный бэкграунд, который стоит за проповедями американских евангелистов. Для самых ярых сторонников «теологии процветания» совершенно очевидно, что труд - необходимое и само собой разумеющееся условие «благословения». Разочарованных было достаточно и на Западе, однако их обиды были связаны скорее с тем, что им пообещали, что честный труд принесет им «финансовый урожай». Это же имел в виду и Алексей Радчук (представитель миссии «Вселенная - Иисусу»), когда говорил, что немало людей пришло в церковь, надеясь устроить свои дела по принципу «по щучьему веленью», однако, естественно, у них ничего не вышло; поэтому с обидами многие ушли из харизматических общин.

    С начала 2000-х годов ситуация стала меняться. «Новые» пятидесятники меньше стали говорить «о деньгах», а обратились к истокам: призывая верующих, прежде всего, «к честному труду во славу Божию»; к проявлению в личной деятельности таких христианских добродетелей, как ответственность, порядочность, активность и целеустремленность. Только так, в соответствии с «евангельской экономикой», можно разрешить экономические проблемы России и построить общество, где честные бизнесмены будут трудиться для процветания своей страны.

    В подтверждение можно привести мнение пастора Сергея Филинова, который в своем исследовании по проблемам трудовой этики отмечал, что одна из важных задач пасторской проповеди и деятельности состоит в необходимости, с одной стороны, объясня ть верующим ответственное отношение к своей работе и объяснить, что некачественный труд недопустим нигде: ни у верующего, ни у неверующего работодателя; а с другой - отучать россиян от привычки к халтурной работе.

    II

    Большинство неохаризматических лидеров стоит на классических протестантских позициях в вопросах о взаимоотношениях Бога и человека. Лидер шведской неохаризматической церкви «Слово жизни» У. Экман так об этом писал: «Мы на практике убеждаемся, что всё возможно верующему (Мк 9:23), и в то же время, как сказал Иисус, «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5)». Ему вторит Д. Йонгги Чо, главный пастор самой большой христианской церкви в Корее, который, хотя и отмечал большое значение человеческих возможностей, но подчеркивал: «Наше подсознание, конечно, влиятельно, но ограничено, и не может творить, как наш Всемогущий Бог»[ Cit.on.: The new international dictionary of Pentecostal and Charismatic movement. - Michigan, 2003. - p.522.].

    В России, по аналогии с Америкой, уделяется внимание экономическим вопросам: при некоторых харизматических церквах создаются специальные бизнес-школы и бизнес-курсы для христиан- предпринимателей. «Новые» пятидесятники усваивают классическую протестантскую модель и видят в верующем «рассудительного управителя», разумно устраивающего дела своего Господина. Отсюда вытекают вполне прагматические требования-указания о необходимости иметь четкий план действий, научиться искусству планирования времени. В ассоциации «Царство Божие» такое планирование распространяется даже на молитву: в духе К. Коупленда прихожан призывают называть конкретное количество денег, которые верующий хочет получить.

    III

    Согласно классической кальвинистской мысли, избранность человека подтверждается наличием успехов в его делах, что в свою очередь свидетельствует о том, что, «с Богом заключен завет - т.н. “ковенант” в терминологии пуритан. [ Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. - М., 2002. - с. 69.]Неохаризматы принимают это положение, и считают, что и они находятся в отношениях завета с Богом. Как считает К. Коупленд, исходя из того, что христиане уже заключили договор с Богом, им нужно только правильно пользоваться уже данной им силой и не просить Господа лишний раз о ней.

    В Движении веры к классической кальвинистской идее примешивается популярные в начале ХХ века идеи «позитивного мышления», согласно которым человеку нужно поверить в себя и найти те простые законы, выполнение которых принесет ему успех. В мире действуют, по мнению К. Хейгина, «законы веры», следуя которым можно добиться успеха и исцеления.

    Большинство пасторов «новых» пятидесятников в России не связывает напрямую жизненный успех и спасение. Спасение - это «программа-минимум», которую человек выполняет, когда искренне верит во Христа и стремится жить по Божьим заповедям. А вот «программа-максимум» - явление в своей жизни величия Господа - требует больших усилий и большей веры, это более совершенная модель христианской жизни.

    Ассоциация «Царство Божие» прямо заявляет, что «величина веры» равна величине успеха, хотя и оговаривает, что цель верующего - не материальные блага, а достижение величия, славы Бога в жизни христианина. Пристрастие к богатству и греховная жизнь в целом, как считает пастор Жилсимар Тарондо, быстро разрушат ту ограду, которой Бог защищает верующего.

