Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пятидесятничество в России и в мире межконфессиональные отношения


Стратегии «новых» пятидесятников в сфере достижения межконфессиональной толерантности

Пятидесятники – та протестантская конфессия, которая испытывает наибольшие сложности в России. Общество относится к ним очень подозрительно, антикультовое движение провозглашает большую их часть "тоталитарной сектой". Поэтому им необходимо находить общий язык с верующими других конфессий, укреплять толерантность в обществе: именно пятидесятники больше всех из христианских конфессий страдают от интолерантности.

Пятидесятников в России можно условно разделить на три группы: классические, или "традиционные" пятидесятники (входят в Объединенную церковь христиан веры евангельской - ОЦХВЕ), "умеренные" (их примерно половина в Российской церкви христиан веры евангельской - РЦХВЕ) и "новые" (практически весь Российский объединенный союз христиан веры евангельской – РОСХВЕ, половина союза РЦХВЕ, часть в Ассоциации христианских церквей «Союз христиан» - АХЦ и Северо-восточном союзе евангельских церквей (СВСЕЦ), а также ряд независимых церквей и миссий).

Именно "новые" пятидесятники – самая уязвимая часть российского пятидесятничества (к ним предъявляют претензии и за экстатическое богослужение, и за проповедь здоровья и богатства для христианина, и за "американизированность"), поэтому они наиболее активно разрабатывают стратегии достижения межконфессиональной толерантности.

Помимо практических причин, для стремления к единству есть и богословская база. Во-первых, общепротестантская экклезиология предполагает, что Тело Христово состоит из многих поместных общин, чьи конфессиональные отличия не имеют значения, главное – преданность Христу. Во-вторых, российские "новые" пятидесятники считают, что над Россией навис Божий гнев за десятилетия безбожной жизни, и поэтому всем христианам, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, нужно объединиться для совместной молитвы и призывать страну к покаянию. Не все "новые" пятидесятники придерживаются такой позиции; есть те, кто считает спасенными только себя, однако таких меньшинство.

Сложно складываются отношения "новых" пятидесятников с их самыми близкими братьями – традиционными пятидесятниками. Последние осуждают "модернизированных" собратьев за слишком свободный,по их мнению, стиль богослужения и т.н. "теологию процветания". Однако, если лидер ОЦХВЕ Иван Федотов западный неохаризматизм резко осуждает, то к российским "новым" пятидесятникам» он относится мягче, признавая их братьями. Со своей стороны, руководство РОСХВЕ, в частности, Сергей Ряховский, делает все, чтобы подчеркнуть принципиальное единство пятидесятничества;отношения разных групп внутри этой конфессии должны быть отношениями отцов и детей, старших и младших братьев, считают "новые" пятидесятники. На местах отношения сложные, однако в Алтайском крае и Татарстане сложилось продуктивное сотрудничество.

Следующий приоритет для "новых" пятидесятников – это отношения с т.н. "евангельскими христианами" (баптистами и адвентистами). Курс «История евангельского движения в России», который изучает русское сектантство (хлыстовство, духоборчество, молоканство, штундизм) и историю дореволюционного и советского протестантизма, есть в Евроазиатской семинарии союза Ряховского. "Новые" пятидесятники подчеркивают, что у них с баптистами и адвентистами общие духовные предки – русские богоискатели, которые уходили в "евангельское христианство" из официального православия, а также общие мученики. Такая стратегия дает свои плоды как на федеральном, так и на местном уровнях: создан Совет протестантских церквей России, куда входят РОСХВЕ, РЦХВЕ, баптисты и адвентисты; совсем недавно заявление на постоянное членство подала методистская церковь. Складывается сотрудничество с баптистами, например, в Карелии, Удмуртии и Кировской области.

Следующий уровень сотрудничества – это т.н. "классические" протестанты, в частности, лютеране. Во таком взаимодействии "новые" пятидесятники особенно заинтересованы, так как это показывает их "протестантскость", которая постоянно ставится под сомнение антикультистами. Общая установка такова: "Мы все – протестанты, и у нас общие исторические корни – Реформация". Сотрудничество не всегда складывается; в частности, пастор Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии принимал участие в сектоведческой конференции в Саратове "Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма" (2005), где выступил с резким осуждением "новых" пятидесятников. Кроме того, было заявление части лютеранских церквей, которые заявили, что протестантскими в полном смысле этого слова являются только лютеране. Таким образом, по их мнению, не только "новые" пятидесятники, но и баптисты не могут называться протестантами. Тем не менее, представители двух крупнейших лютеранских церквей (Евангелическо-лютеранской церкви и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии) присутствуют в качестве наблюдателей в Совете протестантских церквей России; в Татарстане, Пермской и Астраханской областях лютеране и "новые" пятидесятники сотрудничают.

