Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятидесятничество в России и в мире западный неохаризматизм


Дерек Принс: систематизатор неохаризматического богословия

Неохаризматизм, самое молодое движение внутри пятидесятничества, появившееся в конце 1970-х годов, по своей природе отвергает любую попытку его систематизировать: церковь, по мнению неохаризматов, ведет Святой Дух, Чье присутствие не поддается рациональному объяснению; пытаться выстроить последовательную систему из веры убьет живое присутствие Духа. Тем не менее, как и во многих религиозных движениях, в неохаризматизме назрела необходимость систематично изложить учение и практику. Для такой задачи как нельзя больше подходил Дерек Принс.

Он родился в Бангалоре (Индия) в английской семье. Вернувшись в Англию, учился в Кембриджском университете на философском факультете. Во время Второй мировой войны служил в медицинском корпусе. В 1941 году стал христианином. В 1949 году он был пастором в лондонской пятидесятнической церкви, в 1957 был главой учительского колледжа в Кении. В 1963 году переехал в США. Был одним из пяти основателей (Э.Бакстер, Ч.Симпсон, Д.Башам, Б.Мамфорд) т.н. «пастырского движения» (shepherding movement). В 1983 году вышел из него и продолжил самостоятельное служение.

Основная идея «пастырского движения», учение которого Принс сформулировал в своей книге «Ученичество, пастырство и ответственность» (Discipleship, shepherding and commitment), была в том, что после того, как Христос принес Себя в жертву, проявив послушание Отцу, верующие находятся в «отношениях завета» с Богом; они должны выражаться в освящении жизни христиан и их подчинении пастору и друг другу. Для этого организовывались малые группы (ячейки), которые вел «пастырь»- мирянин, подчиненный пастору, который, в свою очередь, был подотчетен одному из пяти основателей. От верующего требовалось беспрекословное послушание своему наставнику. Идея эта не нова, она имела место в раннем методизме и в учении известного китайского проповедника Вочмана Ни, но в «пастырском движении» она была четко сформулирована и повсеместно претворялась в жизнь. Это движение вызвало массу нареканий: известный телеевангелист Пэт Робертсон написал открытое письмо лидерам, обвиняя их в том, что их пасомые озабочены больше отношениями с «пастырем», чем с Богом. Принс отказался от крайностей «пастырского движения»; во многом под его влиянием от них отказался и другой неохаризматический деятель Боб Вайнер. Принс осудил практику «крещения в пастора», которая принята в церквях Алексея Ледяева, считая, что нужно идти не за человеком, а за Богом.

Принс испытал влияние «Движения веры»: он учит о важности «позитивной речи» и устного исповедания, о процветании христианина и необходимости платить десятину и давать приношения: это залог финансового благополучия. Впрочем, он советует верующим для начала разобраться, на «помазанное» ли служение они дают деньги, и, кроме того, требовать от пастора отчетов о том, на что пошли пожертвования и десятины. Принс упрекает неохаризматические церкви за частое невнимание к нуждающимся, на которых деньги должны идти в первую очередь.

Несмотря на то, что Принс в свое время был подвержен крайностям, тем не менее, именно он стал идеологом «умеренного» неохаризматизма. Это видно прежде всего в его самой известной книге «Основы учения Христова». Это четко и ясно написанный катехизис, который мало в чем расходится с классическим пятидесятническим учением. Он рассматривает все догматические вопросы: Триединство Бога, Богочеловечество Христа, водное крещение и «крещение Святым Духом», ангелологию и демонологию, эсхатологию. Все догматические построения Принса снабжены подробным анализом греческих и еврейских слов из библейских пассажей (Принс очень хорошо знал древние языки). Его работа выглядит не только как учебник по догматике, но и как библеистическое исследование в духе консервативных протестантских авторов (и это на фоне неприязни неохаризматов к академической науке). Принс осуждает латиноамериканцев, воспринявших Христа как политического Освободителя, между тем как Библия не дает для этого оснований; по его мнению, такое использование Бога для решения политических проблем означает веру в «ложного Иисуса».

Все остальные книги Принса вместе представляют собой свод практических рекомендаций по всем сферам жизни, основанных на библейской экзегезе, которую он проводит так же основательно, как и в своем катехизисе. Принс последовательно изложил учение о преуспевании и десятине, о «позитивном мышлении» (согласно ему, христианин должен быть уверенным в себе и позитивно настроенным), о браке, сексе и воспитании детей, о роли еврейского народа в конце времен (согласно общепятидесятническому учению, евреи перед Вторым пришествием Христа вернутся к Богу; таким образом, «Израиль по плоти» и «Израиль по духу» (христианская церковь) соединятся; одним из знамений близости такой перспективы пятидесятники считают возвращение евреев на свою историческую родину, согласно библейским пророчествам, и создание государства Израиль).

В вопросе об экзорцизме Принс проявил себя не только как систематизатор мнений, но и как оригинальный богослов. Прежде всего он утверждает, что и в христианине могут быть бесы. Демонической активностью объясняются эмоциональные и сексуальные проблемы, в том числе и гомосексуализм. Бесы могут проникнуть в человека не только через его личный грех, колдовское или обычное (навлеченное грехами своими собственными или предков) проклятие, но и через, например, пережитый эмоциональный шок или психологическое давление в детстве. Перед совершением над ним экзорцизма человек должен покаяться, исповедать свои грехи и простить все обиды. Кроме того, христианин, чувствующий демонические атаки, должен проверить, нет ли у него дома «мерзостей», т.е. произведений искусства языческих народов, так как в них могут находится бесы. Учение Принса об экзорцизме пользуется большой популярностью в странах Африки, в частности, в Гане.

Итак, Дерек Принс знаменует собой новый этап развития неохаризматизма: на смену пророку приходит ученый, на смену спонтанным откровениям – кропотливое изучение священного текста – Библии, на смену разрозненным и противоречивым учениям – последовательный и систематичный катехизис.


В избранное