    IV

    И в американском евангелизме, и в неохаризматизме стремление к успеху в финансовых делах сродни «духовной войне». Шведский проповедник Ульф Экман учил о необходимости устного исповедания и провозглашения своей веры для победы над сатаной во всех областях жизни. [Экман У. Жизнь и смерть во власти языка. - СПб., 1991. - c. 16.]Христианин получил власть как над миром естественным, так и над миром сверхъестественным; изгоняя дьявола - «духа нищеты», он может одновременно «призывать» к себе деньги: «Во имя Иисуса, деньги, приходите ко мне сейчас, и я передам вас моему Господу Иисусу Христу. Амэн. Аллилуйя». Нищета считается злым духом (или она порождена им). Ф. Прайс сравнивает преуспевающих христиан с фаталистически настроенными мусульманами, живущими в нищете. В последние дни, по мнению некоторых неохаризматов, богатство попадет в руки победителей - верующих.

    Точки зрения на бизнес как на «духовную войну» придерживаются церкви «Нового поколения», церковь «Прославление» (Абакан) и ассоциация «Царство Божие» - филиал одноименной бразильской церкви. В последней христианин призывается к «духовной войне» с дьяволом, стремящимся отобрать благословение. Церковь декларирует финансовое процветание, призывая бедняков, которых большинство в пятидесятнических церквах Латинской Америки, стремиться хорошо заработать.

    Однако к «духовной войне» в экономической сфере большинство российских харизматических церквей стало относиться с сомнением. Все большей популярностью пользуются взгляды украинского пастора Г. Мохненко, который весьма иронически описывает эксцентричные обычаи «призывать кровь Христа», например, на кошельки.

    V

    Деньги - знак Божьей силы, по мнению как кальвинистов, так и представителей современного неохаризматического движения - Дж. Аванзини и К. Коупленда.

    Изначально в пуританской традиции были разные точки зрения насчет того, насколько богатство является несомненным признаком Божьего благословения. Большинство рядовых американских пуритан XVII в. полагало, что богатый человек - спасенный человек. Томас Хукер и Джон Коттон, авторитетные пуританские богословы XVII в., считали, что богатство не бесспорный знак благословения. [Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. - М., 2002. - c. 67.]Джон Робинсон, их современник, полагал, что финансовое благополучие - признак Божьего благоволения, однако осуждал стремление к роскоши. [Tensions in American Puritanism. - New York, 1970. - p.73. ]Наконец, английский пуританин Ричард Бакстер указывал, что важно не богатство, а служение.[ Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. - М., 2002. - c. 65-66. ]

    В американском евангелизме ХХ века преобладала радикальная пуританская точка зрения [ Гаджиев К.С. США: протестантизм - религия американского образа жизни // Очерки истории западного протестантизма. - М., 1995. - c. 29; Coleman S. The Charismatic gift // Journal of theRoyal Anthropological Institute – 2004 - №3 (26) - р. 422.]. Как остроумно сформулировал ее исследователь Х. Шефер: «Без рынка нет спасения»[ Shafer H. Fundamentalism: the power and the Absolute. р.21.]. Он же отмечает, что эта доктрина - выражение экономической неолиберальной теории в религиозных терминах [ Ibid p.20]. Двойственность кальвинистской традиции передалась и неохаризматизму. Довольно часто акцент смещается на процветание как таковое, а не на ценность труда. Право христиан на богатство Дж. Аванзини, Т. Джейкс и Ф. Прайс (представители Движения веры) аргументируют тем, что, по их мнению, Иисус и Его последователи были богатыми. Богатство для христианина - воля Бога, по мнению Кл. Маклендона (Движение веры), или даже естественное право верующего, по мнению К. Коупленда; ведь Бог хочет, чтобы у Его детей было все самое лучшее: еда, одежда, машина и т.д.[ Cit. on: ibid. – р.22.] По мнению одного из лидеров «Движения веры», «ржавая машина бесчестит Бога». Действительно, многие представители «Движения веры» ведут шикарный образ жизни.

    Классическая пуританская традиция предполагает умеренность. Отметим, что лидер «Слова жизни», в отличие, например, от Бенни Хинна, вплоть до своего переезда в Иерусалим в 2004 г., жил по шведским меркам не очень богато (в комфортном, но не шикарном особняке на окраине Упсалы); деньги же от продажи книг и кассет он отдавал на служение.

