Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире V это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: +Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком+. Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека V в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии +Образы человека+, готовящейся к публикации.
В первой части трилогии +Образы человека: религия и эзотерика+ дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге +Образы человека: наука и философия+ человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его +биопсихосоциальное единство+ с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге +Образы человека: возможности преображения+ рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ (продолжение)

Религия, эзотерика и оккультизм, превратившись в отдельные течения мысли, хранили и по сей день хранят неувядающую мечту человечества о подлинной трансформации - победе над смертью, над немощью и ограниченностью, над пространством и временем, над беспощадными законами физического бытия. Есть ли у этой мечты реальное основание, та опора, которая может дать надежду трезвому и последовательному уму, а не просто будоражить воображение поэта и утешать бесчисленных страдальцев несбыточными миражами?

На первый взгляд, все здесь зыбко и неопределенно. Повсюду мы встречаемся с неким пределом, за которым остаются лишь загадочные словеса, метафоры, намеки и обещания. Религия провозглашает всесилие веры - стоит перешагнуть порог смерти, и вы убедитесь в ее подлинности. Вы уже попробовали? Оккультизм, погруженный в мир идей, конструирует головокружительные модели из собственных символов и категорий - он силится привязать свои интеллектуальные фантазии к Реальности и, тем не менее, всегда остается где-то вдали, за пределами опыта и живого чувства, как бесплотное кружево малоубедительных формул. Практический мистицизм на их фоне, конечно, выигрывает: он предлагает непосредственно испытать проблески иного бытия и иного сознания. Но куда заводит нас этот чарующий блеск, если обещанная трансформация опять лежит по ту сторону бытия и никак не доступна нормальному опыту? Ведь по эту сторону мы сталкиваемся только со странными помрачениями чувств и блаженной неподвижностью в непостижимом свете, восприятие которого может оказаться всего лишь результатом психического расстройства.

В этой книге я попытался показать, что природа человека – не совсем то, а, может быть, и вовсе не то, что до сих пор представлялось нашему односторонне развитому интеллекту. Все эти понятия и представления - своего рода первоначальный набросок к целостному образу человека, где самые разнородные феномены находят свое место, где бытие и сознание пребывают в непривычных для нас отношениях, где вселенная - бесконечно шире любой религиозной или научной модели. Нам еще предстоит в других книгах трилогии «Образы человека» рассмотреть и разрешить целый круг вопросов: особенности научного понимания человека, современное состояние философских учений о человеке, кризис нынешнего технологического общества его возможности для изменения человечества. Концепция реальности и устройства человека как энергетической формы – это отдельная огромная тема. Сущность некоторых религиозных психотехник приобретает в этой связи новое и исключительно важное значение.

Мы редко задумываемся над тем, что все проблемы и ограничения человека, в конечном счете, обусловлены недоступностью той или иной области пространства (внутреннего или внешнего, физического или психического) для сознания - самого мощного фактора организации и контроля. Постижение человеком реальности всегда имеет двойственную направленность. Ничего нельзя со всей определенностью назвать внешним или внутренним: погружаясь в нетронутые сознанием уровни собственного организма, мы столкнемся с удаленными областями внешней природы. Когда мы пытаемся помыслить эту невообразимую реальность, ее непостижимость завораживает и одновременно влечет к себе, порождая дерзкий взлет фантазии. С другой стороны, грандиозные масштабы и безусловное всемогущество бытия не могут не вызывать благоговейного ужаса и трепета в микроскопическом сознании отдельной личности. Все антропоморфные мифы о Боге-творце, властелине судеб и миров, берут свой исток в этом неописуемом величии.

Какие только образы ни внушала сила подлинной реальности вне нас! Господь Бог и Сатана, Брахман и Дао, Шива и Шакти, Тонатиу и Тескатлипока, Иегова и Аллах - множество имен, символов, понятий служили и служат человечеству с целью обозначить, описать неописуемый корень всех вещей и явлений. Не столь уж часто мы отдаем себе отчет в бесплодности подобных усилий - они могут быть прекрасны и даже совершенны в сфере человеческой мысли, в пространстве искусства и воображения, но остаются принципиально чуждыми объекту своего вдохновения. Ибо в реальности наше бессилие и отчужденность от подлинного бытия начинается как раз вместе с попытками нарисовать мифологическую картинку или религиозный образ.

Придумав слово, схему, идею, мы с поразительным легковерием отождествляем «луну и указующий на нее палец» (согласно яркой аллегории дзэн-буддизма). Все наши потуги добраться до Дао, «пробудить» Кундалини и слиться с Абсолютом - не более чем затейливые игры с «пальцем» и малоэффективные дискуссии по поводу его устройства. Необходимы настоящее бесстрашие и отрешенность, чтобы признаться в том, что у нас нет никаких оснований приписывать реальности даже самые абстрактные и самые высокодуховные качества. Та подлинная сила, что движет явлениями внешнего мира и питает человеческое существо, остается в непроглядном и позабытом царстве; наша связь с нею утрачена, чувствование замутнено, а внимание отвлечено умственными потроениями и придуманными надеждами.

И только возвращение к живому чувству реальности - без языка и эгоистических галлюцинаций на тему «спасения» или «пробуждения» - дает нам шанс коснуться самой энергии бытия, той единственной энергии, что действительно творит, управляет, трансформирует. Конечно, человек сам является одним из бесчисленных феноменов вселенной. Его изначальная и сущностная природа неотделима от реальности и целиком погружена в океан породившей и питающей его силы. Можно сказать, что главной чертой существования человека является взаимопроникновение, непрестанный круговорот сил, ни в чем не знающий абсолютных границ, изолированных фрагментов, незыблемых отдельностей.

Важнейшая задача человека - возвращение к утраченной целостности, содержание которой доступно фундаментальному и присущему только человеку началу - сознанию. Впрочем, подобную целостность вряд ли можно назвать утраченной, ибо человек - существо, наделенное интеллектом и произвольным вниманием - по-настоящему собственной целостностью никогда не владел. На том уровне сложности, что свойственен нашему виду, целостность поистине означает всемогущество и свободу. Каждый раз, когда вдруг возникает эта неописуемая гармония между человеком и миром, случается маленькое чудо. Тот, кто нашел гармонию со всей вселенной, обретает ту самую глубинную связь, которая и обозначается древним словом «религия» и о которой еще предстоит написать.

 

 


Если у Вас возникли вопросы и пожелания, Вы можете написать автору.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: philosophy.manimage
Отписаться

В избранное