У интеллектуальной элиты "новых" пятидесятников есть стремление наладить отношения и с православными. Впрочем, не стоит забывать, что часть пасторов (правда, небольшая) уверена, что в православии невозможно спастись. Большая часть «новых» пятидесятников таких резких мнений не высказывает, но в их среде распространена прямая или косвенная критика РПЦ за почитание икон, суеверие и обрядоверие. Тем не менее, есть и другая точка зрения. Более либеральная часть пятидесятников, как, например, Павел Тимченко, почетный глава Северо-Восточного союза евангельских церквей, признает вклад РПЦ и в культуру, и в христианизацию России. Пасторы церквей "Слово веры" (Краснодар) и "Новый Завет" (Пермь) считают, что нужно учитывать духовный опыт православия. Один из прихожан "Слова жизни" (Москва) полагает, что без учета православной традиции нельзя выработать самобытное "евангельское" богословие в России.

Есть пятидесятники, которые изучают православную традицию: в библиотеке Евроазиатской семинарии (главного учебного заведения РОСХВЕ) есть хорошая подборка книг по православному богословию, многие студенты интересуются восточнохристианской мистической традицией. Есть исследовательская работа Владислава Бачинина (Ассоциация христианских церквей "Союз христиан" (АХЦ)) о Ниле Сорском; на некоторых сайтах "новых" пятидесятников можно встретить цитаты из Иоанна Кронштадтского или увидеть в списке литературы по богословию книги А. Шмемана и В. Лосского.

Уникальна позиция церкви "Краеугольный камень" (Казань). Руководство церкви считает, что у православия есть глубина, но часто не хватает "духа", а у "новых" пятидесятников есть "дух", но часто нет глубины, поэтому эти две церкви должны сотрудничать и взаимно обогащать друг друга. Роман Усачев, пастор "Краеугольного камня", говорит, что их церковь – "пророческая" (там Дух свободно проявляет Себя в откровениях), а православная церковь – "апостольская" (хранительница древнего предания). Члены церкви читают В.Лосского, Н.Бердяева, П.Флоренского, Г.Флоровского; одно время проводился семинар по изучению творений Иоанна Златоуста. Руководство церкви приглашало московских специалистов читать лекции по патрологии и богословию иконы, верующие из РПЦ бывают в летнем лагере "Селах." В целом нужно отметить, что "Краеугольный камень" ведет наиболее конструктивный и серьезный диалог с православием.

И, наконец, есть группа пятидесятников, у которых увлечение православием превращаются в своеобразную эклектику: в церквях ассоциации "Виноградник" могут висеть православные иконы, верующим из Ивановского христианского центра разрешают исповедоваться в РПЦ, наконец, в калининградской Свободной православной церкви (это именно пятидесятническая, а не православная церковь) служится литургия восточного обряда, а наряду с глоссолалией практикуется Иисусова молитва.

Эту позицию критикует пастор церкви "Дом Отца" (Москва) Михаил Дубровский. По его мнению, происходит поверхностное заимствование, которое превращается в маскарад, и церкви, которые скатываются с "золотой середины" (диалога с православием) в "оправославливание", становятся эклектичными: ни протестантскими, ни православными.

Отметим, что стремление "новых" пятидесятников к общению с православными встречает отклик: часть либеральных православных активно контактирует с ними и ищет общую почву в диалоге о мистическом богословии пятидесятничества и православия.

Наконец, есть еще одна стратегия - отвержение деноминационных границ в принципе. Пастор Евгений Иванов (РОСХВЕ) осуждает протестантские церкви за неумение забыть о частностях и объединиться. Он считает, что протестантизм в России будет сильным только тогда, когда станет единой административной структурой. Какие-то церкви реализуют эти принципы на практике: союзы Павла Тимченко (СВСЕЦ) и Игоря Никитина (АХЦ) включают харизматов, методистов, пресвитериан и т.д. и считают себя просто евангельскими церквями.

Таким образом, "новые" пятидесятники стараются найти общий язык с традиционными пятидесятниками, "евангельскими христианами", лютеранами и православными, и, хотя сталкиваются с проблемами, тем не менее, достигают определенных результатов в сфере достижения межконфессиональной толерантности.


В избранное