    Бенни Хинн, яркий американский телеевангелист, в первый период своего служения (до знаменитого покаяния в 1993 году) утверждал, что у верующего, который не получает финансовых благословений, на самом деле дьявольская, а не «возрожденная» натура. Очень категоричным было его учение о процветании, из его уст нередко можно было услышать: «Я устал слышать о золотых улицах на небесах! Мне не нужно золото на небе. Мне оно нужно сейчас!».

    Эти суждения и призывы характерны и для других проповедников. Например, Д. Йонгги Чо активно утверждает идею финансового процветания и отдельно взятого человека, и церковной общины ссылками на то, что согласно Писанию, Бог есть Иегова - Ире, т.е. «восполняющий нужды». К тому же, дополняет Чо в своих книгах, благодаря победе Иисуса верующий стал царем вместе с Ним; пристало ли царю быть бедным? [ Чо Йоннги Д. Спасение, здоровье и преуспевание. - СПб, 1996. - c. 65-66, 73. ]. Акоп Мкртумян (председатель ассоциации «Мировая жатва») считает, что жертва Христа принесла, в том числе, и победу над нищетой; христианин, который живет в бедности, не использовал свои возможности.

    Но среди богословов и проповедников есть и более умеренная точка зрения. Так, К. Хейгин в одной из своих последних книг писал, что «свалившаяся огромная сумма денег вовсе не является индикатором Божьего благословения» и «мы должны прежде всего искать Божьего Царства, а не жить для получения материального благополучия».[ Хейгин К. Прикосновение царя Мидаса. - СПб, 1999.- c. 118 ,159. ] Как уже упоминалось, и такой ярый сторонник теории процветания «здесь и сейчас, на земле», как Бенни Хинн, некоторое время назад отошел от столь категоричных и крайних взглядов. Теперь из его уст можно услышать: «Библейский путь преуспевания - это гораздо больше, чем деньги … Отсутствие недостатка означает, что все ваши нужды удовлетворены». В поддержку такого подхода высказываются Д. Йонгги Чо, одобряющий тех, кто мужественно переносит материальные трудности; У. Экман - заявляющий, что христианин не должен жить в нищете, однако он может добровольно выбрать скромный образ жизни. [ Хинн Б. Библейский путь благословений. - СПб, 2001. - c. 84-85, 88; Экман У. Духовный лидер. - М., 2003. - c. 92. ]

    Обращаясь к характеристике российского пятидесятничества, приведем высказывания некоторых его лидеров. Павел Савельев (епископ ассоциации «Харизма») полагает, что должен быть баланс между «теологией богатства» (служение Богу только ради денег) и «теологией бедности» (уверенностью в том, что христианин не может быть обеспеченным человеком). Пастор Павел Таранов (церковь «Слово жизни», Саратов) считает, что богатство - не показатель духовности, однако нищета - это проклятие, и она заключается не в том, сколько у человека денег, а в его отношении к миру. Епископ Павел Тимченко (Северо-восточный союз евангельских церквей) думает, что служить Богу надо не из-за денег, однако, по его мнению, «теология процветания» помогла многим необеспеченным людям подняться. Пастор церкви «Солнце Правды» (Липецк) считает, что не нужно акцентироваться на «благословениях», чтобы не уподобляться язычникам; нужно служить Богу, и все приложится. Пастор Валерий Гареев (церковь «Солнце Правды», Воркута) говорит, что верит в личную веру, которая помогает получить благословения, однако финансовое процветание может быть не у всех верующих.

    Но если мы обратимся к представлениям рядовых членов общин “новых” пятидесятников, то следует признать широкое распространение среди них «простой мысли» - у христианина должен быть достаток.

    VI

    Для кальвинистской традиции очень важным моментом, подтверждающим «избранность» человека, является его участие в благотворительной деятельности. В XVII в. в Америке нищие считались проклятыми Богом, а потому и помогать им не было смысла. Однако после Великого Пробуждения (XVIII в.) произошла переоценка смысла и предназначения благотворительности. Она перешла в разряд христианского долга.

    Этот подход характерен для неохаризматов. К. Хейгин пишет, что верующие должны помогать нуждающимся своими деньгами и не быть скупыми. [ Хейгин К. Искуплены от бедности, болезни и духовной смерти.- Tulsa, 1991. - c. 10. ] Д. Принс, авторитетный представитель умеренного неохаризматизма, упрекает церкви за частое невнимание к нуждающимся, на которых деньги должны идти в первую очередь.[ Принс Д. Кто заботится о сиротах, вдовах, бедных и угнетенных? Бог…А мы? - СПб, 2002. - c. 41.] Б. Хинн призывает к благотворительности, указывая, что Бог благословляет человека богатством, рассчитывая на его благодеяния в отношении окружающих. [ Хинн Б. Библейский путь благословений. - СПб, 1998. - c. 99.]

    В России общины «новых» пятидесятников - одни из самых активных религиозных организаций-благотворителей. Для них благотворительность не столь тесно связана с «теологией процветания», как у их западных собратьев; чаще всего ее необходимость аргументируется скорее стремлением помочь «погибающему миру», чем выявить свою «избранность» и найти благочестивый способ получить “финансовые благословения”.

    VII

    Немаловажную роль в достижении благосостояния, по мнению американских евангеликов, играет десятина. Такое же отношение к ней в пятидесятничестве. Неохаризматические учителя подробно расписывают причины и следствия, порядок и размеры уплаты десятины, прежде всего, ссылаясь на Священное Писание и видя в ней - знак послушания Богу и залог финансового благополучия. [ Джон Аванзини отвечает на ваши вопросы о библейской экономике. - Киев, 1997. - c. 62; Чо Йоннги Д. Спасение, здоровье и преуспевание. - СПб, 1996. - c. 105; Принс Д. Божий план для твоих денег. - СПб, 1999. - c. 21, 62; Джойнер Р. Побеждая дух нищеты. - СПб, 2001. - c. 57; Аделаджа С. Финансовая победа. - М., 2001. - c. 35, 79. ]

    Кроме того, верующие призываются к иным формам пожертвования, размер которых они определяют сами. Например, члены церкви Экмана, в отличие от других неохаризматов, предпочитали давать не десятину, а пожертвования (по просьбе служителей или по «откровению» незнакомому человеку). Такой подход оправдывался тем, что если десятина есть исполнение заповеди Господа, которая просто открывает врата Божьих благословений, то пожертвования, количество которых не ограничено, способствуют их обильному излиянию. В этом случае денежные пожертвования становятся своеобразным «бизнесом», истоки которого видятся в библейских положениях, интерпретированных в современных смыслах: «Если вы посеяли сотню долларов на ниву благовествования, вы пожнете много сотен, в этом не может быть никакого сомнения» (идея базируется на Мк 10:29-30).[Аванзини Дж. 30, 60 и 100 крат. Ваш финансовый урожай. – Texas, 1992, – с. 12] Эта идея заимствована у известного пятидесятнического целителя О. Робертса, позднее перешедшего в методизм, а также у популярного проповедника 1950-х годов А. Аллана. Сеяние - образ для пожертвований: это не потеря навсегда, а капитал, который верующий дает Богу, Который возвращает его христианину с прибылью (образ сеяния в Мф 13:3-9 считается подтверждением этого учения. Даже исцеление иногда непосредственно связывалось, например, с уплатой десятины. С. Аделаджа, лидер киевской церкви «Благословенное посольство Божие для всех народов», проповедует о «сеянии в квартиру»: давание пожертвований обеспечит решение жилищных проблем.[ Аделаджа С. Финансовая победа. - Киев, 2001. - c.18. ] Человек, по мнению Дж. Аванзини, должен хотеть, чтобы деньги, которые он пожертвовал, к нему вернулись. Если верующий не достигает финансового благосостояния, платя десятину, это происходит от недостатка его веры. [ Аванзини Дж. 30, 60 и 100 крат. Ваш финансовый урожай. - Texas, 1992. - c. 181, 26. ]. В адрес «Движения веры» за подобные высказывания посыпались обвинения в мошенничестве и обирании своих последователей, какие-то факты были доказаны.

    К. Хейгин, видимо, обеспокоенный таким развитием «теологии процветания», осудил распространенные заблуждения по поводу десятины: то, что она - вклад в Божье Царство и обязательно приносит умножение земного благополучия.: «Нет духовной формулы, по которой можно посеять «форд» и пожать «мерседес»»;[ Хейгин К. Прикосновение царя Мидаса. - СПб, 2001. - c. 121. ] то, что на своей десятине нужно обязательно указывать свое имя, иначе нет гарантии, что благословение придет;[Это утверждал Джейс Дуплантис]; что благодаря десятине можно избавиться от долгов.[Это утверждал Роберт Шамбач. ] Одна уплата десятины не обеспечивает финансового благополучия: необходимо послушание Богу и бескорыстное стремление жертвовать [Хейгин К. Иисус - открытая дверь. - СПб, 2006. - c. 134, 141. ]. По мнению некоторых неохаризматических лидеров, нужно проверять, на что идут пожертвованные деньги, и требовать у пастора отчетов.

    Проповедь о десятинах и пожертвованиях была очень распространена в харизматических общинах в 1990-х годах, на волне теологии «по щучьему веленью» и желании с помощью Бога поправить свои финансовые дела. И до сих пор в церквях «новых» пятидесятников фундаменталистского толка учат о «законе сеяния и жатвы», во многих общинах добровольная десятина считается залогом благополучия. При вступлении в церковь «Прославление» (Абакан) верующий подписывает обязательство платить десятину. В учебных заведениях «новых» пятидесятников изучаются богословские основы десятины. Однако в настоящее время учение о десятине приобретает более классические черты: это всего лишь выполнение Божьей заповеди, послушание Богу, а не механизм «выкачивания» денег. В церкви «Ковчег спасения», (г.Обнинск, Калужская область) не требуют даже обязательной десятой части: каждый дает, сколько хочет - кто 5%, кто 10%, кто 20%.

    VIII

    В неохаризматическом движении вопрос соотношения страдания и процветания, присутствующих в земной жизни верующих, решается по-разному. Одни богословы тесно связывают несчастья и неудачи с грехом. Другие - считают трудности неизбежной, а потому «нормальной» частью христианской жизни.

    Приведем некоторые примеры. Телеевангелист Дж. Беккер написал книгу «Я ошибался» («I was wrong»), где покаялся в своей проповеди доктрины «health and wealth» [The New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements. Michigan, 2003, p. 353] Ульф Экман пишет: «заявление о том, что христианин не может страдать, не имеет библейского основания» [Экман У. Все возможно с Богом. - М., 2003. - c. 117 ] Б. Хинн отмечает: «Послушание Господу не гарантирует нам гладкой дороги и отсутствия трудностей…Над последователями Христа часто насмехались, они были гонимы и заключаемы в тюрьмы». И его вывод состоит в следующем: страдания неминуемы, так как верующий призван к участию в смерти Христа и к смирению своей плоти [Хинн Б. Кэтрин Кульман: ее духовное наследие и ее влияние на мою жизнь. - СПб., 2000. - c. 178. ]По мнению Джойс Майер, популярной телепроповедницы, кроме наказания за грехи, страдания бывают ниспосланы для испытания и для того, чтобы научиться состраданию. Джон Бивер настойчиво повторяет мысль о необходимости страданий для христианина, поскольку они могут быть для него «духовной пустыней», как для израильтян после исхода, и нужны, чтобы сделать его зрелым. Проходя богооставленность и жизненные трудности, верующий учится побеждать свою плоть и приближается к Богу, Который не оставляет его никогда, но дает только необходимое, а не выполняет его капризы[ Бивер Дж. Победа в пустыне. - СПб, 2006. - c. 21, 24, 28. ].

    Кстати, можно отметить, что многие проповедники, которые говорили или говорят о «теологии процветания», своей жизнью продемонстрировали пример успешного преодоления трудностей: кто-то пострадал от насилия, у кого-то были серьезные проблемы со здоровьем, кто-то принимал наркотики, у кого-то было тяжелое детство. Но, как бы то ни было, сегодня практически все они демонстрируют успешность своей церковной и человеческой карьеры.

    Сопоставляя эти идеи с настроениями в российском пятидесятничестве, сошлемся сразу же на опыт латвийского пастора Алексея Ледяева, оказавшего существенное влияние на российское харизматическое движение. Он часто говорит о страданиях и неприятностях, которые сопровождают или подстерегают в земной жизни христианина. По его мнению, страдание вполне закономерно, и христианин должен стойко его переносить. Но вместе с тем христианин призван к преодолению страданий, чтобы явить славу Божию, которая выражается в победе христианина над жизненными трудностями.

    В церкви «Царство Божие» верующие убеждены, что именно в страданиях и неприятностях выковывается характер христианина- воина. Если в 1990-е годы проповедь в стиле «приди в церковь, и все твои проблемы решатся» и «верующий станет сказочно богатым» была очень популярна, то теперь она часто вызывает иронию. Распространена критика «тотального процветания» как нарушения евангельской вести. Все больше критики вызывают пасторы, ведущие шикарный образ жизни. Украинский пастор Г. Мохненко указывает, что из-за категоричной проповеди процветания у многих был психологический срыв, так как они не смогли стать богатыми.

    В российских общинах «новых» пятидесятников все больше говорят о страданиях, не отрицая при этом процветания. Наиля Аглиуллина, пресвитер церкви «Краеугольный камень» (Казань), считает, что христиане должны быть устремлены в Царство Божие, а не стремиться удобно устроиться в этом мире. Сергей Филинов, пастор церкви «Миссия живой веры», говорит, что в его церкви больше распространена проповедь о страдании, которая больше соответствует как христианской жизни, так и российскому менталитету.

    ***

    Подведем итоги. У западного и российского варианта «теологии процветания» есть ряд отличий. Во-первых, западная модель строится на кальвинистских принципах, на которых воспитывали веками; российские харизматы только начинают обретать эту классическую пуританскую почву. Во-вторых, если для западных пятидесятников «процветание» больше касается их самих, то для их российских единоверцев важно процветание всей страны (которое достигается добрым примером отдельных христиан). В-третьих, российскому менталитету оказался чужд образ Бога, который зависит от человеческих корыстных желаний. В-четвертых, российские харизматы, как правило, полемизируют с принятым в русской культуре восхвалением страдания как такового и считают, что верующий должен быть активным борцом, а не пассивным страдальцем, однако они больше, чем их западные коллеги, обращают внимание на важность страданий в жизни христианина. В-пятых, у российских «новых» пятидесятников вызывает больше критики шикарный образ жизни пасторов и погоня за деньгами.

    Вполне возможно, что через десять-пятнадцать лет «теология процветания» в России утратит американские черты и обретет национальные - например, станет похожей на трудовую этику купцов - старообрядцев.

    P.S. От автора: в ближайший год-два планируется публикации статьи, в которой будут приведены социологические данные, собранные по церквям “новых” пятидесятников на предмет их отношения к идее процветания. Данная статья - анализ богословских концептов Интернет-материалы Источники:

    • http://www.christianbook.com
    • http://www.wlim.org
    • http://www.sourceoflife.ru
    • http://www.invictory.org
    • http://www.podorojniy.org
    • http://imbf.org
    • http://www.bazar2000.ru
    • http://www.oicos.narod.ru
    • http://m-x.org.ua
    • http://www.cityofgod.orghttp://www.wallout.narod.ru
    • http://www.ngteam.org
    • http://www.caseytreat.com
    • http://elijahlistministries.safeshopper.com
    • http://www.bennyhinn.org
    • http://www.joycemeyer.org
    Сайты церквей:
    • http://www.mgnc.org
    • http://www.wolmos.ru
    • http://www.jesus.org.ru
    • http://www.kostroma.3dn.ru
    • http://www.ns.delovery.ru
    • http://eaglesofgod.ru
    • http://www.newlandchurch.ru
    • http://www.mlfmsk.ru
    • http://www.rudenky.ru
    • http://www.churchjc.com
    • http://www.ngrussia.ru
    • http://www.ehcsib.org
    • http://www.kclc.ru
    • http://www.emmanuel-pskov.ru
    • http://www.logosbtc.com
    • http://youthofgrace.ru
    • http://spb3927.narod.ru
    • http://vifania.ru
    Апологетические сайты:
    • http://www.apolresearch.org
    • http://www.apologeticsindex.org
    • http://www.deceptioninthechurch.com
    • http://www.cephasministry.com
    • http://www.discernment.org
    • http://www.bible.ca
    • http://www.letusreason.org
    • http://www.charismat.mimohodom.ru
    • http://www.pfo.org
    • http://mirtebe.ru
    • http://cicministry.org
    • http://www.thebiblepage.org
    • http://www.kintera.org
    • http://www.rapidnet.com
    Исследования:
    • http://www.godsgenerals.com
    • http://www.evangelie.ru
    • http://www.drevolife.ru/bk_library
    • http://www.propadeutic.com
    • http://goliath.ecnext.com
    • http://www.infoblago.ru
    • http://www.glopent.net
    • http://en.wikipedia.org
    • http://www.portal-credo.ru
    • http://drugienovosti.com

В избранное